Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РФ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ




 

3.1. Проблемы развития наноидустрии в РФ

История неопровержимо свидетельствует о том, что едва ли все полезные изобретения и научно-технические разработки не только способствуют развитию экономики, но также ставят человечество перед новыми и подчас труднопредсказуемыми опасностями. В 2004 году банк Credit Suisse First Boston опубликовал аналитический доклад о будущем нанотехнологий. В нем утверждается, что нанотехнология является классической "технологией общего назначения". Другие технологии общего назначения - паровые двигатели, электричество и железные дороги - становились основой для промышленных революций. Нововведения такого рода обычно начинают свое развитие, как очень грубые технологии с ограниченными вариантами использования, но затем быстро распространяется на другие сферы жизни. Это приводит к началу "процесса креативной деструкции" (процесс, в котором новая технология или продукт предоставляют новые возможности и лучшие решения, результатом чего является полная замена предшествующей технологии или продукта). В ближайшем будущем креативная деструкция не только будет продолжаться, но и ускорится, и нанотехнология будет ее ядром.



Сегодня покупатель промышленного продукта платит за его проектирование, материалы, труд рабочих, стоимость производства, транспортировку, хранение и организацию продаж. Если нанофабрики смогут производить большой диапазон продукции в любое время и в любом месте, большая часть этих операций сделается ненужными. Поэтому неизвестно, как нанопроизводство повлияет на цены и на уровень безработицы. Гибкость нанотехнологического производства и возможность выпуска радикально лучшей продукции предполагает, что обычные товары не смогут конкурировать с продукцией нанофабрик во многих областях. Если технология нанофабрик будет принадлежать или контролироваться какой-либо одной организацией, это может привести к "новой монополизации". С другой стороны, если продукты нанотехнологий будут исключительно ценными, монополия позволит владельцам технологии установить высокие цены на всю продукцию для получения большой прибыли. Однако, это означает, что миллионы нуждающихся людей не получат доступ к жизненно необходимым дешевым технологиям. Со временем конкуренция снизит цены, но на раннем этапе появление монополии весьма вероятно. Тем более, что "бедные" страны мира не обладают возможностями для финансирований наноисследований. Но и в случае крупных держав, нанотехнологии будут способствовать снижению уровня экономического влияния отдельных государств, в которых рынок нанотехнологий будет недостаточно развит по сравнению с лидерами этого рынка на тот момент. Также маловероятно, что нерегулируемому коммерческому рынку нанотехнологий будет позволено существовать.

Проблемы развития рынка нанотехнологий в РФ непосредственно связаны и с тем, насколько реальны разговоры о модернизации в стране. Только жесткие требования по модернизации в части энергоэффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности, импортозамещения, наконец, национальной безопасности заставят заработать внутренний рынок России.

Вместе с тем, вопрос о российской нише на мировом рынке нанотехнологий становится все более актуален. Уже неоднократно говорилось, что еще 5-6 лет, и мы никому не будем нужны. Сегодня доля России в нанотехнологическом секторе рынка составляет 0.04%. [29] А времени остается все меньше и меньше. И хотя Россия - исключительно талантливая страна, и у РФ, безусловно, были шансы войти в число лидеров. Однако шансы в значительной степени упущены, из-за того, что мы сильно задержались на старте нанотехнологий, потеряв 7–10 лет.

Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка нанотехнологий в России является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений. Можно также говорить о том, что Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по патентам на нанотехнологические разработки и их комммерциализации.

Поэтому, для движения России в области нанотехнологий и наноиндустрии в ногу с развитыми странами первостепенное внимание должно быть сосредоточено на фундаментальных исследованиях. Они должны иметь оснащение и выполняться на самом современном уровне. В противном случае рынок нанотехнологий в РФ рискует не только оказаться на обочине длинной нанотехнологической дороги, но и в скором времени перестанет на должном уровне понимать мировые достижения в этой области.
Однако, это не означает, что усилия по организации производства и освоению рынка для продвинутых в практическом плане разработок должны быть ослаблены.  

Фундаментальные исследования и их материальное обеспечение имеют принципиальное значение для развития нанотехнологий и наноиндустрии. Сейчас часто высказывается мнение, что в области нанотехнологий у нас одинаковые стартовые позиции с передовыми странами. Хотя мы и располагаем высококвалифицированными кадрами и занимаем передовые позиции на ряде направлений, необеспеченность современным технологическим, диагностическим и исследовательским оборудованием не позволяет в достаточной мере реализовать имеющиеся возможности.
В последний раз более или менее массовое обновление парка научного оборудования проводилось около 20 лет назад при реализации Государственной программы СССР «Высокотемпературная сверхпроводимость». К тому же, исследования на Западе на многих направлениях начаты раньше. И ведутся значительно более широким фронтом.
Казалось бы, сейчас не о чем беспокоиться: в последние годы руководство страны, осознавшее жизненную необходимость развития нанотехнологий, предпринимает значительные усилия по организации на государственном уровне работ в этой области: созданы Правительственный совет по высоким технологиям и Госкорпорация «Роснано», выделяются значительные финансовые средства. Однако складывается впечатление, что роль фундаментальных исследований в развитии нанотехнологий государственными органами недооценивается. Минобрнауки фундаментальные исследования практически не финансирует. Фундаментальные исследования в области нанотехнологий ведутся за счет средств соответствующих ведомств. Центральное место в развитии фундаментальных исследований в нашей стране традиционно принадлежит Российской академии наук.
В 2008г. по программам фундаментальных исследований Президиума и Отделений РАН финансирование нанотехнологических проектов составляло всего около 100 млн рублей. Финансирование также осуществлялось по проектам Российского фонда фундаментальных исследований и международным проектам. Анализ показывает, что такое финансирование почти на два порядка меньше, чем требуется для того, чтобы обеспечить современный уровень фундаментальных исследований и их развитие, необходимое для становления отечественной наноиндустрии. Такое положение дел представляется совершенно недопустимым. Поэтому необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование НИОКР по наноматериалам и нанотехнологиям с выбором способов реализации программы, включая масштабы и источники финансирования. Государство заинтересовано в быстрейшем развитии перспективного направления, поэтому оно должно взять на себя основные расходы на проведение фундаментальных и прикладных исследований, формирование инноваций.

Проблема существует и в сфере создания финансово-экономического механизма формирования оборотных средств у институтов и предприятий-разработчиков наноматериалов и нанотехнологий, а также развитие инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инновационной деятельности в этой сфере на всех ее стадиях ‑ от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологической продукции.

Важной задачей является привлечение, подготовка и закрепление квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров для обновленного технологического комплекса Российской Федерации, что в свою очередь является проблемой. Ведь в России разработки наших ученых зачастую остаются неоцененными, следовательно в поисках признания, материального обеспечения часть квалифицированных кадров покидает РФ, соответственно происходит утечка не только ученых, а важных разработок, информации. И если раньше научную эмиграцию составлял весь спектр представителей науки от выпускников до профессоров, а теперь, в основном, выпускники. Российскими разработчиками в сфере нанотехнологий сегодня больше интересуются зарубежные фирмы, поскольку видят для себя прямой коммерческий интерес. Поэтому данная задача заслуживает серьезного внимания и решения.

Следующая серьезная проблема российского рынка нанотехнологий заключается в недооценке роли малых предприятий, их способности к гибкой интеграции инновационных методов в производство и быстрой реакции на потребности рынка. Только 1% российских малых предприятий работает в сфере инноваций, причем не более 15% из них ориентированы на рынок. Для сравнения, в США в сфере инноваций работают порядка 50% предприятий малого бизнеса. В Германии, в одной только земле Северный Рейн-Вестфалия количество малых и средних предприятий, занимающихся нанотехнологиями, приближается к пятистам, в то время как в Центральном федеральном округе РФ их насчитывается только 226.

Малые предприятия, работающие или планирующие начать разработки в сфере нанотехнологий, сталкиваются со следующими проблемами:

· Невостребованность на рынке. Промышленность не испытывает необходимости в тех разработках, которые предлагают компании;

· Несовершенство российского законодательства в области интеллектуальной собственности и патентной защиты. У нас авторская идея не является предметом правовой охраны;

· Избыточное налогооблажение соответствующей деятельности и научно-технической продукции, созданной в рамках НИОКР в сфере нанотехнологий. Облегчение налогового бремени просто необходимо малым нанотехнологическим предприятиям как средство привлечения инвестиций и снижения себестоимости собственной продукции;

· Нехватка оборотных средств и инвестиций. Малым компаниям получить кредит в банке практически невозможно, приоритетными являются инвестиции. Корпорация «Роснано» не рассчитана на финансирование небольших проектов, поэтому малым компаниям для проведения разработок в сфере нанотехнологий остается надеяться на венчурные и посевные фонды. Однако посевные фонды находятся на начальной стадии своей деятельности, венчурные фонды предлагают невыгодные условия для ученых (высокий процент, сравнительно короткие сроки предоставления денег, отсутствие значительной помощи в управлении капиталом);

· Сложности сертификации. Получение сертификата - очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, еще не отлаженный в сфере нанотехнологий;

· Недостаток научных кадров;

· Отсутствие взаимоотношений малых, средних и крупных предприятий. Крупному инновационному бизнесу в России полноценно использовать потенциал малых компаний мешают незнание их возможностей, отсутствие практики успешного взаимодействия, неумение малого бизнеса представить свои идеи и разработки.

Системной проблемой в сфере наноиндустрии, являющейся основой развития наукоемкой экономики, в настоящее время является разрыв между необходимостью проведения на высоком уровне исследований и разработок, научно-технологическим заделом в этой сфере и критически низким уровнем развития инфраструктуры наноиндустрии, что не позволяет Российской Федерации стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах обращается внимание на необходимость продолжения решения вопросов развития наноиндустрии с применением программно-целевых методов. [4] Ускоренное выполнение работ в сфере развития инфраструктуры наноиндустрии призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002г., в том числе повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.
Правительство Российской Федерации одобрило в основном Концепцию развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194), в соответствии с которой важным направлением реализации государственной политики в области инновационного развития наноиндустрии является материально-техническое обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования в целях создания сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции. [29] В президентской инициативе "Стратегия развития наноиндустрии", утвержденной Президентом Российской Федерации, одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий определена федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы". [5]

Инфраструктура наноиндустрии должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

В то же время в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Одной из главных причин такого отставания является отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотехнологий - практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а также отставание в развитии других составляющих инфраструктуры наноиндустрии. Для решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в РФ инфраструктуру национальной нанотехнологической сети.

После разрешения всех поставленных проблем можно будет говорить и о рынке нанотехнологий как о более перспективном проекте, а сегодня, к сожалению, подавляющее большинство потенциальных потребителей нанопродукции либо ничего не знает о возможностях нанотехнологий, либо не рассматривает их в качестве необходимого компонента в сложившемся от века производстве. Существующие проблемы существенно затормаживают развитие нано отрасли в целом, что в свою очередь тормозит продвижение России на мировом рынке нанотехнологий.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7