Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционные виды работы с неблагополучными семьями



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Традиционные виды работы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Определяющую роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

В приведённой (таблице № 1) предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения по работе с неблагополучными семьями.

 

Таблица № 1 Вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения по работе с неблагополучными семьями.

Должность, служба Функции Примечания
Заведующий ДОУ Информационная разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребёнка. Контролирующая. Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные.   Все службы.
Методист, старший воспитатель. Координирующая. Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения.
Психолог. Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния семей группы риска Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей; их детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность.
Социальный педагог. Диагностическая по социальным факторам риска. Оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города. При необходимости оказывает помощь в решении социальных проблем семьи.
Медицинская служба. Мониторинг здоровья ребенка. Передает "сигналы неблагополучия" другим службам.
Педагогический коллектив. Формирующая – формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека; повышение родительской компетентности. Мониторинг психологического состояния ребёнка.  

Предметом исследования явилась социальная ситуация в семье, наличие в ней фактов какого-либо неблагополучия. Была использована проективная рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Другие методы сбора информации малоэффективны и недостоверны. Так, например, анкетный опрос неосуществим по причине того, что дошкольники не умеют читать, следовательно не могут прочитать и заполнить анкету. Во время интервьюирования ребёнок "закрывается", даёт односложные ответы, а нередко и совсем отказывается отвечать. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей.

Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития.

В ходе исследования решались следующие информационно-исследовательские задачи:

· выяснялось эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье;

· рассматривались отношения членов семьи между собой, их отношения к ребёнку.

Эмоциональное отношение к семье выяснялось на ряде тестов, такие как автопортрет, дом-дерево-человек, несуществующее животное, моя семья. Приведем данные этих тестов.

Автопортрет. 33% детей нарисовали себя с большими глазами, которые на рисунке обычно обозначают подозрительность, озабоченность и гиперчувствительность к общественному мнению. Рот как у клоуна, изображенный на рисунках 15% воспитанников,- вынужденная приветливость. Кроме того, у 21% рот "украшен" зубами, что говорит о неприкрытой агрессии. Руки символизируют контакт личности с миром. Соединенные руки означают скованность, замкнутость. Рука как боксёрская перчатка,- у 27% говорит о вытесненной агрессии. Пальцев на руке больше пяти – могут указывать на агрессию и амбициозность.

Дом – дерево – человек. Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни – 37% рисунков детей в группе испытуемых. Ветки направлены вниз: 11% рисунков, что считается показателем депрессии и замкнутости, нерешенных проблем. Дом, в котором есть дверь (68%), говорит об откровенности, общительности ребёнка, зависимости его от других. Маленькие двери – не желание впускать в свое "я" - 12% рисунков детей. Отсутствие двери – психологическая недоступность, замкнутость – 20%. Дом нарисован вдали – отверженности – 14%. Тонкая струйка дыма из трубы может быть признаком недостатка эмоциональной теплоты в доме – 23%. Наличие окон – 53%, что означает стремление к хорошим контактам с людьми, у 10% рисунков детей окна очень большие, что может являться признаком развязности.

Несуществующее животное. Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен – 14%. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности (спонтанной или защитной) – 56%. Хвосты, направленные вверх – 27%, - ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит – линия защиты – 9%. Сильный нажим линий – 13% - тревога.

Моя семья. Доминирующий (по высоте расположения на листе) отец – 34%, мать – 29%, равное расположение – 23%, доминирует ребёнок – 14%. На 57% рисунков детей просматриваются четкие гендерные тенденции (мать выполняет работу по дому, отец на работе, с машиной, с газетой). В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком. Мать изображена в более светлых, ярких тонах – 32%, лучше строятся отношения с отцом – 51%, гармоничные отношения – 17%.

 



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Традиционные виды работы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционные виды работы с неблагополучными семьями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)