Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика мусульманской правовой семьи



2019-12-29 864 Обсуждений (0)
Общая характеристика мусульманской правовой семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основными источниками мусульманского права являются:

Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера);

Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций);

Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права);

Кияс (суждения по аналогии, представляющие собой применение установленных первыми тремя источниками предписаний к непредусмотренным в них случаям).

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.

«Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, - сунны, т.е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т.е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при неполноте или пробельности положений Корана»[23].

Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, в основном и составляют право ислама (шариат), которое в тоже время смешано с нормами религии и морали. В тоже время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная, в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Использование рациональных источников европейского права привело к необходимости приспособления мусульманского права к современным условиям существования права и обусловило появление новых форм права на основе применения правила «иджтихада». Возросла роль мудждахидов (толкователей) в формировании современного мусульманского права. Кияс (суждение по аналогии) сохраняет свое важное значение после Корана и сунны, имеет важное значение в случае пробельности законодательства. Акты глав (правителей) мусульманских государств по отношению к этим источникам имеют подчиненное значение. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и других влияние мусульманского права отсутствует[24].

Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования («иджтихад»). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В последнее время в мусульманском праве наблюдается тенденция «обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права» (аренда земли заменяется договором товарищества, выдача займа - путем ограниченного толкования круга лиц, на который он распространяется, например, договор страхования можно осуществлять между мусульманином и не мусульманином) и др.[25]

В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан. Ливия).

 


Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные правовые семьи мира для достижения поставленной цели – выявления их особенностей.

Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

Анализируя и исследуя рассмотренные в работе правовые семьи современности, можно в каждой из них выделить признаки, которые характеризуют данную правовую семью и придают ей определенную индивидуальность.

Романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки как:

ü единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

ü главная роль в формировании права отводится законодателю;

ü писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

ü высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов;

ü весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.);

ü деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

ü правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

ü на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

ü особое значение имеет юридическая доктрина.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками:

ü основным источником права выступает судебный прецедент;

ü ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

ü на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

ü главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное;

ü нет кодифицированных отраслей права;

ü отсутствует классическое деление права на публичное и частное;

ü широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

ü юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Семье мусульманского права присущи следующие признаки:

ü источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман; 

ü весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения;

ü особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное;

ü нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

ü судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

ü во многом основана на идее обязанностей, а не прав.

Хотелось бы отметить, что нет идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. В мире существует множество правовых систем, и у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических отношений между странами, заметно усиливается тенденция к сближению правовых систем различных стран.

Пока, к сожалению, человечество не создало идеальной правовой системы, которая отвечала бы абсолютно всем юридическим, экономическим, социальным и моральным нормам.

Стремление России быть полноправным членом мирового сообщества обязывает ее соответствовать общепринятым международным стандартам во всех сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к процессу формирования качественно нового законодательства, а значит, и реформирования правовой системы. На мой взгляд, для достижения этой цели необходимо основываться на положительных чертах и особенностях правовых систем мира.




2019-12-29 864 Обсуждений (0)
Общая характеристика мусульманской правовой семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика мусульманской правовой семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)