Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детская тема в творчестве М. Твена



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Детская тема в творчестве М. Твена 0.00 из 5.00 0 оценок




детство литература кассиль твен

Образ ребенка в американской литературе начал разрабатываться еще романтиками, а наибольшей своей выразительности достиг в творчестве М. Твена. Ребенок в американской литературе – первооткрыватель, личность, находящаяся в постоянном движении. Он не только свободен в своем выборе жизненного пути (или по крайней мере, таковым пытается себя увидеть), он и в прямом и в переносном смысле начинает жизнь с «чистого листа», не имея глубоких исторических и социальных корней, как истинное дитя своей страны. Не всегда он полон оптимизма, но так или иначе пытается утвердиться в этой жизни.

Марку Твену бесспорно принадлежит роль первооткрывателя образа ребенка в национальной литературе Америки. Это его Том Сойер и Гекльберри Финн стали символами безудержной детской жажды приключений, оптимизма и неприятия ханжеской морали, навязываемой обществом взрослых. Известны слова Э. Хемингуэя о том, что вся американская литература обязана своим развитием одной книге – «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена.

А.М. Зверев замечает: «Твен был реалистом, ему безмерно докучали вялые романтические цветы <...>. И в «Томе Сойере» он высмеял все эти ненатуральные страсти, искусственно нагоняемую меланхолию и плетение бессмысленных, зато «красивых» словес». Это высказывание верно в том смысле, что Твен действительно прекрасно владел приемами пародии и в самом деле высмеивал неестественность детской воскресной литературы.

Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпигонов романтизма.

В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью «Приключения Тома Сойера», которая задумывалась и была написана прежде всего не как книга для детей, а как книга о детстве. Писателю, наблюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, детство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен признавался, что «Том Сойер просто псалом, переложенный прозой». Действительно, как отмечают большинство исследователей, в повести противопоставлены мир детства и мир взрослых. Однако это не столько конфликт поколений, «взрослого» и «детского» как психологических категорий, и даже не столько просветительская антитеза «естественного» и «искусственного», сколько противостояние идеала и действительности. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической концепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством мотивов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом.

Главный герой этого произведения - Том. Он - беззаботный школьник, непослушный, иногда даже грубый. В голове у него всегда полно всяких глупых россказней и пакостей. Том может прогулять занятие в школе, играясь в лесе и воображая себя то пиратом, то знаменитым разбойником Робином Гудом. Он даже убегает из дома, перепугав и огорчив этим тетю Полли.

Но этот мальчик - большой мечтатель и выдумщик, смелый, честный, верный в дружбе, не любит неверных, нечестных людей и клеветников. Он берет вину девочки Бекки, которая ему нравится, на себя, старается сообщить тете, что он живой, чтобы не волновалась.

Том сумел благодаря своей изобретательности превратить наказание в развлечение - так разрекламировал привлекательность крашения забора, которая выстроилась целая очередь желающих.

На судьбу Тома Сойера выпадает много приключений, среди них и опасных. Но он вместе со своим другом Геком с честью выходит из всех опасных ситуаций, обнаруживает свои лучшие качества, хотя и наносит своим близким много забот.

У Тома нет родителей, но есть тетка, сестра его матери, которая любит его и проявляет заботу о нем. Тетка Полли всегда проникается, если подвергнет наказанию Тома, или если не подвергнет наказанию, так как на нее влияет закон тех времен: «жалея ребенка, вы губите его». И даже когда она наказывает Тома, Том прощает ей, зная, что тетка никогда не делает этого через злость или ненависть.

Иногда тетка заставляет Тома работать в выходные, чтобы хоть как-то подвергнуть наказанию его. Но Том открывает для себя один из важнейших законов жизни – работу легко можно превратить в увлечение, если просто изменить к ней свое отношение. Фантазия и изобретательность Тома всегда помогают устроить яркий спектакль из каждого дела, за которое он берется. Например, крашение забора он превращает в отдых, и вдобавок получает за это «жалованье» («капиталы» всех ребят, и вдобавок яблоко от тетки и пряник, который пришел к нему не совсем праведным путем). Быть счастливым, оптимистом, несмотря на все жизненные несогласия – это дар от рождения, так как нельзя научить человека быть счастливым, и Том собственноручно создает свою жизнь, свое счастье, даря другим радость приключений.

Том и Гек – не безрассудные головорезы. Ребята помогают людям и даже спасают их. Если бы не неугомонность Тома, Бекки осталась бы в пещере, если бы ребята не пошли на кладбище, Мефа Поттера казнили бы за преступление, которое он не творил, если бы Гек не позвал на помощь, вдову убили бы.

Произведения Марка Твена не обременяют моралью, что «помахивает куценьким хвостиком в конце каждого произведения», так как, возможно, сами являются моральными. И их нравственность заключается в том, чтобы жить свободно от предрассудков и проблем, которые нам навязывают другие, весело и просто. И тогда придет счастье – «будь более простым, и к тебе потянутся люди». Но это лишь одна мысль из тысяч мыслей по этому поводу, так как любой из нас находит что-то свое в этой книжке.

Общеизвестно, что романтизм видит в ребенке мудреца, философа, которому открыто сокровенное знание о мире, его сути, о его чудесной природе. Маленькие герои Твена во многом соответствуют этим представлениям романтиков. Не случайно Гек Финн, как маленький Диоген, живет в бочке. Он сбегает от богатства и благополучия в доме вдовы Дуглас в свою бочку, где и делает открытие о безобразной сущности мира социального, основой которого является богатство, расчет, отсутствие свободы: «Оказывается, Том, быть богатым вовсе не такое веселое дело. Богатство - тоска и забота, тоска и забота... Только и думаешь, как бы поскорей околеть!».

Геку и Тому дано как бы особое знание жизни, ее иной, чудесной стороны. Дело, конечно, не в детских суевериях о старом пне, дохлой кошке или бобе как средстве выведения бородавок. Романтический мотив чуда, веры в его возможность достаточно полно развит в книге Твена. Автор пишет о «чудесах Природы, стряхивающей с себя сон...», которые «развертывались перед глазами глубоко задумавшегося мальчика». Описывая природу острова, Твен пользуется романтической стилистикой. Отсюда и «колоннада лесного храма», и «чары дикого леса», и прогалины, «устланные коврами травы, сверкавшие цветами, как драгоценными камнями». Том видит чудесное в зеленой гусенице-землемере или в муравье, который «отважно борется с мертвым пауком, хотя тот и был впятеро больше», в «длинных копьях солнечных лучей», в выпорхнувших откуда-то бабочках. Чудесное органично для Тома, он живет этим ежедневно. Поэтому так естественно для него то, что божья коровка послушалась его и полетела домой спасать своих деток от пожара.

Любопытно, что реалист Твен позволяет чудесному сбываться в гораздо большей степени, чем романтики. Том и Гек верят в то, что клад обязательно должен отыскаться, и он отыскивается в доме, который именуют «домом привидений». Шарик, послушавшись заклинания: «Брат, поди сыщи брата!» - помогает найти другой, затерявшийся шарик. Для существа из другого мира - мира взрослых - это простая случайность, для ребенка Тома - одно из проявлений чудесной сущности жизни.

Чувствовать эту чудесную сущность дитя у Твена и романтиков способно благодаря воображению. Том наделен им сверх всякой меры. Не желая идти в школу, Том представил себя больным, «и так чудесно работало его воображение», что он действительно страдал глубоко и искренне и переполошил всех близких. Но дело даже не в этих невинных уловках Тома, а в том, что его фантазия становится основой творчества, точнее, жизнетворчества. Том как бы пишет действительность по своему сценарию или где-то мастерски правит ее. Творя жизнь в соответствии со своим ощущением бытия, Том избегает скуки, однообразия, размеренности мещанского, обывательского существования взрослых.

Игра - это то, что принципиально отличает ребенка от взрослых, которые в повести Твена никогда не играют. Единственный раз все взрослое население городка невольно увлеклось кладоискательством. Но это была не игра, а поиск настоящих сокровищ; здесь не учитывалось сакральное время и место, масса невероятных примет, аксессуаров и процедур. А богатство, приобретенное ради богатства, не имеет цены у детей. Ценятся синие и желтые билетики, за которые можно получить библию в воскресной школе, чтобы покрасоваться перед любимой девочкой. В большой цене алебастровые шарики, крыса на веревочке, шишечка от камина или одноглазый котенок. Им находится свое заветное применение. А на деньги из клада можно покупать пирожок и стакан содовой воды или, если уж говорить о самой дерзкой мечте, барабан и красный галстук.

Отношения Тома и Бекки разыгрываются по правилам любовной игры: ошеломляющая внезапность возникновения чувства; столбняк, поражающий влюбленного; цветок, брошенный возлюбленной в знак того, что потрясение избранника замечено; хранение этого цветка на груди; томление влюбленного и его бдение под окном своего ангела; муки ревности, объяснения, радость взаимного чувства, вновь препятствия и т.д. Это романтический сценарий любви, но это и сценарий любви вообще. Том знает, что эти правила незыблемы, и посвящает в них Бекки. На вопрос девочки, что такое помолвка и «как это делается», он объясняет суть процедуры: надо просто сказать мальчику, что никогда ни за кого другого не выйдешь замуж, потом поцеловаться, потом всегда вместе ходить из школы, выбирать на танцах только друг друга. Не случайно Бекки, обогащенная этим опытом, во время очередной ссоры недоумевала и досадовала, почему «Том не приходил, чтобы мучиться».

Писатель связывает свои надежды на очищение мира, возрождение его творческого потенциала, возвращение к гуманности, терпимости, духовности именно с ребенком. Таким образом, по Твену, именно дитя спасет мир, или, точнее, воспоминание о детстве вернет взрослому человеку утраченные ценности. Эта романтическая утопия, дорогая Твену, своеобразно воплощается уже в «Приключениях Тома Сойера». Пройдя сквозь страшную пещеру Мак-Дугала, дети, Том и Бекки, как мифические герои, отыскивают из нее выход. Пещера Мак-Дугала - это обширный многоэтажный лабиринт, простиравшийся на много миль. Пещера воспринимается как символ жизни - сложной, бесконечно запутанной, подобно ее лабиринтам. Никто не мог найти выхода из пещеры, «ни один человек не мог похвалиться, что «знает» пещеру». Все бродили в темноте и считали за счастье выбраться по известной тропе к единственному входу-выходу.

Найти другой выход из тупика жизни, по убеждению Твена, может только дитя. Том нашел выход из пещеры там, где никто не мог его предполагать. Не случайно, когда дети обратились за помощью к людям в лодке и сказали, что они только что из пещеры, им не поверили, потому что «этого никак не может быть».

Твен использует в повести излюбленный романтический прием, очень нерациональный на первый взгляд – повторение одного и того же сюжетного хода. Твен заставляет жителей Санкт-Петербурга дважды встречать Тома после мнимой смерти. Возвращение детей стряхивает оцепенение с жителей городка, как бы дарует им возможность новой жизни, энтузиазма, всеобщей любви. Появление пропавших детей во время поминальной службы способствовало такому духовному сплочению и просветлению, что старинный благодарственный гимн «потрясал стропила церкви». Второе возвращение Тома после приключений в пещере превратилось в общий грандиозный праздник единения, любви, сострадания и сочувствия: «Всюду сияли огни. Спать уже не ложился никто. Еще никогда городок не переживал такой замечательной ночи. За первые полчаса в доме судьи Течера пребывали чуть не все горожане. Они по очереди, один за другим, целовали спасенных детей, жали руку миссис Течер, пытались что-то сказать, но не могли и затопили весь дом потоком радостных слез».

Идея «мессианской» роли ребенка, видимо, очень важна для Твена, так как она становится центральной в романе «Приключения Гекльберри Финна» и находит там сюжетное выражение в спасении Геком негра Джима и других линиях.

Итак, Марк Твен ярко и убедительно показал детский мир американских мальчиков, которым пришлось столкнуться не только со своими, детскими проблемами, а и с жестокостью и несправедливостью взрослого мира.

История о двух пареньках – выдумщике и фантазере Томе Сойере и его верного друга и оруженосца Гека Финна – захватывала не одно поколение читателей. Очень мало обнаружится взрослых, которые бы не читали «Приключения Тома Сойера». Эта повесть принадлежит к тем книжкам, которые читают в детстве и перечитывают во взрослом возрасте, находя остроты, которые потерялись через детское безрассудство.

Эта книга – разнообразная и многоцветная – умело написанное произведение и одновременно пародия на «страшные» детские книжки. Это рассказ о людях, которые живут в провинции, они заражены скукой, святошеством, глупыми предрассудками, но вместе с тем – это поэма о довольно добрых людях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема детства в мировой литературе – одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Особенно громко она стала звучать с освоением художественным творчеством воспитательных теорий просветителей и прочно утвердила свои позиции в качестве приоритетной с рубежа XVIII-XIX веков. Появление пристального внимания к миру ребенка традиционно относят к веку Просвещения, когда ребенок – объект воспитания – получает специальную детскую литературу, которая призвана способствовать его превращению из «пустого места» и «tabula rasa» (по мысли Дж. Локка) в человека взрослого, т. е. зрелого, наделенного возможными добродетелями. Эпохе Просвещения, в частности английского, мы обязаны появлением собственно детской литературы. Начало ее зарождения и формирования приходится на 1840-е гг. Тогда появляются первые назидательные произведения для детей, так называемые moral tales. Авторами их преимущественно были либо лица духовного звания, либо близкие к этому кругу.

В литературной традиции тема детства восходит к опытам овладения патристикой направлений развития детской души и формирования человека, полезного обществу и семье. Тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаенные уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной воспитанием юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка – самоценной личности – чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. Так романтизм принципиально по-новому осмысливает тему детства.

Своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не исчезает бесследно. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить. Время от времени заявляет о себе. В сновидении, фантазиях, игре, искусстве мы на время возвращаемся к картине своего детского мира. Может быть затем, чтобы отдохнуть от однообразия обыденности. Часто творческие идеи посещают человека именно тогда, когда его сознание на время «освобождается» от ограниченности реальности. Эту роль «погружения в фантазию» признавали многие: и великий Эйнштейн, и знаменитый химик Кекуле, и математик Пуанкаре.

Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами как подлинный и верный друг. Приходит к нам на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Возвращается к нам, когда мы, оставив реальность, погружаемся в мир искусства или в мир сновидений. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни.

Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открытие таинственного «племени" детей, живущего в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы. Можно сказать словами Е.В. Субботского, что «мы живем над залежами драгоценных «полезных ископаемых» психики, зачастую и не подозревая о них».


ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

2. Алексин А. Я к Вам пишу...// Дет. лит. 1966. № 1.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

4. Бент М.М. Марк Твен и его главные книги: К 150-летию со дня рождения Марка Твена // Литература в школе. 1985. № 5.

5. Дольто Ф. На стороне ребенка. М., 1997.

6. Зверев А.М. Марк Твен // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1990. Т. 7.

7. Зверев А.М. Мир Марка Твена. М., 1985.

8. Зверев А.М. Последняя повесть Марка Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. М., 1987.

9. Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания: Повесть/ Л.А. Кассиль. - Москва, издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

10. Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания. М.: Дет. лит., 2006.

11. Книга ведет в жизнь. М.: Просвещение, 1964.

12. Колесова Л.Н. О некоторых особенностях композиции «Кондуита и Швамбрании» Л. Кассиля // (Проблемы детской литературы. П., 2001.

13. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

14. Лойтер С.М. юмор «Кондуита и Швамбрании» Л. Кассиля и детский фольклор //(Проблемы детской литературы. П., 1976.

15. Марк Твен. Приключения Тома Сойера // Твен М. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1980. Т.4.

16. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

17. Мотяшов И. Специфика ли виновата? // Вопросы литературы.1960. № 12.

18. Нуйкин А. Еще раз о том, что детская литература - это литература // Дет. лит. 1971. №8.

19. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000.

20. Психология. Словарь. М., 1990.

21. Раков Ю. По следам литературный героев. М.: «Просвещение», 1974.

22. Ромм А.С. Марк Твен и его книги о детях. Л., 1958.

23. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

24. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. № 12. 1979.

25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

 

 



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Детская тема в творчестве М. Твена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детская тема в творчестве М. Твена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)