Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молодёжная субкультура как система ценностей



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Молодёжная субкультура как система ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Результаты крупного психолого-социального исследования «Подросток 2000», проведенного в 1997 г. среди 20 тыс. подростков Москвы, позволяют обозначить проблемные зоны в адаптации современных подростков к условиям социума[9]. Одна из проблем связана с несформированностью у современных подростков таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценка роли собственной социальной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать ее на себя (что, как уже отмечалось, входит в противоречие с основными потребностями и психическими новообразованиями возраста), без чего невозможно быть компетентным. Отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств. Следовательно, подростки нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию и ответственного поведения.

Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике указывает на взаимосвязь возраста подростков и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности подростков в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построения дальнейшей жизненной перспективы и профессионального самоопределения.

Сравнительное изучение жизненной перспективы 969 восьмиклассников и 625 десятиклассников Киева, проведённое И.Е. Головахой, показало, что достаточно определённые представления о своём будущем и о сроках осуществления событий, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели, имеются уже у восьмиклассников, к 10 классу это цели только уточняются. Однако в содержании планов существует ряд противоречий.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше получать и иметь не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду.

Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников, по данным Е.И.Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.

Такую картину рисуют московские психологи (И.В. Дубровина и др.,1987,1988). Общий уровень личных и социальных притязаний обследуемых ими учащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как и способность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархию ценностных ориентаций обнаружила только треть обследованных. У остальных они либо недостаточно дифференцированы, либо недостаточно устойчивы. 39% старшеклассников ещё не определили своего отношения к основным ценностям окружающего мира, и это сказывается на их жизненных планах. Мотивация, связанная с будущей профессиональной деятельностью и учёбой, выражена у старшеклассников значительно слабее, чем мотивы самоутверждения и общения.

Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой»). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчур общо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). В первом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…

Итак, наибольшая трудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая- долгосрочные жизненные планы.


Заключение

 

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

Идентификация - обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.


Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989.

3. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.

4. Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

5. Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996,

6. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

8. Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989.

9. Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,

11. Леви В. Нестандартный ребенок . М.: Знание, 1989.

12. Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.

13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

14. Марченко Л. Подростковых лидеров возьмут на учет. // Площадь Свободы , от 19 марта 1999 г.,

15. Подросток на перекрестке эпох // Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

16. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

17. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

18. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.

20. Токомбаева Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых // Мир психологии. 1997. №1. С. 120-129.

21. Чевозерова Г. Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

22. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 1996. №1. С. 43-46.

23. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

24. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.,1996.

 


1 Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.

2 Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.

[1] Кон И.О. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.,1989

[2] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994

[3] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994

[4] Галина Чевозерова Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

[5] Галина Чевозерова Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи. Тольяти, 2000

[6] Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995

[7] Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1982

[8] Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987

[9] Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., 1997



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Молодёжная субкультура как система ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молодёжная субкультура как система ценностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)