Глава 1. Теоретические взгляды на проблему креативности и ее проявлений в юношеском возрасте
Исследование креативности в юношеском возрасте
(Курсовая работа по педагогической психологии)
Выполнила: студентка 3-го курса специальности « Педагогика и психология» группы ПП-3 Шарапаева Екатерина
Научный руководитель: доцент кафедры психологии образования и развития Л.М. Петрова
Волгоград, 2010
Оглавление Введение……………………………………………………………...3 Глава 1 Теоретические взгляды на проблему креативности и ее детерминированности в юношеском возрасте…………………………7 1.1. Сущность понятия «креативность» и различные подходы в его рассмотрении………………………………………………………………...7 1.2. Креативность в юношеском возрасте…………………………..14 1.3. Основные детерминанты креативности………………………..17 Глава 2 Эмпирическое исследование креативности и темперамента в юношеском возрасте……………………………………………………..21 2.1. Описание процедуры и методик исследования………………...21 2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов………………..23 Заключение…………………………………………………………….27 Список литературы……………………………………………………29 Приложения……………………………………………………………31 Введение Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни. В создавшихся условиях проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований. Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями. Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего подросткового, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано как рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений креативности в юношестве (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стерн-берг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Е.А. Шумилин и др.). Исследователи выделяют многочисленные детерминанты высокого уровня развития креативности. И в настоящее время, для решения задач нового времени общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала человека на всех этапах онтогенеза. Нахождение возможных причин и взаимосвязей креативности с другими характеристиками личности и недостаточная изученность проблемы креативности делает работу актуальной. Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи креативности и темперамента в юношеском возрасте. Объект исследования: креативность в юношеском возрасте. Предмет исследования: особенности невербальной креативности у юношей с разным типом темперамента. Гипотеза исследования: между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить диагностический аппарат 3. Диагностировать темперамент студентов 4. Диагностировать креативность студентов 5. Определить связь между различными характеристиками темперамента и показателями невербальной креативности в юношеском возрасте Методы исследования: в качестве методов исследования использовались теоретический анализ, метод поперечных срезов, эмпирические методы, методы обработки данных (корреляционное исследование). Нами использовались психодиагностические методики: - «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптация Авериной, Щеблановой) - Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) - Вычисление симметричной корреляционной матрицы Спирмена, при помощи статистического пакета SPSS 11.0 - Однородный дисперсионный анализ, с использованием статистического пакет SPSS 11.0 База исследования: исследование проводилось со студентами 1го курса Волгоградского Государственного Педагогического Университета специальности педагогика и психология.
Глава 1. Теоретические взгляды на проблему креативности и ее проявлений в юношеском возрасте
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |