Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ»

 

 

Кафедра менеджмента организации

 

Акиншина Татьяна Андреевна

«Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.»

 

 

Курсовая работа

Студента дневного отделения группы 111011

специальности « Менеджмент организации »

 

Научный руководитель:

 

Оценка:_____________

 

 

Белгород 2010

Содержание

 

Введение. 3

1.Описание проблемы человек, индивид, личность……………………………………..6

1.1 Человек. 6

1.2 Понятие личности. 8

1.3 Индивид. 14

1.4 Индивидуальность. 16

1.5 Соотношение понятий:человек, индивид, индивидуальность, личность. .17

2.Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности... 20

2.1 Основные факторы развития личности. 21

2.2 Соотношение основных факторов в развитии личности. 26

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становлення личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы [1].

Объектом исследования является человек, личность. Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических и социальных факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи:

o определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей.

o в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4].

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное "измерение" личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное "Я", то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное "Я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

Человек

 

Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие мыслители и ученые не всегда проводят различия между понятиями “человек”, “индивид” – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система, содержание нашего Я, что вполне оправдано при каких-либо частных решениях, но недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Так, биологи и медики не обращают внимания на соц. характеристики, гуманитарии упускают из виду, что культурные особенности человека основаны на нейробиологических механизмах человеческого тела. Единство духовной и физической сторон человека может показаться тривиальным в своей очевидности, однако именно в силу своей очевидности нередко недооценивается в ряде современных концепций жизненной среды человека. Относительно развития техногенной цивилизации не делается необходимых выводов из того обстоятельства, что человек, развивая свою культуру, не перестает быть представителем вида Homo sapiens, который связан со своей средой природными и общественными связями, как этническими, экономическими, так и биологическими и физическими связями.[3].

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения - это его гуманизация.

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность - есть общественно развитый человек”. Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность - продукт общества.

По теории Пьера Тейяра де Шардена, человек не может видеть ни себя вне человечества, ни человечество - вне универсума, а феномен человека заключается в том, что он - человек - в природе есть настоящий факт, к которому приложены требования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом явилось высказывание, что “человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции”.

 

Понятие личности

 

 

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом - «нет, это не личность» [4].

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в

определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека [5].

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью [11].

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек - существо биологическое и социальное.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово “человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации [5].

Личность- это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям [11]. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы [4].

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального [5]. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности [1].

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

 

Индивид

 

 

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отдаленность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле “индивидны” все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этническая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности и делающем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма [6].

Гораздо более содержателен другой термин “индивидуальностью, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и затем как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. “...Сущность “особой личности”,– писал К. Маркс,– составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальны качество...” Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.

Индивидуальность

 

   Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность – не просто “атомарность” человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является “заслугой” человека и “самость” не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ Хабер-мае, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность [9].

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджнев, “нет индивидуальности... нет единого большого “Я”. Человек разделен на множество малых “я”. Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер говорит так: “Личность видит самого себя. Индивидуальность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений”. Стало быть, для личности характерно утверждение: “я есть”, а для индивидуальности - “я такова”. Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: “Ты сам – последняя из всех тайн.

  Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса; происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего, возникает вопрос - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже однояйцовые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии - двойника человека – в принципе, видимо, возможно, уже к концу XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем”.

 



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)