Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация государственного служащего



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Классификация государственного служащего 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функцию в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция — возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов. Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.[4] на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

Федеральным законом «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (руководители, представители власти) и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей — с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем — утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В».

В научной литературе значительное внимание уделяется проблеме классификации государственных служащих. Их многотысячный отряд включает в себя людей, обладающих разными свойствами. Для социологов, политологов, демографов, медиков больше значение имеет деление служащих по полу, национальности, возрасту, компетентности и т.д.

Существует два типа государственной службы:

1) федеральная, находящаяся в ведении Российской Федерации;

2) субъектов Российской Федерации, находящаяся в их ведении.

Федеральная государственная служба по правовому положению служащих подразделяется на гражданскую и милитаризованную.

По общему правилу на гражданскую службу принимаются лица достигшие 18 лет, их личные права регламентируются в основном трудовым правом, они вправе создавать профсоюзы и быть их членами.

Существуют два рода государственной гражданской службы: общегражданская и специальная.

Специальными видами гражданской службы являются дипломатическая, в органах прокуратуры, налоговых инспекциях и др.

Особенность специальной службы состоит в том, что она регулируется специальными, распространяющими свое действие только на нее нормативными актами, основана на более широком единоначалии, на более строгой дисциплине. Соответствующие служащие имеют форменную одежду, персональные звания, чины, ранги.

Родовые разновидности милитаризованной службы: военная и военизированная (не военная). Военная служба делится на службу в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках МВД, в других войсках, а также в вооруженных формированиях, в органах государственной власти, в государственных учреждениях.

Существует много видов военизированной службы:

- в милиции;

- в военизированных пожарных частях (внутренняя служба);

- в таможенных органах;

- судебных приставов;

- в конвойной охране;

- в налоговой охране МПС;

- в военизированных спасательных частях и др.

Милитаризованная служба отличается от гражданской рядом особенностей.

Во-первых, профессиональной обязанностью данной категории служащих являются защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества.

Министерство труда России, отвечая на запрос независимых профсоюзов России, высказывалось так: в ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан РФ на свободу труда и право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а в п. «г» ст. 4 Основ законодательства РФ об охране труда установлено, что каждый работник имеет право на отказ от работы без каких-либо необоснованных последствий для него в случае непосредственной опасности для его жизни и здоровья.

В тоже время 16 мая 1996г. принят Указ Президента РФ №723, устанавливающий, что военнослужащие срочной службы по призыву направляются для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе по контракту).

Исходя из изложенного и учитывая, что на гражданский персонал воинских частей распространяется трудовое законодательство, по мнению Министерства труда РФ, отказ работника от командировки для обслуживания соответствующих воинских подразделений в районы вооруженного конфликта, где существует непосредственная опасность его жизни и здоровью, правомерен и командование воинских частей не вправе привлекать его к дисциплинарной ответственности.

Во-вторых, защита, охрана, даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях – с оружием в руках.

В-третьих, как правило, на эту службу принимаются только граждане России, достигшие 18-летнего возраста (а в ряде случаев – 20-летнего), военнообязанные, физически развитые. Очевидно, что указанные требования закономерно вытекают из содержания службы, ее первой особенности.

В-четвертых, на милитаризованной службе более строгая дисциплина, регламентируемая уставами, положениями.

В-пятых, у служащих имеются специальные звания, для них организована специальная система аттестации, для каждого вида службы установлены единая форма одежды, знаки различия и иные внешние атрибуты.

В-шестых, с этими лицами в рабочее время регулярно проводятся обязательные занятия по специальной и физической подготовке. Хорошее физическое состояние – необходимое условие успешного выполнения ими профессиональных задач.

В-седьмых, личные права служащих полностью или в основном регулируются не трудовым, а административным правом (оплата по временной нетрудоспособности всегда производится в размере 100% и т.д.).

В-восьмых, им предоставлен ряд льгот (транспортных, пенсионных, жилищных, налоговых и др.).

В-девятых, они привлекаются к дисциплинарной ответственности на основе специальных уставов, а военнослужащие, рядовой и начальствующий состав МВД, кроме того, в особом порядке несут административную и материальную ответственность. Существуют особые основания и привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, в системе федеральной государственной службы можно выделить два класса: гражданскую и милитаризованную службу, каждый из которых состоит из нескольких родовых общностей, в свою очередь включающих несколько видов службы.

В зависимости от вида государственной власти, в органах, подразделениях которой замещаются должности, государственные служащие делятся на работающих в: представительных органах, судебных органах, органах исполнительной власти, строевых частях, иных органах (аппарате Президента, Центральной избирательной комиссии, Центральном банке России, прокуратуре, Счетной палате, аппаратах уполномоченных по правам человека и др.).

В зависимости от того, в каких организациях служат, а значит, и что делают государственные служащие, можно различать:

1. служащих органов государственной власти;

2. служащих строевых подразделений;

3. служащих, направленных на работу в учреждения, предприятия, а также служащих, приравненных по статусу к государственным служащим.



2019-12-29 439 Обсуждений (0)
Классификация государственного служащего 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация государственного служащего

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)