Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стратегия и тактика  управления: подходы к содержанию понятий




Для всех организаций управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в теории управления. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации компании должны вырабатывать долгосрочную стратегию и тактику поведения, которые позволяли бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В научной литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде.

Брюс Д. Хендерсон, руководитель известной консалтинговой компании BCG (Boston Consulting Group) и основатель журнала «Perspective» в своих статьях понимал под стратегией поиск плана действий по развитию и закреплению конкурентных преимуществ компании[1].



В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов: система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели, политика (совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей)[2].

Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.

Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф в своей работе «Стратегическое управление»:

- процесс выработки стратегии заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

- сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска, что позволит сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях;

- необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

- в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий;

- успешное использование стратегии невозможно без обратной связи[3].

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Усложняющим фактором при классификации стратегий является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Так, Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать стратегии всего по трем признакам:

- принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);

- принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);

- принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные)[4].

Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции[5].

В нашей работе мы будем понимать под стратегией интегрированную модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия (организации), содержанием которой является набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

Под тактикой понимается совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели[6]. Она является составной частью стратегии.

Существует  несколько  тактических  моделей  поведения, применяемых в ходе процесса управленческих взаимоотношений: смирение (одна сторона немедленно капитулирует перед требованием или уступает в просьбе другой стороны; наиболее вероятно тогда, когда проблема не является значимой для стороны по сравнению с важностью поддержания хороших отношений с руководством или в рамках группы); уклонение и избегание (форма реакции на реальное возникновение проблемы; эффективно, если выполнение обеими сторонами своих организационных функций не требует их взаимодействия); установка на игнорирование существующих разногласий; аргументированное убеждение; оказание сильного давления на другую сторону (одна из самых эффективных внешне и самых неэффективных в реальности; применяется чаще всего в случаях взаимоотношений начальник-подчиненный); компромисс (неполное принятие другой точки зрения; дает возможность быстро решить проблему взаимодействия к удовлетворению обеих сторон) и совместное решение проблемы (тактика, обеспечивающая значительную возможность позитивного для обеих сторон разрешения управленческих проблем)[7].

Термин «стратегия» стал употребляться в менеджменте в 1960-х годах под влиянием работы И. Ансоффа, в которой под стратегией понимается способ использования ресурсов. Дж. О'Шонесси соглашается с таким толкованием. П. Дойль определяет стратегию как комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия. Однако, с точки зрения российских иследователей Айдиняна Р. и Шипуновой Т., существует немало стратегических вопросов, не имеющих прямого отношения к размещению ресурсов.

Иное определение этому понятию дает А. Чандлер: «Стратегия - это определение основных долгосрочных целей предприятия, курса действия и распределения ресурсов». Р. Олдкорн понимает под стратегией способ достижения целей, но это, по мнению российских исследователей, скорее тактика, чем стратегия[8]. Стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать.

Существует определенное соотношение главной внутренней цели, и видов стратегий и тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели (Приложение 1).

В литературе из-за смешения понятий «стратегия» и «тактика» отсутствует внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но стратегия может быть только одна, в ходе реализации которой можно одновременно прибегать к различным тактикам[9].

Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7