Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутренний долг государства



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Внутренний долг государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование современной структуры государственного долга началось во второй половине XX века.

Внутренний государственный долг СССР с 1970г. по 1990г. возрос в 13,1 раза. В конце 1988г. при обсуждении проекта бюджета на 1989г. речь шла об изыскании средств для покрытия его дефицита в размере около 100 млрд. руб. По итогам 1989г. дефицит государ­ственного бюджета достиг 120 млрд. руб. В бюджете на 1990г. его намечалось сократить до 60 млрд. руб. а в 1991г. - до 27 млрд. руб. Был впервые обнародован объем государственного внутреннего долга СССР, составивший на конец 1989г. около 400 млрд. руб.

В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.[18]

На практике государственный внутренний долг РФ состоит из:

• кредитов, полученных Правительством РФ;

• государственных займов;

• других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке.

Помимо государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.[22]

Как показывает международная практика, внутренний государственный долг является основным источником покрытия бюджетного дефицита, государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке получили широкое развитие в большинстве зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

 

В таблице 1 представлена структура внутреннего государственного долга РФ в 2006 году.[21]

 

Таблица 1 – Cтруктура внутреннего государственного долга РФ

№№ кода Объем внутреннего госдолга на 01.01.2005 г.            Объем внутреннего госдолга на 01.01.2006 г.           
001 Целевой заем 1990 г. 3 014 651,0   3 053 896,3  
002 Целевые вклады и чеки на автомобили 1 389 191,4      639 272,7  
003 Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.           206,2             206,2  
005 Российский внутренний выигрышный заем 1992 г.                   -                     -  
007 Казначейские обязательства    
009 Задолженность по АПК, переоформленная в вексель МФ РФ                   -                     -  
010 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 10 033 451,0   14 033 451,0  
012 Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель МФ РФ 2 992 450,5    
013 Государственные гарантии 33 333 144,9   38 033 144,9  
014 Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель МФ РФ      70 000,0    
015 Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель МФ РФ    290 555,8        47 277,9  
017 Государственный сберегательный заем             12,0    
018 Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств    
019 Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 50 047 426,0   48 848 015,0  
020 Индексация вкладов населения    
023 Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)    
024 Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций АПК Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель МФ РФ      11 725,0    
027 Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)  196 897 979,9    235 664 485,9  
028 Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации    
038 Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации    
039 Государственные сберегательные облигации (ГСО) 30 000 000,0   85 000 000,0  
040 Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)  491 050 030,3    546 419 463,9  

Итого:

 843 231 602,0  995 839 991,8

 

Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году увеличился еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). [23]

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть преодоления последствий финансового кризиса. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за прошлый год на 29,3 процента и составил на 1 января 2010 года 1,837 триллиона рублей против 1,421 триллиона рублей на 1 января 2009 года. Об этом сегодня сообщило Министерство финансов РФ. По информации ведомства, рост внутреннего долга возобновился с июня после трехмесячного снижения в феврале-апреле. На начало 2010 года большую часть внутреннего долга составляли облигации федерального займа. В том числе 38,45 процента, или 706,372 миллиарда рублей, приходилось на ОФЗ-ПД и 47 процентов, или 863,377 миллиарда рублей, - на ОФЗ-АД. Обязательства в государственных сберегательных облигациях ГСО-ППС и ГСО-ФПС составили 135,415 миллиарда рублей и 132 миллиарда рублей соответственно.[23]

 

Таблица 2 - Верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на конец 2011, 2012 и 2013 годов                                     млрд. рублей.[22]

Вид задолженности на 1 января 2012 года на 1 января 2013 года на 1 января 2014 года
Государственный внутренний долг Российской Федерации, всего 5 148,4 6 976,4 8 826,3
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации 4 076,7 5 621,1 7 147,5
Государственные гарантии Российской Федерации 1 064,8 1 355,3 1 678,8
Прочая задолженность 6,9 0,0 0,0

 

Анализ показывает, что в 2011-2013 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в валюте РФ на 35.5%, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации на 27.2% в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции.Государственный внутренний долг Российской Федерации увеличится на 3677,9 млрд. рублей.

 



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Внутренний долг государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутренний долг государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)