Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мотивация как основное условие формирования исследовательских навыков школьников.




Под исследовательскими навыками мы понимаем последователь­ность внутренних мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию исследовательского результата.

С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

• внутренним представлением цели;

• мотивацией;

• критериями достижения цели и организацией процесса;

• основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;

• последовательность операций и действий;

• контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;

• коррекцией операций или представления цели;

• критериями прекращения реализации действий;

• фиксацией результата деятельности [25, с.74].

Приобщение к научно-исследовательской деятельности начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей

исследовательской работы должен увидеть вполне конкретные выгоды [6, с.137]

По определению В.М. Блейхера мотивация - это комплекс императивных побуждений, к активности, возникающих в данной психике под влиянием ее внутренних причин и/или в ответ на раздражения и стимулы, приходящие из внешней среды, и определяющих направленность и содержание последующей активности субъекта (личности, группы) [2, с.119].



В психологии проблема мотивации разрабатывалась многими исследователями. Например, С.Л. Рубинштейн, который хотя и выстраивал иерархию мотивов к учению, начиная от осознания учеником значимости своего обучения для государства, отмечал принципиальную необходимость обратиться к самим школьникам с вопросом, что же побуждает их учиться. А побуждения, как показал С.Л. Рубинштейн, могут иметь у каждого свою специфику, в зависимости от возраста, особенностей целеустремлений ученика, личности учителя, характера взаимоотношений ученика с учителем и т.д. [7, с. 513].

Вопрос мотивации кажется нам основной проблемой обучения. Тем не менее, кое-что можно сделать даже на уровне отдельного учителя или школы, если  вопросам мотивации уделять адекватное внимание и на более высоком уровне.

В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные - подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности [6, с.142]

Основная задача школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Эта задача облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам.

Исследовательская деятельность нами понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, мы придерживаемся позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
принципа осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);
принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);
принципа наглядности (существующего в педагогике еще с Я.А. Коменского и развитого И.Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо. Наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где ребенок изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле);
принципа культуросообразности (идущего еще от Ф.В.А. Дистервега и развиваемого в нашей стране К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и многими другими) [7, с. 514].

Готовность педагога к исследовательской деятельности и руководству исследовательской деятельностью учащихся определяется сформированностью мотивационно-ценностного компонента. Мотивационно-ценностный компонент подготовленности учителя выражается в понимании исследовательской деятельности как самого эффективного способа получения новых знаний, высокой оценке её воспитательных возможностей.

Понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнут потребностно-мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» аспект целеустремленности и целенаправленности. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать все указанные термины, выбирая тот или иной в зависимости от аспекта рассмотрения [18, с.168].

Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья [25, с. 42]

В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной.

Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [3, с.479].

Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Прежде всего полезно просто постоянно стараться смотреть на процессы общения и обучения глазами конкретного школьника, пытаться понять и максимально учесть его интересы. Главное, чтобы дети не только в принципе понимали, но и постоянно чувствовали, что учителя им не враги, что с ними можно и нужно договариваться, что в значительной степени наши цели - общие, так как формируются в результате диалога, а не школьно-административного диктата.

Более доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор существенен вообще, но особенно критичен в нынешних условиях острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребностями учащихся.

 

Заключение

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

В результате проделанной работы нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности школьников, выявлены педагогические условия организации исследовательской деятельности школьников.

В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В работе описаны пять групп исследовательских умений учащихся, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.

Выявлены условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений школьников: ознакомление школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.

Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

 

Библиография

1. Артемьев Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся/Л.Н. Артемьев, В.С. Кожевникова, Н.Г Капустина //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - №3. – С. 52–56.

2. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов. – Киев: Вища школа, 1980

3. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

4. Горюнова Т.А. Исследование - путь к творческой личности школьника //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.128-133.

5. Зильберг Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность / Н.И. Зильберг //Школьные технологии. – 2008. - №5. – С. 78-81.

6. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2000. - №3. - С. 136-138.

7. Ильин Е. Л. Мотивация и мотивы / Е. Л. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512с.

8. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.

9. Лебедева, И. Научно-исследовательская деятельность в учебном процессе / И. Лебедева // Учитель. – 2009. - №1. – С. 66-67.

10.  Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.

11.  Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.Обухов // Народное образование. – 2004. - №2. – С.146-148.

12.  Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.

13.  Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении / авт. - сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей»

14.  Прокудин Д.В. Включение семиклассников в учебную исследовательскую деятельность по гуманитарным дисциплинам / О.В. Прокудин // Школьные технологии. – 203. - №3. – С. 99-109.

15.  Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) / Н.А.Разагатова С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.

16.  Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников /Н.Ю.Румянцева. - М.: Просвещение, 2001. - С.34.

17.  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А.И.Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003. - С.204

18.  Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.

19. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах. - Т.1.: Томск: Изд-во ТГПУ,2004. –

С.58 - 61.

20.  Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике /Н.А.Семенова// Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан». - Владивосток: Дальнаука, 2003. -С.221-224.

21.  Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: - Томск: Изд-во ТГПУ. - 2004. - С. 275-278.

22.  Семенова Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск, 2003.- С. 188-191

23.  Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Л.А.Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - С. 14-22.

24.  Фирсова М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии / М.М. Фирсова // Педагогика. – 2003. - №8. – С. 26-31.

25.  Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условия развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №5. – С. 38-47.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7