Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В отечественной науке исследования экономического роста первоначально велись в рамках обоснования темпов роста с помощью общепринятого в мировой практике математического аппарата, который использовался с учетом специфики планового ведения хозяйства. Внимание к проблеме экономического роста усилилось в конце 70-х годов, когда появились закономерности в замедлении темпов роста советской экономики.

В нашей стране до середины 80-х годов господствовала идея о том, что высокие темпы развития экономики объективно присущи плановой экономике. Однако, на протяжении большого количества лет экономический рост осуществлялся за счет огромного вовлечения рабочей силы, разработки новых месторождений природных ресурсов, увеличении объема капиталовложений, т.е. имел место преимущественно экстенсивный тип развития экономики. В 60-70-х годах прирост НД СССР лишь на 20-30% обеспечивался за счет интенсивных факторов. Соответствующий показатель для развитых в промышленном отношении стран составлял более 50%.[1] Попытка перейти на преимущественно интенсивный путь, главным источником которого является НТП, не дала ощутимых результатов.

Что касается низких темпов падения производства, что имело место в России длительное время, то это – свидетельство кризисных процессов в национальной экономике страны. Падение темпов экономического роста в нашей стране, начавшееся в 60-х годах, объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, высоким удельным весом производства средств производства и огромным количеством производимой военной техники, на ликвидацию которой сегодня приходится затрачивать большие средства. Длительное время значительная часть ресурсов в ущерб интересам народа направлялась на потребление армии, военно-промышленного комплекса и неоправданные “великие стройки коммунизма”. Во-вторых, ухудшением показателя фондоотдачи, т.е. съема продукции с единицы производственных фондов. В-третьих, т.к. львиная доля продукции направлялась на военные нужды, то во все возрастающих размерах не хватало продукции машиностроения для обновления действующего производства, которое старело морально и физически, теряло свою производительность и другие необходимые свойства. В-четвертых, этот процесс резко усилился, темпы стали отрицательными в 90-х годах в связи с развалом СССР и разрывом десятилетиями налаженных хозяйственных связей между предприятиями, находившимися в различных союзных республиках. На это наложились трудности перехода к рыночной экономике.

В настоящее время в отечественной экономике формируется государственная стратегия стимулирования экономического роста, основанная на опыте зарубежных стран. Закончился длительный период самоизоляции России от мировой экономики и тщетных попыток создать альтернативный мировой социалистический рынок, осознана принципиальная несовместимость нерыночной командно-административной модели плановой социалистической экономики со зрелой рыночной мировой экономикой. Сегодня российская экономика стоит перед сложной задачей эффективности включения и функционирования как единый национальный комплекс в глобальной мирохозяйственной системе. По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является частью этой целостной системы. Однако такое включение относится прежде всего к сырьевым отраслям, поэтому говорят, что Россия выступает сырьевым придатком экономики западных стран. Но, во-первых, Россия продает свое сырье не только Западу, но и странам СНГ и Китаю, во-вторых, масштабный экспорт сырья вовсе не отменяет перспектив индустриального и постиндустриального развития нашей страны.

Но главное в другом. Россия вслед за постсоциалистическими странами сейчас тоже берет верный курс на вхождение в общемировой глобализационный процесс, на тесное сотрудничество с Западом. Большинство населения страны уже давно не верит в застарелые коммунистические мифы и догмы, не желает возвращения к государственной собственности, централизованному планированию и однозначно поддерживает курс на рыночные и демократические реформы.

Включение России в процесс глобализации – это одновременно и появление нового, дополнительного ресурса в нашем экономическом и общественном развитии. Гоеэкономически Россия обладает рядом важных конкурентных преимуществ как традиционного, так и нового, современного типа. К числу традиционных преимуществ можно отнести сельское хозяйство, имеющее огромный потенциал, добывающую промышленность, опирающуюся на богатые природные ресурсы, железнодорожный транспорт, связывающий между собой не только отдаленные районы, но и Европу с Азией, а также относительную дешевизну рабочей силы. К числу новых конкурентных преимуществ можно отнести научно-технический и творческий потенциал, интеллект, научные и образовательные школы, а также новые развивающиеся партнерские отношения с Западом.

Надо обратить особое внимание на то, что в период с 1979 по 1999 годы, т.е. в течение целых 20 лет, экономического роста в нашей стране практически не было, и только в последние четыре года идет наращивание объемов производства и вкладываемых в экономику страны инвестиций. По оценке Европейской экономической комиссии ООН, прирост ВВП России за эти годы составил: в 1999 г. – 5,4%; в 2000 г. – 9,0%; в 2001 г. – 5,0%; в 2002 г.(согласно прогнозу) – 4,3%1. В целом за 1999 – 2002 годы прирост ВВП составил около 25,5%, производства промышленной продукции – 35,8%2.

Этот рост производства пока еще неустойчив и не базируется на расширении внутреннего спроса. По степени развитости рынка, его инфраструктуры, финансово-банковской системы, механизмов конкуренции и корпоративного менеджмента, конструктивного и “прозрачного” партнерства в отношениях между бизнесом и государством, законодательной базы для бизнеса, бухгалтерского учета и т.д. Россия существенно отстает от Запада. Крайне неудовлетворительным остается качество роста: не модернизируется структура производства и практически не повышается его эффективность, чрезвычайно слаба инновационная активность, не растет уровень технологичности производства, научно-технический прогресс еще не стал серьезным фактором экономического роста.

 Развитие, если оно и происходит, продолжает носить преимущественно экстенсивный характер, совершенно не соответствующий современным общемировым тенденциям. Состояние национальной экономики по-прежнему находится в теснейшей зависимости от внешних факторов, прежде всего конъюнктуры мировых сырьевых рынков. И это не смотря на то, что российская промышленность ежегодно получает “субсидию” в 25 млрд. долл. Благодаря низким внутренним ценам на энергию и энергоносители, а страна в целом – 31 млрд. долл. за счет высоких мировых цен на нефть3.

В экономике России сохраняются нерешенные проблемы, не только доставшиеся нам по наследству, но и накопившиеся за последние перестроечные и трансформационные годы. Пока слаба финансово-банковская система, практически не работают рынки капитала и труда. Криминогенная обстановка по-прежнему вызывает серьезное беспокойство. Процветает коррупция на разных уровнях как чиновничьей, так и предпринимательской активности. Не приняты необходимые законодательные акты по защите прав собственности и предпринимательской деятельности. Малый бизнес еще не занял достойного места в экономике.

Иностранный капитал пока в основном воздерживается от масштабных прямых инвестиций в российскую экономику, несмотря на высокую норму прибыли, низкую ставку налогов на прибыль, капитализацию наших заводов, низкую цену на труд, капитал и землю. В свою очередь, российский капитал продолжает утекать из России и, находясь, как правило, в оффшорных банках, ждет изменения условий для предпринимательской деятельности в нашей стране.

Следует отметить, что базой для экономического роста являются сырьевые отрасли, которые функционировали в условиях относительно благоприятной конъюнктуры цен в 1999 – 2000 годах. Понятно, что это не может продолжаться долго. Кроме того, рост на основе внешней конъюнктуры не может быть устойчивым в долгосрочном периоде. Вот почему изменение сложившейся структуры российской экономики в ближайшее время станет, по намечающимся планам работы, основной задачей Правительства РФ.

Актуальность задачи подтверждается анализом важнейших качественных показателей. Так, а структуре ВВП России существенная доля приходится на сырьевые отрасли. В первую очередь на отрасли топливно-энергетического комплекса и металлургию. Такое положение отражается и на структуре российского экспорта, показатель которого только по товарным статьям, связанным с нефтью, газом, металлами и лесоматериалами, составляет около 60%. В то же время показатели роста самих этих отраслей в последнее время не очень высоки: рост производства нефтяной промышленности в 2002 году по сравнению с 2001 годом колеблется около 8%, газовой – 4%, черной металлургии – немногим более 2%1. Их динамика близка к своему пределу. Такие отрасли не могут гарантировать в долгосрочном периоде необходимого подъема российской экономике.

Соответственно напрашивается вывод о том, что в настоящее время необходимо искать приоритеты, которые позволят сократить отставание от ведущих стран Запада по технологической модернизации производственного аппарата, производительности труда и уровню жизни населения.

В России в апреле 1996 года Президентом РФ подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Суть новой социально- экономической стратегии и стержень концепции экономического роста заключается в ее постепенном, поэтапном движении к варианту общества постиндустриального типа. Эта стратегия, учитывающая мировые тенденции трансформационных преобразований, геополитические и национально-исторические особенности России, ее мощный ресурсный потенциал, предопределяет основной вектор социально-экономического развития страны на обозримую перспективу. Исходя из этого, в ближайшие 10 лет необходимо:

· обеспечить высокие темпы экономического роста, прежде всего в наукоемких отраслях и в обрабатывающей промышлености, при условии создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей;

· осуществить структурный сдвиг в пользу ресурсосберегающих производств, обновить систему основных фондов страны;

· вывести страну из разряда слаборазвитых государств с нестабильной финансовой и денежно-кредитной системой, с повышенной степенью инвестиционных рисков.

Все это составляет систему основных долгосрочных стратегических целей экономического роста, реализация которых должна быть осуществлена посредством становления рыночных отношений современного типа, создания адекватных форм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры, перехода к модели смешанной экономики с эффективными государственными и негосударственными секторами.

При разработке концепции экономического роста необходимо учитывать среднесрочные цели и критерии социально-экономического развития, которые совсем не обязательно совпадают с целями долгосрочного характера.

Во-первых, в долгосрочной перспективе стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы предполагает движение экономики к минимуму темпа инфляции и бюджетного дефицита. Следует отказаться от механического соблюдения критериев минимума инфляции и бюджетного дефицита и пойти на более активную денежную эмиссию.

Во-вторых, фундаментальная долгосрочная задача – приближение внутренних цен к мировым по мере того, как качество российских технологий и организации производства будут приближаться к среднемировому уровню. Необходимо принять меры государственного регулирования цен в соответствии со сложившейся системой натурально-вещественных пропорций, качеством отечественных технологий и организацией производства.

В-третьих, к числу долгосрочных целей относится либнрализация внешнеэкономической деятельности, переход к открытой экономике. Однако этот процесс целесообразно осуществлять с учетом постепенного совершенствования материально-технической базы производства. Только так можно избежать массового подавления отечественных производителей, повальной замены отечественных товаров импортной продукцией.

При разработке краткосрочной программы стержневой задачей является активизация совокупного спроса на основе роста реальных доходов населения и инвестиционных ресурсов.

Чтобы остановить спад производства и обеспечить существенный экономический рост, необходимо отказаться от чрезмерно жестких ограничений Банком России объемов денежной эмиссии, перейти к политике постепенного снижения ставки рефинансирования и процентных ставок.

Создание условий для экономического роста предполагает использование дополнительных инструментов государственного регулирования (управление структурой цен через систему налогообложения), а также новые способы использования уже действующих инструментов (переход к более активной денежной эмиссии). Данная система мер позволит обеспечить рост объема производства в реальном секторе экономики примерно на 8 – 12% в год за счет повышения степени использования наличных производственных мощностей и имеющегося персонала предприятий. Такой рост будет продолжаться недолго – примерно два года, он позволит оживить отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе легкую и пищевую, что само по себе является прогрессивным структурным сдвигом. На волне экономического оживления необходимо будет тщательно готовиться к следующему этапу развития, связанному с активным развертыванием инвестиций в техническое перевооружение реального сектора экономики.

Устойчивый рост означает переход экономики в такое состояние, когда существуют не отдельные примеры успехов или временной стабилизации и подъема отдельных отраслей, а устойчивое динамичное развитие всей экономики. Он предполагает не только темпы, но и гибкость реакции на возникающие потребности, идущие как со стороны науки и техники, так и с социальной стороны. Это – эффективный, интенсивный тип экономического роста со всеми компонентами сбережения ресурсов, внедрения высоких технологий и обеспечения экологической безопасности. Устойчивый рост невозможен в условиях противоречия между социальными, природными факторами и технологическими процессами.

Переход к концепции устойчивого роста предполагает глубокое переосмысление, радикальное изменение всей стратегии и тактики реформ, не возврат назад, а придание им взвешенности. 

Основной задачей Правительства РФ является обеспечение высоких устойчивых темпов роста экономики страны и сокращение разрыва по уровню экономического развития с ведущими странами Запада. Позитивные предпосылки для этого существуют. Проведенные преобразования, которые затрагивают различные сферы экономической политики (налоговую, пенсионную, бюджетную, структурную) обеспечили сохранение как экономического роста, так и положительные тенденции в экономике, сложившихся в последние годы. Проводимые реформы оказывают положительное влияние на экономический рост, создавая необходимые условия для формирования современных рыночных институтов. Но институциональные реформы различаются горизонтом действия. Так, наибольший временной лаг имеют реформы, направленные на инвестиции в человеческий фактор – это реформы образования, пенсионной системы, здравоохранения, социальной защиты населения. Их влияние на экономический рост нарастает постепенно, по ходу проведения преобразований. По прогнозам, существенное влияние на развитие экономики страны они будут оказывать, начиная с 2006 – 2008 годов.

Более быструю отдачу можно ожидать от других институциональных преобразований, направленных на модернизацию экономики (земельная реформа, реформа банковского сектора, дебюрократизация экономики, вступление в ВТО и т.д.). Реформы этого блока окажут существенное влияние на рост экономики в 2003 – 2005 годах.

Ощутимое влияние на экономику оказывает реформа налоговой системы. При этом в разные временные периоды ее влияние на различные макроэкономические показатели меняется (повышение расходов на администрирование и снижение доходов бюджета – на первом этапе, снижение налогового бремени и расходов на администрирование – на втором, рост доходов бюджета и снижение налогового бремени для предприятий – на последующих этапах). В целом же налоговые инициативы начали оказывать ощутимое влияние на экономический рост уже в 2002 году. 

По прогнозу в 2003 – 2005 годах рост ВВП будет обусловлен расширением внутреннего спроса, основанном на увеличении доли потребительских расходов.

В структуре использования ВВП возрастет доля потребления домашних хозяйств: с 49,6% в 2001 году до 54% в 2005 году, валового накопления с 22% до 24%, при сокращении потребления государственного сектора с 14,3% до 13,8% и чистого экспорта товаров и услуг – с 12,9% до 5,7 – 7,3%.

Таким образом, основным фактором экономического роста становится внутренний спрос (рост с 87,1% до 93 – 94%). Повышение роли и значения внутренних источников, определяющих динамику развития народного хозяйства , позволит обеспечить более устойчивый характер экономического роста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время подготовки данной курсовой работы я провела комплексное исследование такого важнейшего экономического явления, как экономический рост. В первых двух частях мной рассмотрены сущность этого понятия, его показатели, проблема темпов, факторы, влияющие на него. Все это позволило мне прийти к выводу, что экономический рост – это важнейшая макроэкономическая категория, отражающая не только абсолютное увеличение объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять потребности, повышать качество жизни. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью и т.д.

Что касается России, то прежде чем говорить о стабильном экономическом росте, надо добиться прекращения спада производства. Лишь остановив этот спад и начав преодоление накопившейся деформации в отраслевой структуре производства, борьбу с нарастающим разрушением основных средств производства, можно будет начинать движение по пути устойчивого роста.

Россия располагает и научными, и финансовыми возможностями, чтобы справиться с экономическим кризисом и начать выводить экономику на путь устойчивого роста с параметрами стабильности и гибкости, эффективности, поддержки высоких технологий. Подтверждение этому – проведенные преобразования, затрагивающие налоговую, пенсионную, бюджетную, структурную сферы экономической политики, которые обеспечили сохранение как экономического роста, так и положительных тенденций в экономике, сложившихся в последние годы. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. – Экономическая теория (политэкономия), М.-2000.

2. Грязнова А.Г. – Экономика, М.-2001.

3. Иохин В.Я. – Экономическая теория, М.-2001.

4. Клюня В.Л., Новикова И.В., Зеленкевич М.Л. – Экономическая теория, Минск-2001.

5. Камаев В.Д. – Экономическая теория, М.-2002.

6. Николаева И.П. – Теория переходной экономики, М.-2001.

7. Николаева И.П. – Экономическая теория, М.-2002.

8. Носова С.С. – Экономическая теория, М.-2000.

9. Вопроросы экономики №3, 2003.

10. ЭКО №6,7,8, 2002.

11. Экономист №4, 2002.

12. Экономист №1,2, 2003.

 


[1] Камаев В.Д.-Экономическая теория. М-2002 с.564.

1 Вопросы экономики №3, 2003, с. 58.

2 Экономист №2, 2003, с. 3.

3 Экономист №4, 2002, с. 9.

1 Экономист №2, 2003, с. 3.



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)