Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД МВД ДНР

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по учебной дисциплине «Основы криминалистики» (ОП.04)

общепрофессионального цикла (ОП.00) на тему: «Тема № 1. Общие положения Общей части криминалистики ДНР» для профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии «Полицейский»

 

Одобрен на заседании

педагогического совета

УЦПС ОВД МВД ДНР

от ______ протокол № __

 

Донецк

2016


План

Введение

1. Общие вопросы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами.

2. Основные тактико-методические положения организации взаимодействия.

3. Виды взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. Проблемы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами.

 

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

Обострившаяся социально-экономическая обстановка, деградация общества, правовая безграмотность и неспособность многих людей привыкнуть к реалиям новой жизни обуславливает непрекращающийся, идущий быстрыми темпами рост преступности в Российской Федерации ставит как перед юристами-практиками, так и перед юристами-теоретиками сложный и с первого взгляда неразрешимый вопрос о поиске новых методов по борьбе с криминализацией общества.

Деятельность правоохранительных органов по раскрытию преступлений эффективна только тогда, когда взаимодействуют все структурные подразделения с целью быстрого реагирования на совершенные преступления и улучшения процесса доказывания.

При совместных действиях следователя, сотрудников уголовного розыска и экспертно-криминалистических подразделений могут быть собраны такие фактические данные, имеющие доказательственное значение, которые не могут быть получены и закреплены следователем, оперативным работником или экспертом по отдельности.

Следователь, по расследуемым им делам, вправе давать органам дознания поручения и указания, обязательные для исполнения. Следовательно, при проведении неотложных следственных действий, осуществляемых непосредственно после совершения преступления следователю необходимо составить план, в котором будут чётко и конкретно расписаны первые шаги не только самого следователя, но и всех членов, входящих в оперативно-следственную группу. Именно от того, как грамотно следователь распределит обязанности, и будет во многом зависеть успех в раскрытии преступления.

Российскими учёными-правоведами и работниками-практиками разработано большое количество методов и способов борьбы с преступностью, которые могли бы эффективно повысить раскрываемость совершённых тяжких преступлений. Поэтому стоит обратить внимание на уже существующие методы и на их правильное и оптимальное применение в работе органов, отвечающих за раскрытие и предупреждение преступлений.

В настоящее время, когда возникает необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном судопроизводстве, его взаимодействие с уголовным розыском.

На практике сложилась ситуация, что следователи при расследовании преступления и работе с доказательствами отдают предпочтение показаниям свидетелей, потерпевших, обвиняемых, а не вещественным доказательствам, хотя последние могут более чётко и объективно отразить ход и событие преступления.

При взаимодействии следователя с оперативными работниками в ходе расследования преступления часто возникают разногласия по поводу достаточности тех или иных доказательств для проведения тех следственных действий, на которые нужна санкция прокурора, например, обыск или арест.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ.

Необходимость взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску скрывающегося от следствия преступника.

Следственная практика однозначно свидетельствует о том, что быстрое и полное раскрытие преступлений, особенно тяжких, совершенных с предварительной подготовкой членами организованных преступных групп и сообществ, невозможно без хорошо согласованных, а нередко и совместных действий следователей и работников органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Многолетний опыт борьбы с тяжкими, предумышленными преступлениями, совершенными в условиях неочевидности, показывает, что только следственных действий, информационно не подкрепленных оперативно-розыскными мероприятиями, для успешного раскрытия и расследования таких деликтов недостаточно.

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений традиционно именуется их взаимодействием и базируется на ряде норм УПК ДНР, а также Закона об ОРД. Взаимодействие необходимо уже на стадии возбуждения уголовного дела, т.е. в ходе доследственной проверки.

Не обойтись без него и после приостановления предварительного следствия за неустановлением виновного лица, а если оно скрылось, — и по другим основаниям. В стадии доследственной проверки взаимодействие сориентировано на получение материалов, обосновывающих необходимость возбуждения уголовного дела, на их всестороннюю оценку. Если предварительное следствие приостановлено, взаимодействие связано с установлением или розыском преступника, скрывшегося от следствия и суда.

Наиболее актуально взаимодействие тогда, когда после производства запланированных следственных действий преступление остается нераскрытым, а виновное лицо — неизвестным либо, когда есть основания предполагать, что преступление раскрыто не полностью: выявлены не все эпизоды криминальной деятельности виновного, установлены не все соучастники.

Не обойтись без взаимодействия и в тех случаях, когда не выяснены существенные обстоятельства расследуемого преступления, не проверены обоснованные версии, имеются пробелы в системе доказательств, возникают существенные затруднения в производстве намеченных следственных действий и др.

Оперативно-розыскные мероприятия соответствующих оперативно-розыскных подразделений, предусмотренные законом об ОРД, в отличие от следственных действий, носят не процессуальный, а главным образом поисково-справочный, розыскной, наблюдательно-обследовательский и технико-информационный характер. Они осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами для решения задач, перечисленных в законе об ОРД. Порядок их производства регламентирован ведомственными нормативными актами МВД, МГБ и другими органами, разработанными на основе Закона об ОРД, а содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается теорией оперативно-розыскной деятельности как специальной дисциплиной. Проведение специальных оперативных мероприятий относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Их главная цель — своевременно обнаружить преступление и лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, орудия преступления, похищенное имущество, выявить фактические данные, помогающие следователю сориентироваться в сути произошедшего и его криминалистически значимых деталях, в обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также разыскать виновных лиц, скрывшихся от следствия и суда.

Следователи в силу своего процессуального положения не обладают правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно из-за особой специфики оперативно-розыскной деятельности, требующей соответствующих знаний и специальной подготовки.

Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно и совместно с оперативными работниками осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск не известных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе с тем УПК и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным выше органам, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий (ст. 126 УПК и Закон об ОРД). При этом следователь не должен как перелагать на оперативно-розыскной орган свои обязанности, так и подменять указанные органы и не может знакомиться с материалами оперативно-розыскного дела. Прокурор же в свою очередь осуществляет надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий и имеет право знакомиться с необходимыми оперативно-служебными документами и материалами указанного дела.

Тем самым следователи могут активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, МГБ и других органов при проведении следственных действий и криминалистических операций в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Прокурор, обнаружив нарушение закона, допущенное при проведении оперативно-розыскных действий, в том числе в рамках взаимодействия, может внести соответствующее представление в адрес органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и потребовать их устранения.

Важно отметить, что в ряде западных стран столь четкого разграничения между следственными действиями и ОРМ не проводится, что позволяет следователю черпать нужную информацию из любых источников.

Нужно, однако, подчеркнуть, что УПК ДНР и Закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения названным органам о проведении ОРМ, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий. Письменные поручения следователя являются для этих органов обязательными. Таким образом, следователи могут и должны активно использовать оперативно-розыскные возможности органов дознания для раскрытия и расследования преступлений. Другой вопрос, что это им далеко не всегда удается.

Следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего реализуются параллельно, поэтому именно надлежаще организованное взаимодействие обеспечивает согласованность действий. Предполагая общее планово-организационное руководство следователя, взаимодействие отнюдь не должно вести к соподчинению этих органов, к слиянию процессуальной и негласной деятельности. Следователь и оперативно-розыскной орган работают в точном соответствии с общим планом совместных действий, выполняют только те функции, которые обусловлены их служебной компетенцией.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на требованиях закона и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность этих лиц и органов, направленную на раскрытие и расследование преступлений, полное изобличение всех виновных лиц.

Взаимодействие может быть эпизодическим— связанным с выполнением отдельных поручений следователя, и постоянным — осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел. Постоянное взаимодействие обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой или следственной бригадой (группой).

 

 


 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

 

Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами может быть результативным, когда неукоснительно соблюдаются такие принципиальные условия:

1) оно осуществляется в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с подзаконными нормативными актами и профессиональной этикой;

2) взаимодействие согласовано по месту, времени, целям и др. с планом и ходом проводимого расследования;

3) обеспечены руководящая роль следователя на всех этапах расследования, четкое разграничение процессуальных и оперативно-розыскных функций субъектов взаимодействия, а также самостоятельность оперативных работников в выборе способов и средств решения задач, поставленных перед ними следователем;

4) оно основывается на взаимной помощи с использованием всех следственных (процессуальных) и оперативно-розыскных (негласных) возможностей, предусматривает персональную ответственность за достижение поставленных целей.

Типичными, наиболее распространенными формами взаимодействия являются: своевременное обнаружение органом дознания преступления, по которому необходимо предварительное расследование, немедленное возбуждение уголовного дела и начало по нему дознания, своевременная передача собранных материалов следователю и дальнейшие совместные действия по делу; постоянный взаимный обмен добытой информацией, представляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач; содействие оперативных работников при проведении отдельных следственных действий, тактических комбинаций и операций; безусловное и полное выполнение органом дознания письменных поручений и требований следователя о производстве по делу оперативно-розыскных мероприятий и конкретных следственных действий; совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (либо согласование отдельных планов) для оптимального решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления; совместная деятельность в рамках постоянно или временно действующих следственно-оперативных групп или следственных бригад; совместные обсуждение и оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных решений, направленных на повышение эффективности осуществляемого взаимодействия.

Взаимодействие при расследовании преступлений обычно складывается из нескольких стадий, логично переходящих одна в другую.

Первая, как правило, совпадает с процессуальной стадией возбуждения уголовного дела, когда происходит истребование необходимых материалов и их доследственная проверка. Последнюю следователю целесообразно проводить при активном участии оперативно-розыскных работников. На этой стадии нередко осуществляется осмотр места происшествия, в производстве которого также велика роль оперативных сотрудников. Они обеспечивают охрану места происшествия, выявляют свидетелей-очевидцев путем подворного поквартирного обхода, преследуют преступника «по горячим следам» с использованием служебно-розыскной собаки, обследуют прилегающую к этому месту территорию в целях обнаружения следов преступления и преступника. Вместе с ними следователь анализирует собранные материалы и вещественные доказательства, намечает неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, например, контроль мест возможного сбыта похищенного имущества, проверку по криминалистическим учетам следов, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия.

В этот период особенно важно взаимодействие при оценке сведений о противоправной деятельности организованных преступных групп и формирований, собранных из негласных источников, а также о тщательно замаскированных преступлениях в сфере экономики, связанных с фактами коррупции, взяточничества, вымогательства и т.п. В таких ситуациях следователь, возбудив уголовное дело, сможет быстрее и квалифицированнее разобраться в существе оперативных данных, результативнее провести первоначальные следственные действия, нередко закладывающие фундамент успеха расследования всего дела.

Вторая стадия относится к первоначальному этапу расследования, когда осуществляется активная следственная и оперативно-розыскная деятельность, закладывается информационный фундамент дальнейшего расследования по делу. От качества делового сотрудничества следователя и органа дознания на этом этапе во многом зависит успех всего расследования.

Именно в этот период реализуются все основные формы взаимодействия, о которых говорилось выше.

Третья стадия совпадает с последующим этапом расследования, связанным с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого, проверкой его доводов и возражений, собиранием дополнительной доказательственной информации. Взаимодействие на данном этапе чаще всего сориентировано на проверку заявленного обвиняемым алиби, отыскание новых источников доказательств, мероприятия по преодолению противодействия расследованию со стороны организованных криминальных структур, родственников и знакомых обвиняемого, завершение отработки выдвинутых по делу следственных и оперативно-розыскных версий, на совместный анализ проделанной работы и собранных в результате доказательств, оценку их внутренней согласованности и непротиворечивости.

Четвертая — заключительная стадия взаимодействия связана с завершением расследования по делу. Следователь подводит итоги пред-принятых усилий, проверяет, все ли версии отработаны до конца, нет ли пробелов, все ли требования уголовно-процессуального закона соблюдены, достаточно ли собрано доказательств виновности обвиняемого, нет ли между ними противоречий, предприняты ли меры к возмещению причиненного преступлением материального ущерба и др. Важной формой взаимодействия при этом является совместное обсуждение возникающих сложных вопросов, разработка и реализация профилактических мер криминалистической направленности.

 

Основаниями для взаимодействия служат:

1) письменные поручения следователя о производстве ОРМ или отдельных следственных действий либо об оказании содействия в их проведении (ст. 126 УПК ДНР, Закона об ОРД), а также указания прокурора о проведении ОРМ по расследуемому уголовному делу ( Закон об ОРД);

2) начало дознания по делу, по которому обязательно предварительное следствие, до подключения к нему следователя;

3) создание следственно-оперативной группы (следственной бригады) для раскрытия и расследования конкретного преступления, как правило, тяжкого, умышленного, многоэпизодного;

4) поступление к следователю (прокурору) оперативно-розыскных данных о выявленной преступной деятельности, когда необходим их совместный анализ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Необходимо подчеркнуть, что работники органа дознания самостоятельно выбирают конкретные способы и средства проведения ОРМ, поскольку ни УПК ДНР, ни Закон об ОРД не уполномочивают прокурора или следователя вмешиваться в эту специфическую деятельность. Оперативно-розыскные работники подчиняются в своей деятельности только непосредственному начальнику ( Закон об ОРД). Однако, когда следователь или прокурор поручают им производство отдельных следственных действий, то они даже обязаны проинструктировать оперативников об оптимальной тактике их проведения с учетом сложившейся по делу следственной ситуации. Такие поручения следователь должен давать только в случаях крайней необходимости (одновременное производство нескольких следственных действий, невозможность выезда в другой населенный пункт для личного производства следственного действия и т.п.).

Важно помнить, что следователь (прокурор) не вправе поручать оперативникам производство следственных действий, которые обязан провести сам следователь (допрос подозреваемого, обвиняемого, предъявление обвинения, арест и др.), требующих особого профессионализма (осмотр сложного места происшествия, производство следственного эксперимента, очной ставки; назначение судебных экспертиз) либо детального знания материалов дела, а также могущих стать неповторимыми (предъявление для опознания).

Важное условие результативности взаимодействия — социально-психологическая совместимость его субъектов. Это побуждает их к взаимопомощи, они во всем понимают друг друга, вследствие чего творческий потенциал их работы увеличивается. Такая совместимость вырабатывается, когда взаимодействие имеет постоянный, а не эпизодический характер.

Длительная совместная работа позволяет лучше узнать друг друга, приноровиться к особенностям характера каждого из взаимодействующих субъектов, выработать меры по нейтрализации таких личностных черт, которые мешают деловому сотрудничеству. Большую роль в налаживании оптимального взаимодействия играют руководители следственной и оперативно-розыскной подгрупп следственно-оперативной группы. От их деловых отношений сильно зависят взаимоотношения подчиненных — следователей и оперативников.

В соответствии с Законом об ОРД и нормативными положениями УПК ДНР оперативно-розыскные материалы используются в основном как ориентирующая информация, облегчающая подготовку и результативность следственных действий, тактических комбинаций и операций. Наиболее значимые из таких сведений после соответствующего процессуального оформления, легализации в материалах уголовного дела, могут приобрести статус судебных доказательств, способствовать изобличению обвиняемого.

 

 




2019-12-29 223 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)