Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Пищеварение в толстом кишечнике.




Основной функцией толстого кишечника является:

1) всасывание воды

2) формирование каловых масс

Всасывание питательных веществ незначительно.

Секрет слизистой толстого кишечника имеет щелочную реакцию.

В секрете обнаруживается значительное количество отторгнутых клеток эпителия, лимфоцитов, слизи, содержится небольшое количество ферментов (липаза, амилоза и т.д.) т.к. в этот отдел поступает мало не переваренных пищевых масс.

Существенная роль в процессе пищеварения принадлежит микрофлоре – кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. 

Бактерии выполняют для организма, как полезную функцию, так и отрицательную.

Положительная роль бактерий:

1. Бактерии молочнокислого брожения образуют молочную кислоту, которая обладает антисептическим свойством.

2. Синтезируют витамины группы В и витамин К.

3. Инактивируют (подавляют) действие ферментов.

4. Подавляют размножение патогенных микробов.

Отрицательная роль бактерий:Образуют эндотоксины.

1. Вызывают брожение и гнилостные процессы с образованием ядовитых веществ.

2. При изменении бактерий в количественном и видовом соотношении может возникнуть заболевание – дисбактериоз.



Регуляция пищеварения.

Пищевой центр – это сложное образование, которое локализуется в продолговато мозге, гипоталамусе и коре головного мозга.

В продолговатом мозге располагается пищевой центр, регулирующий отделение соков (желудочного, кишечного и поджелудочного) и ядра ЧМН 5, 7, 9 и 10 пар.

По этим нервам импульсы передаются в височную долю коры больших полушарий, где находится вкусовой и обонятельный анализаторы.

Большая роль принадлежит ядрам гипоталамуса: медиальные ядра – это «центры насыщения», а латеральные ядра – это «центр питания».

Пищевой центр регулирует моторную, секреторную и всасывательную функцию желудочно-кишечного тракта, обеспечивает возникновение таких ощущений как голод, аппетит, чувство сытости и жажды.

Обмен белков, жиров и углеводов.

Обмен веществ и энергии – это совокупность химических и физических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность.

Энергия, освобождаемая в процессе обмена веществ необходима для совершения работы, развития и обеспечения структуры и функций всех клеточных элементов.

Обмен веществ и энергии тесно связаны.

Обмен веществ складывается из ассимиляции и диссимиляции.

Ассимиляция или анаболизм – это усвоение поступающих в организм веществ. При этом процессе энергия расходуется. В процессе ассимиляции образуются сложные органические вещества, входящие в состав клеток и межклеточных структур организма.

Диссимиляция – или катаболизм – это процесс распада веществ, протекающих с освобождением энергии. При диссимиляции сложные органические вещества расщепляются до конечных продуктов: углекислого газа, воды, аммиака, мочевины.

В детском возрасте, когда происходит рост организма преобладает процесс ассимиляции.

Во взрослом организме устанавливается относительное равновесие между двумя процессами.

В старческом возрасте преобладает диссимиляция.

Нарушение нормальных соотношений между этими процессами наблюдается при болезнях.

В обмене веществ принимают участие белки, углеводы и жиры, а так же соли и вода, витамины.

В живом организме обмен одного вещества, например, белка, связан с обменом других веществ.

Выделяют 3 этапа обмена веществ.

1. Подготовительный – от поступления питательных веществ в пищеварительный канал до всасывания продуктов расщепления в кровь и лимфу.

2. Транспорт питательных веществ в клетки организма.

3. Выделение конечных продуктов распада органами выделения.

Рассмотрим обмен каждого вещества.

 Обмен белков.

Белки или протеины – это высокомолекулярные соединения, построенные из аминокислот. В своем составе они содержат азот.

Они, принятые в составе пищи, в пищеварительном канале под воздействием ферментов желудочного, поджелудочного и кишечного соков расщепляются на аминокислоты, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь. В клетках органов и тканей из аминокислот синтезируются белки, свойственные человеку. Белки синтезируются в рибосомах и управляет их синтезом ДНК через РНК.

Функции белков.

1. Структурная (пластическая) – для построения различных клеточных структур, входят также в состав ферментов, гормонов и других веществ.

2. Ускоряют биохимические реакции в организме.

3. Защитная – участвуют в образовании иммунных тел (антител) при поступлении в организм чужеродного белка. Белки также связывают токсины и яды, обеспечивают свертывание крови.

4. Транспортная – белки принимают участие в переносе многих веществ например О2 и СО2

5. Энергетиче6ская роль – обеспечение энергией всех жизненных процессов.

Конечными продуктами распада белка в организме является Н2О, СО2 и азотосодержащие вещества: аммиак, мочевая кислота. Аммиак являющийся вредным веществом, в печени превращается в мочевину. Продукты распада белков выводятся из организма наружу через органы выделения.

Белки в организме в запас не откладываются. У взрослого человека в органах и тканях они синтезируются только в таком количестве, какое необходимо для их возобновления.

В детском возрасте в связи с ростом организма синтез белков превышает распад.

Белки не могут быть заменены другими пищевыми веществами, а сами могут замещать собой жиры и углеводы.

В пищевых продуктах, которые использует человек содержится до 20 аминокислот.

Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться в организме человека и должны обязательно поступать с пищей в готовом виде – их называют незаменимыми или жизненно необходимыми – это валин, метонин, лейцин и т.д. Их 8.

Недостаток незаменимых аминокислот в пище приводит к белковым нарушениям.

Белки, содержащие весь необходимый набор аминокислот, называют биологически полноценными.

Наиболее высока биологическая ценность белков молока, яиц, рыбы, мяса.

Биологически неполноценными называют белки, в составе которых отсутствует хотя бы одна аминокислота, которая не может быть синтезирована в организме (белки кукурузы, пшеницы, ячменя).

При отсутствии полноценного белкового питания тормозится рост, нарушается формирование скелета.

Об обмене белков в организме можно судить по обмену азота. В белках содержится до 16 % азота.

Азот пищи полностью организмом не усваивается. О распавшемся белке в организме судят по содержанию азота в моче (определив содержание азота в моче умножают на 6,25 – узнают количество распавшегося белка в организме).

Состояние, когда количество выведенного азота ровно количеству введенного называется азотистым равновесием.

У взрослого здорового человека в нормальных условиях наблюдается азотистое равновесие. При тяжелых заболеваниях и при голодании наблюдается отрицательный азотистый баланс – выводится больше азота, чем поступает.

В детском возрасте наблюдается положительный азотистый баланс – количество введенного азота превышает количество выведенного. Это связанно с усиленным ростом и синтез белков превышает их распад.

Суточная потребность в белках среднем 100-120 гр. – она зависит от возраста, профессии и других факторов.

Обмен углеводов.

Сложные углеводы, поступающие в составе пищи, подвергаются в пищеварительном канале воздействию слюны, поджелудочного и кишечного соков.

В результате расщепления образуется три простых сахара т.е. моносахаридов – глюкоза, фруктоза и галактоза. В тонком кишечнике они всасываются в кровь и поступают в печень, где фруктоза и галактоза превращаются в глюкозу, а глюкоза сначала подвергается окислению или накапливается в виде гликогена.

В печени накапливаются до 70-80 гр. гликогена, он является запасным материалом и по мере надобности превращаются снова в глюкозу.

Глюкоза служит основным источником энергии для всех клеток, и ее содержание в крови относительно постоянно.

При ее снижении в крови (гипогликемия), первым начинает страдать головной мозг, т.к. его клетки и не способны запасать глюкозу. Это приводит к изменению обменных процессов в нервной ткани и нарушению функции мозга: наблюдается судороги, потеря сознания, мышечная слабость.

Кроме клеток печени накапливать глюкозу в виде гликогена могут и мышечные клетки. Но гликоген мышц является резервным горючим и расходуется только для мышечной работы, но не может быть использован для регулирования уровня глюкозы в крови.

Суточная потребность в углеводах 450-500 гр. Основная функция углеводов энергетическая, они являются главными источниками энергии.

При недостаточном поступлении углеводов с пищей они могут образовываться из белков и жиров. При избыточном поступлении углеводов с пищей они превращаются в жиры и и откладываются в жировом депо (подкожная клетчатка, сальник и др.). Конечные продукты распада углеводов: Н2О и СО2.

Обмен жиров.

В пищеварительном канале жиры пищи под воздействием ферментов желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи расщепляются на глицерин и жирные кислоты. В слизистой тонкого кишечника они всасываются и превращаются в специфические для человека жиры, которые поступают в лимфу. Затем вместе с лимфой они попадают в кровь и разносятся по всему организму. В организме человека имеются 3 группы жиров:

1. нейтральные жиры;

2. сложные липиды;

3. стероиды.

 

Функции жиров.

1. Пластическая – жиры идут на построение различных клеточных структур (оболочки клетки, митохондрии).

2. Энергетическая – при окислении (расщеплении) жиров освобождается энергия.

3. Они являются носителями жирорастворимых витаминов.

4. Некоторые ненасыщенные жирные кислоты играют роль в предупреждении атеросклероза.

5. Защитная – накапливаясь в п/к клетчатке, предохраняют организм от усиленной отдачи тепла, обеспечивает механическую защиту внутренних органов.

Суточная потребность в жирах для взрослого человека в среднем 70-80 гр. Конечные продукты распада жиров Н2О и СО2.

Жиры могут образоваться в организме из белков и углеводов, если же поступают в недостаточном количестве.

Полное исключение жиров из пищевого рациона приводит к тяжелейшим расстройствам здоровья. Это связано с тем, что в пищевых жирах содержатся полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая) и т.д. которые не могут синтезироваться в организме и должны поступать в пищей, их называют незаменимыми жирными кислотами.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7