Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Проблема этического и правового регулирования репродуктивных технологий



2019-12-29 467 Обсуждений (0)
Тема 11. Проблема этического и правового регулирования репродуктивных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Общая характеристика новых репродуктивных технологий.

2. Основные моральные и правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

3. Проблема правового и этического статуса донора в репродуктивных технологиях.

4. Проблема моральной оправданности "суррогатного материнства".

Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии».

Человек с древних времен пытался найти решение проблемы бесплодия. Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, были предприняты в Англии в конце XVII века. Однако, лишь к концу ХХ столетия, в целом медицинская наука осваивает репродуктивную физиологию человека.

Первый в мире человек, зачатый искусственно, появился в Англии, в 1978 году. Это была девочка - Луиза Браун. Через несколько лет у нее родилась сестра Натали. В России первый ребенок «из пробирки» (девочка Лена) появился в 1986 году в Москве. Сегодня Лена живет на Украине. Чуть позже в Ленинграде в том же 1986 году, родился мальчик Кирилл.

Данным событиям предшествовали серьезные исследования, которые начинают целенаправленно производится в России с 1965 года. В это время создается группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель – проф. Б. Леонов). По данным на 1994 год в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. детей.

В 1990 году на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых «в пробирке». Отметим динамику: еще в 1982 году их было всего 74. Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре 10-18 %.

Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.

Первым методом в ряду так называемых новых репродуктивных технологий (НРТ), стала искусственная инсеминация . При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает.

В целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился.

Следующий вид искусственного оплодотворения – Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ).

Процедура доказала свою эффективность при бесплодии – как женском так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.

Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85-90% жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, передаются для имплантации другим женщинам, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Если при аборте происходит уничтожение жизни одного (редко больше) «случайных» детей, то осуществление методов РТ способствует рождению одного ребенка, условие для которого должно послужить уничтожение примерно(+_) 10 детей эмбрионов. Именно это дает основание многим ученым, особенно представителям религиозных конфессий, утверждать, что применение ЭКО отражает не понимание родителями того, что от 7-9 их маленьких детей при этом погибнут.

В связи с этим в полный рост встает проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты. Представляется, что юридическое отношение к статусу эмбрионов в нашей стране должно строится на основе признания того факта, что эмбрион не часть материнского организма, а начало новой жизни, это и должно определять подходы к созданию соответствующего правового регулирования НРТ. Ведь с точки зрения современной генетики, начиная с момента оплодотворения, т.е. с проникновения сперматозоида в яйцеклетку, две гаметы родителей образуют новое биологическое образование, зиготу, которая несет в себе новую индивидуализированную генетическую программу, новую.

Вряд ли этично закрывать глаза на то, что количество уничтоженных индивидуальных жизней во время проведения ЭКО переходит всякие границы. ”Утрата эмбрионов достигает 93-94 %. Эта утрата начинается с момента одновременной имплантации многих эмбрионов для того, чтобы увеличить вероятность успеха. В лучшем случае из нескольких выживает один. Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию : для того, чтобы имплантировать один, спокойно и преднамеренно уничтожается 8-9 эмбрионов…”

В результате «цена» жизни будущего ребенка – это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.

 

Эксперименты на эмбрионах являются очень «удобными» для исследователей по двум причинам. Во-первых, человеческий эмбрион является живым человеческим организмом. В связи с этим, выводы, которые делаются в результате опытов на эмбрионах, обладают большой научной достоверностью, по сравнению с результатами экспериментов на животных и мертвых плодах. Во-вторых, постоянное осуществление операций по прерыванию беременности, искусственному оплодотворению обеспечивает постоянное пополнение источника биоматериала для исследований.

Тем не менее Парламентская Ассамблея Совета Европы в Конвенции “О правах человека и биомедицине”, принятой в 1997 году, посвящает отдельную статью вопросу об исследованиях на эмбрионах человека. Статья 18 состоит из 2-х пунктов:

1-ый пункт: «В тех странах, где исследования на эмбрионах разрешены законом, необходимо обеспечивать надлежащую защиту эмбриона».

2-ой пункт: «Создание эмбрионов для целей исследований запрещено».

В России нет специального законодательства по регулированию экспериментов и исследований на эмбрионах. Однако методы репродуктивных технологий широко внедряются в медицинскую практику. И так же расширяется использование тканей и органов плодов человека. Указаний о возможной судьбе так называемых «лишних» эмбрионов, развивавшихся в результате ЭКО (и не имплантированных в матку), в законодательстве нашей страны не содержится.

 

К основному этическому принципу врачевания со времен Гиппократа относится положение “не навреди”. Рассмотрим НРТ под углом зрения возможных и реальных осложнений, их сопровождающих.

1). Объективные медицинские факты показывают: «Беременности, наступившие в результате ЭКО, характеризуются высокой частотой осложнений, кровотечениями в I и II триместрах, токсикозом беременных, задержкой роста плода и низкой массой новорожденных. Имеются сообщения, что масса новорожденных после ЭКО одним плодом и двойней значительно меньше, чем в популяции. Частота кесарева сечения значительно выше, чем в популяции, - около 40-50% (в популяции оптимальной частотой кесарева сечения считается 10%). Даже в случае удачного оплодотворения и донашивания женщина до беременности и на ее протяжении получает массированное лекарственное воздействие, что не может оказать вредного влияния не нее саму и ее потомство».

2). Для получения необходимого количества яйцеклеток проводится отключение естественных регуляторных систем, а затем искусственная гиперстимуляция яичников. После такого воздействия гормональных препаратов у женщины созревает не одна, а 4-6 яйцеклеток, это необходимо для того, чтобы проводить их как можно больше за один раз. Но это не только трудоемкий и дорогостоящий процесс, но и чреватая побочными осложнениями процедура.

3). Нельзя не сказать и об эффекте разочарования при выборе «элитного папы».

Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства.

Проблема суррогатного материнства имеет свою историю, но установить первые случаи появления на свет ребенка путем применения метода суррогатного материнства очень сложно. Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб. А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением профессора Грищенко В.И. и Дахно Ф.В. Там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки.

По статистическим данным таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в нашей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не в состоянии по состоянию здоровья иметь детей.

Юридические аспекты этого метода воспроизводства определены российским законодательством. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, во-первых, суррогатное материнство в РФ разрешено, а во-вторых, право определять судьбу ребенка предоставлено суррогатной матери. Согласно ст.51 ч.4: «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)… Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства» (ч.3. ст.52).

Моральная несостоятельность «суррогатного материнства» в том, что оно неизбежно вводит в репродуктивный процесс третью сторону. При этом не имеет значения, непосредственно ли забеременела «суррогатная мать» от спермы отца или просто приняла в себя зиготу, оплодотворенную в чашке Петри. В любом случае популярное выражение «матка на прокат» указывает на морально-этическую сомнительность этой процедуры. ( И. Брэк).

Исходя из вышесказанного можно сделать некоторые выводы: /суррогатное материнство разрушает традиционные представления о социальных родителях матери, отца, дочери и т.д.;

/ сложным оказывается юридическое соотношение биологической матери (вынашивающей) и генетической (донора яйцеклетки). Это в полной мере относится к искусственной инсеминации спермой донора;

/ новыми технологиями ставится под сомнение вековой принцип ответственности родителей за своих детей, значимость семьи в жизни отдельного человека и всего человеческого общества;

/ острые споры вызывает возможность законодательного разрешения коммерческого суррогатного материнства. В данном случае, сложные моральные проблемы возникнут в случае рождения ребенка «по заказу» «ненадлежащего качества», т.е. больного или нежелательного пола.

Феномен суррогатного материнства, проблема статуса эмбриона выявляет, что без ясного и четкого морально-этического и правового регулирования их применения, они могут нести в себе значительный разрушительный потенциал. Тем не менее, НРТ существуют, набирают силу в России.

Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения.

Применение новых биомедицинских технологий во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия и ими пренебрегать абсурдно. Но при этом настораживает, что с развитием упомянутых технологий связано распространение идеологии так называемых репродуктивных прав. Данная система взглядов устанавливает приоритет биологических прав родителя над социальными, над правами ребенка на свое духовное и физическое здоровье, на нравственную устойчивость. В идеологии репродуктивных прав доминирует отношение к человеческой жизни как продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей.

Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

 

Тема 1. Биоэтика: истоки и причины возникновения (4 часа)

 

Тема 2. Моральные принципы и исторические модели биомедицинской этики.(2 часа)

Тема 3: Правовые и этические проблемы современных моделей взаимоотношений врач—пациент (4 часа)

Тема 4: Информированное согласие как условие реализации принципа автономии личности в современных взаимоотношениях врач-пациент ( 2 часа)

Тема 5. Этико-правовые аспекты оказания психиатрической помощи и защиты прав пациентов в психиатрии (4 часа)

 

Тема 6.  Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы ( 4 часа)

Тема 7. Социальные, правовые и этические аспекты аборта, контрацепции, стерилизации (2 часа)

Тема 8. Этико-юридические проблемы клинической трансплантологии ( 2 часа)

 Тема 9: Этико-правовые проблемы медицинской генетики: генетический скрининг, генная инженерия (4 часа)

Тема 10: Правовые проблемы ординарных и экстраординарных средств продления жизни. Дискуссии о "правах умирающих"(4 часа)

Тема 11.  Проблема этического и правового регулирования репродуктивных технологий(2 часа)

 

 

Важнейшим событием в истории естествознания стали работы Платона и Аристотеля. Первый предложил концепцию мироздания, которая предусматривает наличие великого Демиурга, управляющего развитием Вселенной. Многие историки философии считают, что под Демиургом Платон понимал Творца Вселенной. Позднее католическая богословская мысль охарактеризовала Платона и Аристотеля как «стихийных» или «инстинктивных» христиан. Именно такими они изображены на знаменитой фреске «Философы» в музее Ватикана, по соседству с Сикстинской капеллой. Историки науки по-разному объясняют этот феномен. Кто-то говорит о гениальном прозрении Платона, кто-то (вслед за Св. Климентом Александрийским) убеждён, что в своих путешествиях по Востоку тот познакомился с текстом Пятикнижия Моисея. Для историков медицины важно, что развитие биоэтики, прямо определившее впоследствии европейскую средневековую традицию в медицине, было непосредственно связано с принятием идеи сотворения мира и провозглашением ответственности в отношениях человека и Творца. Это обусловило возникновение понятий справедливости и ответственности, близких к современным. Собственно говоря, современные понятия этики онтологически исходят из того базиса древнегреческой традиции, который и был заложен работами Платона и Аристотеля.

Платон формирует этическую концепцию, даёт определение справедливости действий врача как честного и квалифицированного исполнения своих обязанностей. Он говорит о необходимости определённых систем обучения, воспитания для представителей разных сословий. Аристотель проповедует знания во имя творчества, формирует формальную логику, науку о природе. Он же создаёт классификацию добродетелей, пишет сочинения «Евдемова этика», «Никомахова этика», определяет идею добродетелей разумной деятельности.

В период поздней античности Хрисипп, Зенон, Клеапф развивают учение о природе, душе и долге. В средние века Св. Августин Блаженный в своей «Исповеди» касается проблем соотношения божественной и индивидуальной воли, создаёт учение о творении мира Богом и о материи. В этот период религия и вера находятся в центре духовного опыта, трансформируются ценности жизни и универсалии культуры, отмечается глубокое влияние христианства на медицинскую практику.

В XIII в. в западноевропейской философии происходит так называемая антиаверроистская полемика, имевшая огромное значение для истории науки. Речь о полемике двух философских школ, образовавшихся на Факультете искусств и Теологическом факультете Парижского университета. Формальным поводом для полемики стала оценка основных философских идей Аристотеля, осмысленных философами и врачами арабского Востока - Авиценной, Аверроэсом, Аль Араби и др. в значительной мере в неоплатоническом стиле. На самом деле речь шла о выработке всеобъемлющей на тот момент системы философских взглядов на взаимоотношения человека и Бога, некоторые частные философские вопросы (теории абстрагирования и сверхъестественного созерцания), вопросы этики и, главное, оценок отношения веры и разума. В конечном счёте происходил важнейший поворот в истории науки: оценка правильного пути к научному познанию человека и мира.

Точку зрения так называемых аверроистов представляли такие учёные, как Боэций Дакийский и Сигур Брабантский. Позиция классических «аристотеликов», развивавшая гносеологические представления Св. Августина Блаженного, была наиболее полно отражена Фомой Ак-винским, представителем доминиканского ордена. Победа в этом научном споре оказалась на стороне Фомы Аквинского. Данный факт имеет огромное значение для истории медицины, поскольку доминирующей стала новая методология. В её основе лежала так называемая теория абстрагирования, в соответствии с которой научное знание обретается человеком не только в рамках сверхъестественных озарений («божественной иллюминации»), но и в результате абстрагирования от чувственно воспринимаемых вещей. Этот процесс, естественно, начинается с непосредственно воспринимаемого и осмысливаемого первичного чувственного опыта. Такая методология, во-первых, закладывала первый камень в фундамент здания, ставшего впоследствии декартовой системой оценки чувственного опыта, что привело к появлению в натурфилософских системах Р. Декарта идеи экспериментального познания в медицине. Во-вторых, она снимала противоречие между верой и разумом, религией и научным познанием, что не могло положительно не отразиться на развитии науки.

Обстоятельства диспута с «аверроистами» занимали европейских философов почти столетие и обозначили ещё одну важнейшую научную и методологическую проблему - так называемую «бритву Оккама». Уильям Оккам, францисканский монах, жил в XIV в. и преподавал философию в Оксфорде. Суть его новеллы формулируется так: «Не существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих (допущений) то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа (допущений)». Нетрудно заметить, что система доказательств в естественных науках - от математики до медицины - сегодня стоит на этом методологическом фундаменте.

Его важным вкладом в теорию этики, оказавшим серьёзное влияние на развитие биоэтической концепции, была постановка проблемы ответственного выбора. Конечно, для него было очевидно, что главной этической нормой является воля Бога, которая есть абсолютное благо. Человек делает позитивный ответственный выбор, поступая по воле Божьей. Однако обоснование факта наличия у человека свободной воли и возможности действовать в соответствии с ней окончательно освободило этику от греческого и арабского детерминизма. В плане развития биоэтической концепции работы У. Оккама дали возможность ставить вопрос о полноте индивидуальной ответственности врача за его (собственные, по его личному выбору осуществляемые) действия.

Выделим ещё одно важное событие в истории философии, оказавшее влияние на становление биоэтической концепции: дискуссию о бедности Христа и святых апостолов, потрясшую Европу в XIV в. Суть её заключалась в следующем.

Представители францисканского ордена во главе с Михаилом Чезенским (генералом ордена), Уильямом Оккамом и др. утверждали, что Иисус Христос и святые апостолы не обладали в земной жизни никаким личным имуществом. Поэтому они предъявляли очень жёсткие этические требования как к католической церкви в целом, так и к отдельным её членам. Этот тезис жёстко опровергался Папой Римским Иоанном XXII и его сторонниками. Данная дискуссия обусловила важнейший для становления биоэтики вопрос: если Бог и апостолы, проповедуя абсолютную Истину в вероучительном плане, призывали к абсолютному служению людям, спасению души через добрые дела в плане этическом, в чём же тогда состоял долг каждого христианина по отношению к ближним? Очевидно, что эта глобальная философия и теологическая дискуссия в религиозно-философском плане позволили развить и обосновать принципы медицинской деонтологии.

В этот же период определяются три главные направления древнекитайской мысли: конфуцианство, даосизм и буддизм. Идёт сложная борьба шести основных направлений (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имён и школа инь-ян), в которой в конечном итоге побеждают конфуцианство и даосизм.

Подчеркнём в связи с вышесказанным, что одним из главных положений конфуцианства является концепция жизни, основанной на человеколюбии и гуманности. Идея гуманности является центральной в конфуцианской культуре. Сущность категории «жизнь» заключается в любви к другим людям. Это философское учение призывает людей к сопереживанию и добру, сердечному отношению друг к другу. Всё это оказало глубокое влияние на развитие традиционной китайской медицины, которая, в свою очередь, способствовала дальнейшему обогащению конфуцианской философии. Одним из выдающихся представителей конфуцианской культуры является Хуа То (дата рождения неизвестна, умер в 208 г. н.э.), известный также как Небесный врач и Творящий чудеса. На воротах воздвигнутого в его честь храма имеется следующая парная надпись: «Основанное на гуманности врачевание идёт только от Жёлтого императора и Ци Бо; чудеса медицина начала творить во времена Хуа То».

Древнекитайские мыслители полагали, что «...врач низшей категории лечит болезнь, врач средней категории исцеляет человека, врач высшей категории исцеляет страну». В традиционной китайской медицине и сегодня большое значение придаётся личной нравственности в профессиональной практике врача. В этой древней культуре всегда считалось, что лечебной практикой достойны заниматься только те люди, которые обладают высокими моральными качествами и незаурядными способностями.

Концепция морального врачевания в буддийской культуре учит следующему:

■ милосердие врача всегда должно быть нацелено на стимулирование у пациента спасительной жизненной энергии (когда опасность развития болезни уже созрела, а пациент проявляет пассивность при лечении, то устранить её последствия чрезвычайно трудно);

■ главное для врача, действующего милосердно, - это своевременность оказания квалифицированной помощи;

■ нравственный врач обязан проявлять почтительность к старшим коллегам и своим пациентам, быть сообразительным в экстренных случаях, демонстрировать блестящие навыки при ведении сложных больных;

■ милосердный врач, творя благо, зачастую теряет покой, но обретает разносторонность в подходах к лечению.

В древней индийской культуре врачевания отмечалось постепенное становление религиозно-философских школ, которые формировались под влиянием гимнов Ригведы, диалогов Упанишад, Санкхья, Вайшещи-ка, Веданта, Джайнизма и т.д. Во времена Ашоки (268- 231 гг. до н.э.) - самого выдающего правителя древней Индии - при буддийских храмах строили богадельни и помещения для больных - дхарма-шала (лечебницы). Таким образом, в Индии они появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Гораздо позже, в период империи Гупт (IV-VI вв. н.э.), который считается золотым веком индийской истории, в стране стали сооружать специальные дома для калек, увечных, больных, вдов и сирот.

Вместе с тем следует отметить, что традиционному индийскому обществу всегда было присуще разделение на касты (да и в наши дни это продолжает оставаться социальной доминантой). Такая структура общества предопределяет различные социальные права представителей разных каст, вплоть до фактического бесправия и официального законодательного признания ничтожности огромных, многомиллионных социальных групп. Яркий пример - каста неприкасаемых. Естественно, что идея равных прав граждан на доступ к медицинской помощи в кастовом обществе существовать не могла. Сама идея благотворительности может быть реализована в атмосфере понимания имманентного равенства людей, которую впервые привнесла религиозно-философская система христианства. Поэтому времена Ашоки в индийской истории - скорее эпизод, чем закономерность.

Последователи иудаизма всегда соблюдали моральные принципы врачевания. Среди широко известных моралистов медицины значатся имена Асаф А-Рофе, А. Закуто, Маймонида, Йосефа Каро - составителя кодекса «Шулхан Арух» («Накрытый стол», XVII в.). В этом труде в главах, посвящённых медицине, основное внимание уделяется готовности по первому зову больного прийти на помощь. Вклад евреев в медицину признавался Роджером Бэконом (Roger Bacon) - прославленным христианским философом, который подчёркивал, что знание иврита позволяет больше узнать о таинствах врачебной профессии.

Иудеи полагают, что молитва - это путь к духовному и физическому здоровью. Она предполагает непосредственное искреннее раскаяние, личное обращение к Богу за помощью в болезни, что придаёт этому действу особую силу. По мнению Маймонида, врачевание воспитывает в человеке скромность, богобоязненность, совершенствует его нравственность во имя Творца.

На основные направления арабо-мусульманской мысли в Средние века серьёзное влияние оказали религия и культура древнего Востока и европейской античности. Основные направления арабо-мусульманских учений включали исследование проблем первоначала, учение о человеке, о познании человека как плода Природы.

Особую роль в этом периоде развития арабо-мусульманской культуры сыграл Авиценна (Ибн Сина, 980-1037 гг. н.э.). Его труды «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Указания и наставления» являются настоящими шедеврами той эпохи. Он внёс заметный вклад в медицину. Можно также отметить и его коллегу Аверроэса (Ибн Рушд), который создал учение о разуме и теорию двойственной истины.

Одновременно отметим, что в более поздних произведениях - «Книгах путешествий» Эвлии Челеби (XVII в.) и т.д. - даётся описание первой мусульманской больницы Фатих: «...лекарства раздаются бесплатно, это условие в своё время поставил сам Фатих - султан. Делается это во имя Аллаха. Главное качество врача-мусульманина - честность! Он знает, что в судный день придётся держать ответ не только за прожитую жизнь, но и за свою врачебную деятельность. Цель медицинской деятельности мусульманина - не нажива, а служение людям во имя Аллаха».

Подобные взгляды - органическая часть исламского вероучения. Будучи исторически самой молодой из монотеистических религий, ислам привнёс очень важный позитивный импульс в исторический процесс развития этики и деонтологии врачевания. Напомним, что в соответствии с исламским вероучением правоверный должен проявлять перед лицом Аллаха ряд добродетелей: пятикратная ежедневная молитва, ходж, закат (благотворительность). Постулирование духовного равенства правоверных перед Аллахом, возможность духовного спасения бедного и духовной гибели богатого сформулировало теологические основы понимания равенства людей с точки зрения врача. А возведение благотворительности в ранг обязательной добродетели правоверного обусловило возникновение таких лечебниц, как вышеописанная больница Фитих.

Интересны рассуждения об исламской биоэтике З.М. Мухамедовой из Ташкентской медицинской академии. По её мнению, наряду с развитием медицины и эволюцией медицинской этики в кодексе и принципах Гиппократа, Парацельса, деонтологической и биоэтических моделях идёт непрерывная дискуссия о проблемах биоэтики религиозных деятелей и специалистов медицины исламского мира. Главным предметом этой дискуссии являются вопросы жизни и смерти: до каких пор следует проводить жизнеподдерживающее лечение и при каких условиях его можно приостанавливать; допустимы ли эксперименты на человеческих эмбрионах (и если да, то какого рода); может ли умерший использоваться в качестве источника органов и тканей для улучшения здоровья или спасения жизни людей; допустимо ли человеку самому брать на себя решение о том, чтобы подвести черту под собственной жизнью, и т.д.

Отметим, что учение Корана и Сунны трансформированы применительно к деликатным сложным медико-биологическим проблемам. Так, действует исламский медицинский кодекс, развивается исламская биоэтика, соотносящая свои статьи и положения с вероучением ислама: Корана, Шариата, Хадисов. Эти кодексы практикуются, например, в Кувейте, Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других странах, исповедующих ислам, а также странах, где проживают мусульманские общины (в Канаде, США и др.). Продолжается исследование общественных, юридических, экономических, этических аспектов ключевых проблем биоэтики в области здравоохранения, медицины и биомедицинских технологий в контексте исламского вероучения. Указанные документы основываются также на Нюрнбергском кодексе (1947), Хельсинской декларации (1963, 1975), принципах CIOMS (1982), Каирской декларации (1991) для мусульманских стран и других международных документах.

Подчеркнём, что в истории развития исламской биоэтики как новой формы знания большую роль сыграла первая конференция Исламской организации медицинских наук (IOMS) в Кувейте (1981 г.), на которой был принят проект кодекса Исламской медицинской этики. В нём отражены такие этические вопросы, как искренность, честность в профессии врача, врачебная тайна, милосердие и сочувствие, обязанности и отношение врача к пациентам, коллегам, проведение экспериментов на людях и др. Создан Исламский совет международных организаций медицинских наук (CIOMS).

В последние пять лет в повестку дня были включены и рассмотрены такие вопросы биоэтики, как пересадка органов или тканей, смерть головного мозга, принцип помощи, технологии в отделении интенсивной терапии. Прошли II (Кувейт, 1982), III (Стамбул, 1984) и IV (Карачи, 1986) международные конференции исламской медицины (OIMS), на которых были рассмотрены права ребёнка в контексте ислама. Были приняты рекомендации по защите молодёжи от употребления наркотиков, алкоголя, табака. Особое внимание было уделено духовному развитию, нравственной компоненте медицинских образовательных программ, с помощью которых можно подготовить мусульманского врача.

З.М. Мухамедова также указывает на то, что исламские правоведы регулярно собираются для обсуждения новых этических проблем биомедицинских технологий. Так, проблемы трансплантации органов и/или тканей рассматривались исламскими юристами на III Симпозиуме по медицинскому праву (апрель 1987 г.), V Международной конференции исламской медицины, которая прошла в Каире в расширенном составе с медицинской ассоциацией (1988 г.). На VIII конференции исламской организации медицинских наук (декабрь 2004 г., islamOnline.net) был принят проект первой международной этической директивы медицинских наук, исходящей из позиций ислама. Было решено, что «Международный исламский свод законов для медицинской этики и этики здоровья» будет рассмотрен, отредактирован и затем выпущен в свет Исламской организацией медицинских наук (ИОМН). Создание свода законов началось в 1981 г., когда ИОМН взяла на себя инициативу принятия документа, основанного на законах ислама, для медицинской этики на конференции в Кувейте. Приоритетом является призыв к министрам образования, деканам медицинских школ арабского и всего мусульманского мира внедрять одобренный свод законов в их программы. Глава ИОМН, доктор Абд Аль-Рахман Эл-Авади предложил создать исламский фонд для поддержки медицинских исследований в мусульманском мире. На конференции обсуждались отношения между врачом и пациентом, обязательства и обязанности, а также вопросы биомедицинских исследований, актуальные вопросы в контексте исламской религии. Врачи и учёные также рассмотрели различные деликатные вопросы, включая суррогатное материнство, определение пола будущего ребенка и проблемы эвтаназии.

Кроме того, на Международном конгрессе по биоэтике (Тегеран, март 2005 г.) говорилось о том, что решения по ключевым проблемам биоэтики должны приниматься с учётом существующих религиозных норм морали, культурных традиций. Биоэтика рассматривалась как мост в будущее, с помощью которого человечество может и должно научиться защищать свои права и достоинство.

Подчеркнём, что особое значение для развития интеллектуального базиса биоэтики имеют эпоха Возрождения и Новое время. Следует прежде всего отметить, что медицина эпохи Возрождения являет собой интегральное единство культуры, искусства и науки. Примером тому может служить жизнь и деятельность Леонардо да Винчи (1452-1519) - «универсального человека» (анатома, естествоиспытателя, математика, физика, художника, литератора, инженера), идеала итальянского Ренессанса.

Именно в этот период возникает и формируется гуманизм, воспеваемый Данте, Петраркой. К итальянским гуманистам также можно отнести Манетти, Валла, Бруни Салютати и Пико дела Мирандола с его «Речью о достоинстве человека». Однако в истории XVI в. имеется весьма примечательный факт. Когда французский король Генрих II на турнире получил удар копьём в глаз, придворные врачи, прежде чем приступить

к лечению своего монарха, подвергли такому же ранению четырёх приговорённых преступников. Тем самым они пытались изучить аналогичные раны и выработать приёмы оказания помощи коронованной особе. Ведь жизнь простого смертного в те далёкие времена считалась ничтожной по сравнению с королями и их кровными родственниками. Такое же отношение наблюдалось во всей феодальной Европе. 300 лет спустя в знаменитых «Лекциях по экспериментальной физиологии» основоположник современной экспериментальной физиологии Клод Бернар писал: «В наше время этика справедливо осудила бы самым решительным образом всякий опыт на человеке... »

Продолжая историографию интеллектуального базиса биоэтики, отметим интересные рассуждения Парацельса о теле и душе, а также о роли врача во врачевании души и тела. Характерны также рассуждения М. Монтеня об идеале «естественного человека».

В историческом промежутке между Античностью и Новым временем история тела занимает весьма существенную роль. Однако, по мнению современных учёных Жака Ле Гоффа (Jacques Le Goff) и Николя Трюона (Nicolas Truong), история тела ещё не написана, и это одно из упущений, в том числе в историческом медицинском знании. Нам же представляется, что это относится и к биоэтическим аспектам данной темы. В любом случае восполнение этого пробела - немаловажная задача для историков медицины и биоэтики. В прошлых и нынешних исторических медицинских источниках оценка любой знаковой личности сводится лишь к внешней стороне (она представляется словно лишённой плоти), превращая личность в символический образ. Ситуацию не изменило даже произведение врача О. Браше «Психическая патология французских королей» (1903 г.), которое было посвящено наследственности. В связи с этим в среде историков витает идея обращать особое внимание как на материальную, так и на духовную жизнь людей, их чувств<



2019-12-29 467 Обсуждений (0)
Тема 11. Проблема этического и правового регулирования репродуктивных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Проблема этического и правового регулирования репродуктивных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)