Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура и материальная культура 17 века



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 17 века 0.00 из 5.00 0 оценок




17в. – важнейший этап истории европейской культуры. Укрепление позиции католической реакции: 1645-1653гг. – Тридентский собор: контрреформации в Италии и Испании (1600г. – сожжение Джордано Бруно, 1633г. – суд над Галилеем).

Завершение формирования капиталистических отношений. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Утверждение абсолютизма в Испании, Италии, Франции, России, Скандинавии. Век научного и культурно-художественного подъема. Провозглашение опыта, как главного источника знаний о природе (Френсис Бэкон «Новый Органон»); главное орудие познания мира – разум человека (Рене Декарт «Рассуждения о методе»). Усложнение «картины мира» - познание микромира и макромира (усложнение оптической техники – микроскопов и телескопов). Представление о единстве мира, согласно физике Декарта. Открытие законов механики – основа материалистического взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами. Пересмотр взглядов на общество, государство – государство не как божественное создание, а как порождение сознательной деятельности людей. Открытие возможностей конструирования идеального справедливого государственного строя. Формирование нового мировоззрения – зарождение деизма (представление о боге как средоточии разума) в религиозных представлениях; в эстетике – зарождение законов; в искусстве – открытие богатства материального мира и стремление найти образные выражения отвлеченных понятий и идей. Единство художественной культуры Возрождения, основанное на универсальном значении гуманистического идеала, было нарушено к середине 16в. На смену спокойной уравновешенности и совершенству образов Высокого Возрождения пришла сложная многогранность характеров, острота драматических столкновений личности и окружающего мира. В свете новых открытий о единстве мира происходит отказ от антропоцентризма Ренессанса. Предмет творческого познания и осмысления искусства – не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком. Развитие ренессансных традиций и расширение сферы интересов искусства. Обогащение творческого метода, художественного языка искусства – новое понимание композиции в архитектуре: большая напряженность и динамичность, активное использование пространства.

Стиль барокко: Время формирования – последняя четверть 16 в., рубеж 16 и 17 вв. Место формирования – Италия. Барокко преимущественно связано с католической и феодальной культурой (Италия, Франция, Испания, Фландрия). Важнейшие задачи барокко – прославление светской и церковной власти, зримое и максимальное воплощение религиозных догматов и представлений. Выражение новых представлений о мире, его безграничных масштабах, изменчивости, драматической сложности, конфликтности. Барокко – стиль резких контрастов, противопоставлений. Дуализм – сочетание идеального и конкретного, духовного и физического, ирреального и реального. Характеризуется активизацией всех изобразительных и выразительных средств: напряженная динамика, подчеркнутая эффектность, патетика.

Архитектура Италии.С середины 16в. побеждает католическая реакция. Борьба с Францией и Испанией закончилась победой Испании. Италия в течение почти двух столетий на положении провинции Испании. Драматическая сложность политической и экономической ситуации – фон для развития художественной культуры. Основа стиля барокко складывается еще в пределах эпохи Возрождения. Сложение нового художественного мироощущения складывается в Италии на рубеже 16-17 вв., раньше, чем в других странах Европы. Важнейший художественный центр Европы – Рим. В основу архитектурного барокко легли формы и приемы, разработанные Микеланджело. Провозвестник барокко в последней четверти 16в. – архитектор Джакомо Бароцци да Виньола. Строятся преимущественно монументальные церковные сооружения, дворцы и загородные виллы.

Периоды развития барокко в итальянской архитектуре:

1. ранее барокко – 1580-1620 гг.

2. высокое или зрелое барокко – 1620-1690 гг.

3. позднее барокко – первая половина 18 в.

Стиль итальянского барокко характеризуется монументальностью, репрезентативностью, преобладанием декоративного и живописного начала над тектоническим. Иногда разрушается архитектурная логика.  Характерная черта итальянского архитектурного барокко – отсутствие тесной связи между внешними и внутренними объемами зданий. Основа – пластическая сторона архитектуры, ее пространственная организация. Рациональное начало, присущее архитектуре Ренессанса сменяется иррациональным, статика заменятся динамикой и напряженностью. Барокко – стиль контрастов и противопоставлений, неравномерного распределения композиционных средств. Показателен акцент на фронтальность, фасадность построения композиции. Особое значение имеют криволинейные формы. Основной принцип строительства ансамблей – декоративность. Характерны изолированность, сравнительная независимость от общей системы планировки городской территории. Площадь перед собором св. Петра в Риме – колоннады и декоративные стенки, замыкающие пространство перед входом в собор прикрывают беспорядочную застройку. Новое решение проблемы синтеза искусств – скульптура в интерьере сооружения усиливает впечатление декоративной насыщенности, репрезентативности.

Раннее барокко. Продолжатели традиций позднего Возрождения – Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Мартино Лунги Старший.

Джакомо делла Порта (1540-1602) – ученик Виньолы. Завершил после смерти Микеланджело постройку большого купола собора св. Петра. Завершил после его смерти церковь Иль Джезу в Риме (1575) в композиции которой нашел отражение компромисс между центрально-купольной и базиликальной системами: удлиненная форма на средокрестье увенчана большим куполом. Построил виллу Альдобрандини во Фраскатти близ Рима. В композиции виллы проявляется стремление к нарочитой красивости, рафинированности архитектуры.

Доменико Фонтана (15430-1607) – преемник Микеланджело и Виньолы. Латеранский дворец в Риме (1586-1590) – продолжение традиции ренессансного палаццо: почти правильный квадрат с внутренним квадратным двором. Осуществил градостроительные работы в Риме – пробивка улиц, установка обелисков, создание фонтанов (важных организующих компонентов городских ансамблей, архитектурных акцентов).

Карло Мадерна (1556-1629) – окончательно утвердил новый стиль, его творчество – переход к периоду развитого барокко. Ранняя работа – фасад церкви святой Сусанны в Риме на основе фасада церкви Иль Джезу: фасад расчленен ордером, оформлен скульптурой и орнаментами. С 1604г. – главный архитектор собора св. Петра: изменил замысел Микеланджело – удлинил здание по продольной оси, расширил собор за счет пристройки передней входной части собора.

Высокое или зрелое барокко. Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Райнальди.

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) – центральная фигура зрелого барокко. В 1624-1633гг. продолжил постройку собора св. Петра – возвел над куполом киворий, типично барочный, неоправданный тектонически. В 1656-1667гг. спроектировал и построил две площади перед собором св. Петра: большую эллиптическую и малую трапециевидную, примыкающую непосредственно к собору. В Ватикане построил Скала Реджа (1663-1666), ведущую в покои папы. Использовал прием искусственного усиления перспективного сокращения. Завершил постройку Палаццо Барберини, начатую Мадерной (1625-1663).

Церковь Сан Андреа дель Квиринале (1653-1658) – фасад имеет вид портала с пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон), механически присоединенного к к основному объему овального в плане здания.

Франческо Борромини (1599-1667) – его произведения отличаются особой сложностью и динамичностью форм. Он довел барокко до максимальной напряженности. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (святого Карла у четырех фонтанов) – 1634-1667гг. Использован весь арсенал барочных форм: фасад присоединен к основному объему, форма – сложная в плане, композиция решена на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов. Церковь Сант Иво (1642-1660) – сложные очертания, «гофрировка» стенных плоскостей.

Карло Райнальди (1611-1691) – один из главных строителей зрелого барокко. Церковь Санта Мария ин Кампителли (1665-1667) – с двухярусным фасадом, решенным как в церкви Иль Джезу. Осуществлял значительные градостроительные работы: Спроектировал и построил две симметрично расположенные центрально-купольные церкви – Санта Мария ин Монтесано и Санта Мария деи Мираколи, которые определили облик въездной площади Рима, и закрепили предусмотренную планом Фонтана трехлучевую систему улиц основной части Рима. В 1652-1672гг. совместно с Борромини работал над центрической в плане, завершенной большим куполом церковью Сант Аньезе на площади Навона с дугообразным, ограниченным с двух сторон колокольнями фасадом. Купол Сант Аньезе выступает как основной композиционный акцент площади. ().

Бальдассаре Лонгена (1598-1682) – архитектор Венеции. Церковь Санта Мария делла Салюте (1631-1687 гг.) За главным восьмигранным объемом, увенчанным большим куполом – второй объем (алтарная часть, также с куполом, но меньших размеров). Вход в храм оформлен в виде триумфальной арки. Барабан главного купола объединяют с основными стенами церкви 16 спиралевидных волют, украшенных скульптурами. Палаццо Редзонико (1660), Палаццо Пезаро (1676-1710). По структуре фасадов они сходны с ренессансными палаццо, но более декоративны и насыщенны.

 

В 17 в. зарождается новый стиль — классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый). Классицизм характерен для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств, и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция). В этих странах он нес новые черты идеологии восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств. Являясь противником сословных неравенств, ущемлявших интересы буржуазии, ее идеологи выдвигают теорию рационально организованного государства. Признание разума как основы организации государственной и общественной жизни подкрепляется доводами научного прогресса. Этот рационалистический подход к оценке действительности переносился и на область искусства, где важной темой стал идеал гражданственности и торжества разума над стихийными силами. Религиозная идеология все более подчинялась светской власти. Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире, и поэтому для выражения своих общественно-этических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики. Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко.

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности, монументальности и обоснованности наполнения пространства. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Так же как и современное ему барокко, он стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических и географических условиях. В основе классицизма лежат идеи рационализма, исходящие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Барокко было теснейшим образом связано с католической церковью. Классицизм, или сдержанные формы барокко, оказались более приемлемыми в протестантских странах, таких, как Англия, Нидерланды, Северная Германия, а также в католической Франции, где король значил намного больше, чем Папа Римский. Во владениях идеального короля должна быть идеальная архитектура, подчеркивающая истинное величие монарха и его реальную власть. «Франция - это Я» - провозгласил Людовик XIV. 

Выделяют два периода в развитии классицизма: классицизм 17 в. во Франции, отразивший подъем абсолютизма. На втором  этапе развития в 18 в., он отразил гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет оба периода развития классицизма представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, лаконичность внешней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. В парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль (Садово–парковый ансамбль Версаля).

Архитектурный классицизм 17 в. развивался по двум главным направлениям:

· первое основывалось на развитии традиций позднеренессансной классической школы (Англия, Голландия);

· второе - возрождая классические традиции, развивало римские традиции барокко (Франция).

 

Архитектура Франции.

Зарождение французского классицизма в первой половине 17 в. шло на фоне своеобразного преломления в архитектуре ренессансных форм, позднеготических традиций и приемов, заимствованных из нарождающегося итальянского барокко. Этот процесс сопровождался типологическими изменениями: перенесением акцента из внегородского замкового строительства феодальной знати на городское и загородное строительство жилья для чиновного дворянства. Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма. Король-Солнце (Людовик XIV), изрек: «Государство - это я!», знаменитый философ Рене Декарта, сказал: «Я мыслю, следовательно – существую». Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т.е. отечеству, и торжество разума над чувством. Новая философия требовала своего выражения и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Архитектура создавала строго симметричные формы, подчиняя не только пространство, но и саму природу, стремясь приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу, который так и остался исключительно в чертежах архитектора, но проект был столь значим, что мотивы его используются до сих пор.

Никола Франсуа Мансар (1598-1666) - один из основоположников французского классицизма. Разработал новый тип городского жилища знати – «отель» с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. По-готически вертикальные секции фасадов имеют большие прямоугольные окна, четкое членение на этажи и богатую ордерную пластику. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение - мансарда, названная так по имени ее создателя. Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (1642–1651). Среди других работ Мансара – Отель де Тулуз, Отель Мазарини и парижский собор Валь де Грас, завершенный по его проекту Лемерсье и Ле Мюэтом.

Выдвинутые во второй половине 17 в. буржуазной идеологией концепции философского рационализма и классицизма королевский абсолютизм берет в качестве официальной государственной доктрины. Эти концепции служат средством прославления короля, как высшего олицетворения нации, объединяемой на началах разумного самодержавия. В архитектуре это имеет двоякое выражение: с одной стороны, стремление к тектонически ясным и монументальным рациональным ордерным композициям; с другой - всевозрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающие пространства, к подчинению воле человека не только принципов организации городских пространств, но и самой природы, преобразуемой по законам разума, геометрии, «идеальной» красоты. Обе тенденции иллюстрируются двумя наиболее крупными архитектурными проектами Франции второй половины 17 в.: строительство восточного фасада Лувра и создание новой резиденции Людовика XIV - грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале.

Восточный фасад Лувра (длина 170,5м) был осуществлен в 1667 г. по проекту Клода Перро - протяженный фасад имеет ясную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами. Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12,32м) несут крупный, классически разработанный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Основание трактовано в виде гладкого цокольного этажа, в разработке которого, как и в элементах ордера, подчеркнуты конструктивные функции основной несущей опоры здания. Четкий, ритмический и пропорциональный строй основан на простых отношениях и модульности, причем за исходную величину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр колонн. Размеры здания по высоте (27,7м) и общий крупный масштаб композиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского дворца репрезентативность. При этом весь строй композиции отличается архитектурной логикой, геометричностью, художественным рационализмом.

Андре Ленотр (1613-1700). Автор проекта Ансамбля Версаля (1661-1708) – вершины архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580м), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию. Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю короля, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового убранства: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами. Присущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства реализуется здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта.

Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела к новым градостроительным замыслам - к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приемов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов, прежде всего Парижа.

Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) - автор Версальского дворцав конце 17-начале 18 в.  Создал в Париже ряд выдающихся ансамблей – круглая площадь Побед, прямоугольная Вандомская площадь, комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Французский классицизм второй половины 17 в. воспринял градостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применив их в более грандиозных масштабах.

Андре Ленотру принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр-Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта – аллеи Елисейских полей. Во второй половине 18 в. была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине 19 в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3км.

Архитектура Англии.

Иниго Джонс. С 1618г. член Королевской строительной комиссии. С его именем связывается важнейшее для Лондона 17 в. градостроительное мероприятие – закладка первой площади, созданной по регулярному плану. Ее простонародное название (Пьяцца Ковент Гарден) говорит об итальянских истоках замысла. Поставленная по оси западной стороны площади, церковь Св.Павла (1631), с высоким фронтоном и двухколонным тосканским портиком в антах, — явное, наивное в своей буквальности, подражание этрусскому храму в изображении Серлио. Церковь Св. Павла на площади Ковент-Гарден – первый храм, построенный в Лондоне после Реформации, отражает своей простотой не только желание заказчика, герцога Бедфордского, выполнить обязательства перед членами своего прихода, но и существенные требования протестантской религии. Фасад церкви, восстановленный после пожара 1795г., крупномасштабен и величав, несмотря на небольшие размеры. Открытые аркады в первых этажах трехэтажных зданий, обрамлявших площадь с севера и юга, предположительно — отзвуки площади в Ливорно. Но вместе с тем однородная, классицистическая по характеру обстройка городского пространства могла быть навеяна и парижской площадью Вогезов, построенной незадолго до того. В 1633–1642гг. произвел обширные ремонтные работы в старом соборе Св. Павла 13 в. и добавил к нему западный фасад в классическом палладианском стиле. Этот собор был полностью уничтожен во время Великого лондонского пожара 1666 г.

Кристофер Рен (1632-1723). Продолжатель идей реконструкции Лондона И. Джонса – автор грандиозного проекта реконструкции (1666 г.). План не был осуществлен. Завершил проект И.Джонса ансамбля госпиталя в Гринвиче (1698-1729), построил новую библиотеку Тринити-колледжа в Кембридже (1676–1684). госпитали в районах Челси и Гринвич и здания, вошедшие в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

Крупный проект К. Рена - собор св. Павла в Лондоне (1675–1710), кафедральный собор Англиканской церкви, главный градостроительный акцент в районе реконструируемого Сити. Собор св. Павла – одно из крупнейших купольных зданий христианского мира, стоящее в одном ряду с Флорентийским собором, соборами св. Софии в Константинополе и св. Петра в Риме. Собор имеет форму латинского креста, его длина 157м, ширина 31 м; длина трансепта 75м. В средокрестии на высоте 30м заложено основание купола диаметром 34м, который поднимается на 111м. Проектируя купол, Рен применил уникальное решение. Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. Над первым куполом архитектор соорудил кирпичный конус, служащий опорой для массивного каменного фонаря, вес которого достигает 700т, а над конусом – второй покрытый свинцовыми листами купол на деревянном каркасе, пропорционально соотнесенный с наружными объемами здания. В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Слегка заостренный купол, опирающийся на массивную кольцевую колоннаду, господствует в облике собора.

 



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 17 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура и материальная культура 17 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)