Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура и материальная культура 18 века



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 18 века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 18 в., в период царствования Людовика XV (1715-1774) во французской архитектуре получил развитие стиль рококо, который являлся формальным продолжением живописных тенденций барокко. Своеобразие этого близкого к барокко и вычурного по своим формам стиля проявилось главным образом во внутреннем убранстве, что отвечало роскошной и расточительной жизни королевского двора.

Рококо́ (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х гг. 18 в. Характерными чертами рококо являются утонченность, большое количество декоративных элементов, изящество. Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошел в архитектуру. Парадные залы приобрели более уютный, но и более вычурный характер. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков. В архитектурной отделке помещений находили широкое применение зеркала и лепные украшения из причудливо гнутых линий, цветочных гирлянд, раковин. Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более легкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей. Прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн. Изменениям подвергаются капители, карнизы становятся двойными, все чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. В декоре активно используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины.

Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди. Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов 18 в.. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами напоминают барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие. Разновидности рококо Шинуазри и Тюркери отражали всеобщее увлечение восточным искусством – павильоны и мостики, сады. Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции.

Но уже в середине 18 в. намечается отход от вычурных форм рококо в сторону большей строгости, простоты и ясности. Этот период во Франции совпадает с широким общественным движением, направленным против монархической социально-политической системы и получившим свое разрешение во французской буржуазной революции 1789 г. Вторая половина 18в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его широкое распространение в странах Европы. Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма 18 в. не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотносящийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращается конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. Теоретик французского классицизма М. А. Ложьепринципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки, и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование. В середине 18 в. принципы классицизма преобразовались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение к «естественности» выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции.

Классицизм второй половины 18в. во многом развивал принципы архитектуры предыдущего столетия. Однако новые буржуазно-рационалистические идеалы - простота и классическая ясность форм - понимаются теперь как символ демократизации искусства. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся основополагающими принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией.

Архитектура становится несколько более человечной, хотя огромные градостроительные масштабы по-прежнему определяют широкий ансамблевый подход к архитектурным задачам. Выдвигаются идеи архитектурного плана города; значительное место при этом начинают занимать интересы транспорта, вопросы санитарного благоустройства, размещения объектов торговой и производственной деятельности. В работе над новыми типами городских зданий большое внимание уделяется многоэтажному жилому дому. Несмотря на то, что практическое претворение этих градостроительных идей было весьма ограниченное, повышенный интерес к проблемам города повлиял на формирование ансамблей. В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в «сферу своего влияния» большие пространства, часто приобретают раскрытый характер.

Анж-Жак Габриэль (1698-1782), автор архитектурного ансамбля французского классицизма 18 в. - площадиСогласия в Париже (50-60-х гг. 18 в). Получила свое окончательное завершение во второй половине 18 - первой половины 19 вв. Границей прямоугольной площади стали ранее существовавшие сухие рвы (245х140 м). «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В противоположность замкнутым площадям Парижа 17 в. (Вандомская площадь и др.), площадь Согласия - образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь, и образованную ими улицу Ройяль. Ось закреплена на площади двумя фонтанами, на пересечении основных осей был поставлен памятник королю Людовику XV, позднее высокий обелиск. Елисейские поля, сад Тюильри, пространство Сены и ее набережные являются продолжением этого огромного по своему охвату архитектурного ансамбля в перпендикулярном к поперечной оси направлении.

Жак Жермен Суфло (1713-1780) автор проекта церкви св. Женевьевы в Париж (1750-1780), ставшей позднее национальным французским Пантеоном - возврат к художественному идеалу античности и наиболее зрелым образцам Возрождения. Крестообразная в плане композиция отличается логичностью общей схемы, равновесием архитектурных частей, четкостью и ясностью построения. Портик восходит своими формами к римскому Пантеону, барабан с куполом (21,5м) напоминает композицию Темпьетто.

Канун Великой французской революции породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма, новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Во французском классицизме 18 в. определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь. В годы революции (1789-94) строительство почти не велось, но появилось на свет большое число проектов. Определяется общая тенденция к преодолению канонических форм и традиционных классических схем. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Персье, Л. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен)

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 18 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура и материальная культура 18 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)