Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура и материальная культура 19 века



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок




Ампир (поздний классицизм). Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») ограничены: с 1804 г. (конец правления Директории и год коронации Наполеона) по 1814-1815гг. (начало реставрации власти Бурбонов). Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждал абсолютное превосходство императора над странами и народами. Стиль ампир родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился ничтожный срок для архитектурного стиля, однако оказался настолько ярким и узнаваемым, что его принято выделять в истории развития классицизма. Имперские амбиции выражались в архитектуре и раньше, однако никто не делал этого с такой последовательностью и жесткостью, как Наполеон. Он ориентировался на греческие и римские образцы, как и его предшественники в конце 17в., но добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и др.). Для архитектурного стиля ампир характерны: массивные геометрические объемы; прямолинейные очертания; контраст больших плоскостей стен и узких декоративных поясов; контрастные цвета и концентрированный плотный орнамент; наличие колонн, пилястров, лепнины. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагаются упорядоченно, с соблюдением симметрии и равновесия. Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет – появилось множество древнеегипетских архитектурных и пластических мотивов: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней.

Архитектура Франции. Основоположники стиля ампир – французские архитекторы Шарль Персье (1764–1838) и Пьер Фонтен (1762–1853) работали над оформлением резиденций императора: дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Богарне, Версаль, Лувр и Тюильри по версии ампира стали нарочито парадны.

Мальмезон — резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне в 20км от Парижа – перестроена из дворца, созданного в 1610 г.

Тюильри. После объявления Наполеоном Тюильри в 1799 г. официальной резиденцией, у главного входа во дворец была воздвигнута Триумфальная арка (на площади Карузель). Пафосный монумент должны были провести параллель между величием наполеоновской и римской империей. Наполеон сравнивал себя с римскими правителями, поэтому художникам и зодчим французской империи указывали брать за основу образцы архитектуры Древнего Рима, в то время, как классицизм был ориентирован на архитектуру Древних Афин века Перикла.

Шарль Персье и Пьер Фонтен - авторы проекта Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже, которой Наполеон увековечил свои победы с 1806 по 1808гг. Это монумент высотой 19м. Триумфальную арку венчала квадрига св. Марка, вывезенная из Венеции. После провала политики Наполеона квадрига вернулась в Венецию, а на ее место установили аллегорическую скульптурную композицию – триумф Бурбонов. От арки идет историческая ось длинной 9км, которая включает площадь Согласия, Елисейские поля с Триумфальной аркой и Большую арку Дефанс. Ш. Персье и П.Фонтен вдохновились древнеримской аркой Константина.

Жан Франсуа Шальгрен (1739-1811) Автор проекта грандиозного сооружения Триумфальной арки на площади Звезды в Париже. Он был вдохновлен триумфальными арками римских императоров. Размеры парижской Триумфальной арки значительно превышают параметры античных образцов: высота арки – 50м, ширина – 45м. Фриз арки с восточной стороны украшен барельефами, изображающим начало похода французской армии, а с западной – ее возращение. 30 щитов аттика (верхнего яруса) напоминают о победах в Африке и Европе. Барельефы достигают высоты 12м. Барельеф «Марсельеза, или Выступление в поход волонтеров в 1792» работы скульптора Ф. Рюда. и «Апофеоз Наполеона» обращены лицевыми частями на Елисейские поля, а «Сопротивление нашествию» вместе с «Апофеозом мира» - на авеню Великой Армии.

Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы. Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия и замкнувшей улицу Руаяль, обратился к форме периптера. Строительство церкви Мадлен было начато в 1764г. (арх. Констан д`Ирви), но прервано в период революции. В 1806г. Наполеон поручил П. Виньону сделать из здания храм Военной славы в ознаменование великих побед. Перестройка завершилась только в 1842 г., уж после падения Наполеона.

Архитектура России. Архитектурный стиль ампир представлял собой отражение притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство и насильственно насаждался в завоеванных странах. Во Франции этот стиль был связан непосредственно с личностью Наполеона и существовал там только во времена его правления, оставив не очень большое количество архитектурных памятников, но в России он отразил имперские амбиции власти и стал выразителем идей государственной независимости, которую страна отстаивала в антинаполеоновских войнах. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского. Он поразил мир эффектными и композиционно завершенными градостроительными решениями - ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К.И. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Казанский собор, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806). Для русского ампира также как и для наполеоновского характерно использование изображений римских щитов, факелов, стрел, венков из дубовых листьев, орлов. Однако он ориентирован на греческую античность в отличие от французского ампира, в основу которого легла античная классика Римской империи Русский ампир делится на две разновидности: петербургский (столичный) и провинциальный. Московский ампир (и провинциальный) того периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию графа Строганова, был принят проекта А. Н. Воронихина. На строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта. Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме. А. Н. Воронихин, однако, не пошел по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, он создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра, который господствуют над прилегающей к нему площадью посредством громадных колоннад. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача – создание архитектурного ансамбля городской площади. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца 18 и начала 19 вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади. А. Н. Воронихин дополнил ансамбль Казанского собора великолепной решеткой, образующей изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решетка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Карло Антонио де Росси (1775—1849)Благодаря творчеству К. Росси русский ампир отразил триумфальный, державный настрой империи. Первый проект архитектора – парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади. Под руководством К. Росси возведены дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода. К. Росси спроектировал арку Главного штаба с триумфальной колесницей древнеримской богини победы – Виктории (1820-1829). Александровская колонна, созданная архитектором О. Монферраном в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга по замыслу К. Росси, напоминает Колонну Трояна в Риме. Произведения К.Росси отражают триумф России в победоносной войне и создают образ Петербурга как «четвертого Рима». Городские ансамбли охватывают широкие пространства и формируют облик Петербурга как имперского города.

Василий Петрович Стасов (1769—1848) – российский архитектор, видный архитектор стиля ампир в России. С 1808г. В.П. Стасов работал на строительстве Петербурга. Нарвские Триумфальные ворота (1827-1834),возведение которых было начато 26 августа 1827г., в годовщину сражения при Бородино, заменили деревянные, построенные Джакомо Кваренги в 1814г. — под ними проходили полки, возвращавшиеся с победой из Франции. Московские триумфальные ворота (1834—1838гг.) в Петербурге были возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а греческие пропилеи. Триумфальные московские ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами - городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).

Жан-Франсуа Тома де Томон (1760-1813) здание Биржи в Санкт-Петербурге – историко-архитектурный памятник в стиле позднего классицизма (1805-1816). Сооружение является ключевым объектом в ансамбле Стрелки Васильевского острова. Внешний облик здания заставляет вспомнить древнегреческие храмы. Прямоугольное двухэтажное сооружение с большими полуциркульными окнами имеет размеры 69x44,5м. Оно установлено на высокой гранитной платформе и окружено со всех сторон грандиозной колоннадой из 44 мощных дорических колонн, что еще больше увеличивает ее сходство с античными храмами. Вход расположен высоко, к нему ведут мраморные лестницы. В качестве украшения Тома де Томон выбрал статуи. На главном фасаде размещена скульптурная группа, изображающая бога Нептуна в окружении молодой девы и почтенного старца, символизирующих реки Неву и Волхов. На фасаде, обращенном к Стрелке, можно увидеть статую богини Навигации, рядом с которой изображен Меркурий и реки Двина и Нева в образе девушек. Эта композиция символизирует тесную взаимосвязь торговли и водного транспорта. Биржа оформлена двумя мощными Ростральными колоннами высотой 32м , украшенными носами кораблей и скульптурами, которые служили маяками для входящих в Неву кораблей. Ростральные колонны возводились одновременно со зданием Биржи.

В архитектуре Москвы после пожара 1812г. также появились новые строения с ампирным декором. Но при этом композиции зданий соответствуют типу классической московской городской усадьбы. Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку - теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство. Но в официальных зданиях московский ампир проникнут той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).

Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор Осип Бове. В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение. Здание Градской больницы (1823), по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, отличается некоторой грузностью форм. В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали. В 1814 г. специально к триумфальному возвращению русских войск из Западной Европы у Тверской заставы Москвы была сооружена деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет было решено заменить ее на каменную. Над проектом работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение пяти лет возводили мощные арочные стены.

Одновременно с О. Бове работали два больших мастера московского ампира – Доменико Джилярди и A. С. Григорьев. Сгоревшее в наполеоновское нашествие старое здание Университета, построенное Казаковым, было возобновлено в стиле московского ампира в 1817 г. Джилярди с сохранением общей композиции - типа усадьбы, данного Казаковым. Прекрасен полукруглый зал Университета с чудесной ампирной росписью и изящной белой колоннадой, поддерживающей балкон. Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира. Усадьба Найденова, построенная Джилярди и Григорьевым в 1821г., состоит из дома с изящным ионическим портиком на улицу, монументальной открытой лестницы, ведущей из сада на второй этаж, и сада с павильонами и беседками. Усадьба князя Гагарина работы Джилярди — один из лучших образцов жилой застройки московского ампира. В отличие от большинства ампирных домов той эпохи, фасад здания оформлен не колоннадой, а тремя арочными нишами на уровне второго этажа. Нижний этаж декорирован рельефной кладкой, а окна украшает ведущий мотив ампира — львиные маски.

Здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. В первоначальном виде это был ансамбль из трех отдельно стоявших объемов: центрального здания с прекрасным ионическим портиком, напоминающим портик дома Найденова, и двух боковых павильонов, соединенных монументальной оградой с воротами, украшенными львами. Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб - Кузьминки. Первое место среди построек Кузьминок занимает «Конный двор» - простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона. В живописном парке около пруда были построены пропилеи, сохранившийся левый флигель дворца, чугунная ограда, служебный павильон в египетском стиле и пристань со львами.

В Германии и Австрии развивался стиль бидермейер. Этот термин — «бравый господин Мейер» — как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт. Стиль приближен к ампиру, однако величие и грандиозность были успешно были заменены простотой оформления и домашним уютом. Но бидермейер не был простым производным от ампира. Хотя отдельные признаки и роднили его с ампиром, свойственные тому холодная надменность, помпезность и богатство остались ему чуждыми. От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Характерной чертой бидермейера является строгое соблюдение пропорций. С наибольшей полнотой он проявил себя в интерьере и мебельном искусстве. Критериями полезности бытовой вещи, мебели считались такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство. Бидермейер был, по существу, стилем буржуазного искусства.

Эклектика. Уже во второй половине 19 в. ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля. Стиль эклектика развился в 19 в. в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός, «избранный, отборный». Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Эклектика в архитектуре доминировала в Европе и России в 1830-1890-е гг. В зарубежной терминологии носит название романтизм (для второй четверти 19 в.), Beaux-Arts (боз-ар) (для второй половины 19 в.) и историзм (современный термин). Характеризуется смешением различных «исторических» стилей, таких как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе. Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей. С другой стороны нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем. Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.

Великобритания. В Великобритании расцвет эклектики пришелся на период с 1840 по 1900 гг., период расцвета Викторианского стиля. Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы. Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса. Джон Нэш (1752-1835), крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.

Франция. Жан Луи Шарль Гарнье (1825 — 1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) или дворец Гарнье. Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

Россия. В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике (ее также называли псевдоготикой) - Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба. Русско-византийском и Псевдорусском стилях.  

Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами (храм Христа Спасителя). Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля.

Огюст Монферран (1786-1858) – автор второго проекта Исаакиевского Собора в Санкт-Петебурге, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, драматичная судьба ‑ его строили четыре раза. Первый, деревянный, заложили в 1707г., при Петре I, в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского ‑ отсюда и название. в 1717г. Петр I поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. В 1735 г.в собор ударила молния и начался пожар. Храм был заброшен. В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого Медного всадника. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но он заболел и уехал на родину. После смерти Екатерины II Павел I поручил завершить сооружение храма Винченцо Бренне. Его здание к 1816 г. нуждалось в серьезном ремонте. Но Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект, который выиграл О. Монферран. Начавшееся в 1818 г. строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 г. была поднята первая колонна. Последнюю поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114т. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Доставка каменных блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. К финалу строительства на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22м. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Строительство собора завершилось в 1848г., однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16т малахита, 500кг лазурита и 1000т бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Константин Тон (1794-1881) – автор второго проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя был задуман как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812г. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I. В конце 1812г. Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». 24(12) октября 1817 г. на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя. Но проект был приостановлен после смерти Александра I в 1825 г.  22(10) апреля 1832г. Николай I утвердил новый проект Храма, составленный К.Тоном, на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. 22(10) сентября 1839 г. состоялась вторая торжественная закладка нового храма Христа Спасителя. В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5м (высота креста — 8,5м). Стены, толщина которых достигала 3,2м, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812г., где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов А. Логановского, Н. Рамазанова, П. Клодта. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудились Г. Семирадский, В. Суриков, К.Маковский и др. Храм строился почти 44 года. В 1841г. стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846г. сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849г. В 1862г. на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881г. были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. По решению советского правительства 5.12.1931г. храм был взорван. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря. На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960‑1994). В сентябре 1994г. правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. 7.01 1995г. в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Ю. Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма. Храм был построен за неполные шесть лет.

Сооружение железных дорог, начавшееся в России в 1830г., внесло значительные изменения в планировку городов. В их исторически сложившуюся застройку оказались включенными многочисленные новые сооружении утилитарного характера. Первым вокзалом в стране был Царскосельский (ныне Витебский), не сохранивший первоначального облика, вторым — Николаевский (ныне Московский) вокзал в Санкт-Петербурге, построенный в 1843–1851 гг.

 Разработка проекта вокзала была возложена на К. А. Тона. Производителем работ был Р. А. Желязевич. Местом для вокзала был избран перекресток Невского проспекта и Лиговского канала.

Сооружение здания вокзала повлекло за собой создание большой городской площади.
Следуя художественным вкусам 1840-1850-х гг., К. А. Тон решил фасады вокзала в формах ренессанса. Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов. В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад, указывающая на местоположение главного входа и в то же время являющаяся часовой башней.

Андрей Штакеншнейдер (1802-1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий — Мариинский дворец (ныне резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 гг. на Исаакиевской площади.

И.Монигетти. Проектирование и строительство здания Политехнического музея в Москве. Строительство Музея велось в три этапа. В 1874г. началось возведение центрального корпуса по проекту И.Монигетти. В 1877 г. строительство центральной части здания было завершено, коллекции Музея размещены в новых залах и Музей продолжил свою работу в новых помещениях на Лубянской площади. Строительство Политехнического продолжалось еще 30 лет: в 1896 г. было возведено его правое крыло, а в 1907 – левое, в котором разместилась крупнейшая в Москве на то время Большая аудитория. К этому времени Политехнический музей приобрел уже всероссийскую известность как научно-просветительский центр, участием в международных выставках завоевал авторитет за рубежом, и стал культурным центром Москвы.

Владимир Шервуд (1832-1897). Автор проекта Исторического музея в Москве. В 1872г. в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая послужила толчком к созданию двух музеев - исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны. В 1875 г. провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа А.Семенова и В. Шервуда - массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади. Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества 17в. Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив храма Покрова Божией Матери, и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского Кремля.

Альфред Парланд. Автор проекта Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — мемориального храма, поставленного на месте, где народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы. Основными требованиями Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте трагедии. Заложили храм в 1883 г., но освятили в 1907 г. Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно на евангельские сюжеты по эскизам В.Васнецова, М.Нестерова, А.Парланда, В.Беляева и Н.Бруни. Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Леонид Шервуд. Ласточкино гнездо. Имя первого владельца дачи, генерала-романтика, участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг. не сохранилось, но именно с его времен у дачи закрепились названия «Замок любви» и «Генералиф».  Название «Ласточкино гнездо» известно с 1903г. В 1927г. в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. С крыши дворца были сорваны шпили, обрушилась часть скалы под нижним балконом, появилась глубокая трещина, грозившая в любой момент разрушить замок. Дворец был признан аварийным, и вход на территорию Ласточкина гнезда был закрыт.

Модерн. Как направление, модерн сформировался в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса. Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна. Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны. Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера

Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х- 1914 – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

 

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон. Но архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич. Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

 

Антонио Гауди (1852-1926) – самый выдающийся испанский архитектор рубежа 19-20вв. Он является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. Необычная архитектура Антонио Гауди является украшением Барселоны, столицы Каталонии - Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца — Искупительный храм Святого Семейства (архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 г.). За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс. В 1878 г. молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. Площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий. В итоге дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво.

Дом Бальо(«Батло», «Батльо») один из шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, был построен в 1904–1906 гг. Гауди реконструировал дом, применив свой фирменный стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, кривые линии, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей в виде рыбьей чешуи. Местное название дома – Casa dels ossos («Дом костей»). В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского загадочного животного. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Святой Георгий — покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.

Дом Мила в Барселоне – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Его фасад напоминает набегающие волны или каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо называют его: «La Pedrera» («Каменоломня»). Гауди, работая над строительством этого дома на углу проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью. В 1984 г. дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль. Парк строился с 1900 по 1914 гг., но, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен. Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был многообещающей идеей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако в период экономического кризиса строительство пришлось замороз



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Архитектура и материальная культура 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура и материальная культура 19 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)