Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г. – обновление искусства в Западной Европе становится повсеместным. Период высшего развития феодализма: сложение романского стиля.



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Г. – обновление искусства в Западной Европе становится повсеместным. Период высшего развития феодализма: сложение романского стиля. 0.00 из 5.00 0 оценок




11 в. – ранний романский стиль.

12 в. – зрелый романский стиль.

Главный заказчик искусства – церковь. Основная архитектурная задача – создание каменного храма, отвечающего требованиям церковной службы. Влияние церкви – архитектура преимущественно церковная, влияние церковной архитектуры на гражданское зодчество. Опора церковной архитектуры – достижения каролингского периода и влияние античных и византийских традиций. Разнообразие и обилие локальных школ, но также единство: время формирования общеевропейского стиля, подчиняющего себе местные художественные традиции.

Главный тип сооружения – базилика. Особенности романской базилики – усложнение плана и композиции: увеличение восточной части храма, предназначенной для духовенства (хора); наличие под хором крипт – небольших подземных помещений, перекрытых сводом (для хранения реликвий, погребений). Строительство клуатров – примыкающих к церкви прямоугольных в плане дворов, по сторонам которых тянутся галереи с богато декорированными аркадами.

Раннероманские базилики – центральный неф имел плоское перекрытие, своды – в криптах и боковых нефах. В период развития строительной техники своды получили все части храма. Колонны теряют свое значение как несущий элемент сооружения – становятся декоративными элементами интерьера. Капители романских сооружений разнообразны; в период зрелости романского искусства появляются скульптурные капители – украшенные сюжетными рельефами.

Основная строительная проблема – нейтрализация распора сводов. Простейшее решение этой задачи – максимальное утолщение стен и опор: погашение распора тяжестью инертной силы камня. Отсюда – массивность романских зданий, немногочисленность и небольшие размеры проемов.

Период расцвета романского стиля – более экономичное решение, нейтрализация распора за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил: создание полуциркульных крестовых сводов.

Типичные черты внешнего облика романской базилики – величавость, строгость, суровость.

Светская архитектура. Размах строительства небольшой. Складывается тип жилища феодала – замок. Структура замка: двор, окруженный массивной оградой, в центре которого – башня-донжон: имела несколько этажей, служила жилищем и оборонным сооружением. Строительные формы просты – декоративного убранства практически нет. Забота об украшении – только в королевских замках, императорских пфальцах, замках крупных феодалов.

Городская архитектура – оборонные сооружения аналогичны феодальным замкам. Жилые здания – скромных размеров и декора, двухэтажные. Нижний этаж, с аркой, выходящей на улицу (мастерская или лавка), верхний – жилой.

Искусство Франции. Франция – страна официального церковного богословия. Аббатство Клюни – центр реформ церкви. 11-12 вв. - период феодальной раздробленности страны: Бургундия, Прованс, Овернь, Нормандия, Пуату практически независимые государства. Только в конце 12 в. произошло объединение государства вокруг королевского домена Иль-де-Франс, Париж – столица Франции. Памятники романского искусства во Франции расположены в районе к югу от Луары – в 11-12 вв. это процветающий район, по которому проходят главные пути паломничества и торговли. Растут богатые города.

Архитектура. Французскую романскую архитектуру характеризует разнообразие в решении конструктивных проблем и наиболее последовательное развитие строительных приемов: разработаны конструкции, обеспечивающие надежность сводов:

Утолщение опор и стен

2. нейтрализация распора главного полуцилиндрического свода за счет направленных в противоположную сторону сил – жертвуя верхним светом в центральном нефе, возводили т.н. зальные церкви, в которых корабли-нефы были равной высоты, что гасило распор центрального свода встречным давлением боковых. Характерно для провинций Овернь (Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране) и Пуату (Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье)

3. облегчение тяжести самого свода – чаще всего в юго-западной Франции: применение купольных конструкций византийского прототипа (пятикупольный собор Сен-Фрон в Перигё) перекрытие однонефных базилик (собор Сен-Пьер в Ангулеме). Иногда тяжесть свода облегчали, придавая ему стрельчатое сечение и вводя подпружные арки, принимающие на себя основную нагрузку (церковь монастыря в Клюни, собор Сен-Лазар в Отэне).

Отказ от сводов в центральном нефе – в Нормандии плоские деревянные перекрытия сохранялись до второй половины 12 в.

Характерные черты устройства восточной части храма – вокруг апсиды, завершающей центральный неф, создается обход (деамбулаторий, окруженный рядом апсидиол), по которому можно обойти вокруг главного алтаря. Это новшество обусловлено большим числом прихожан-паломников, оно обеспечивало свободную циркуляцию посетителей в храме. Снаружи восточная часть храма имеет пирамидальную композицию: постепенно возвышающиеся объемы апсидиол, деамбулатория, главной апсиды, трансепта, увенчанные башней средокрестья.

Западная часть храма имеет нартекс. Главный вход фланкирован двумя башнями. Все дверные проемы обрамлены перспективными порталами. Фасады украшены скульптурой. Главный вход в храм – на западном фасаде, часто оформлен с двух сторон башнями. Дверные проемы имеют перспективные порталы (постепенно суживающиеся арки на колонках). Сохранились два храма – Сент-Фуа в Конке; Сен-Сернен в Тулузе – пятинефный, с трехнефным трансептом и огромной башней средокрестья. Центральный неф перекрыт полуциркульным сводом на подпружных арках, боковые нефы почти равны по высоте центральному нефу.

Храм аббатства Клюни (разрушен в начале 19 в.) – самый крупный храм 11-12 вв., семибашенный: превосходил размерами базилику святого Петра в Риме – более 120м в длину. Пятинефный, с двумя трансептами и деамбулаторием с венцом из пяти абсидиол, в западной части храма был длинный трехнефный нартекс. Свод центрального нефа – более 30м в высоту, с использованием новой конструкции – стрельчатое сечение свода и введение подпружных арок; боковые нефы – ниже центрального нефа. Стены центрального нефа прорезаны окнами выше боковых нефов. Башни располагались на средокрестье, на выступах двух трансептов, по бокам западного фасада. Образец для подражания в архитектуре – церковь аббатства Сен-Дени (1135-1144): впервые применены новые формы, положившие начало готической конструкции.

Гражданская архитектура. Сохранилась в малом количестве, строительство велось по тем же принципам, что и храмовая архитектура. Дворцы в Сент-Антонене и Оксерре (первая половина 11в.) – главное украшение: колоннада посередине фасада. Замок Шато-Гайар на Сене (12в.) – сохранился в развалинах. Укрепления города Каркассона в Лангедоке (12-13вв.)

Искусство Германии. 962г. – восстановление Оттоном 1 «Священной Римской империи германской нации». Политическая и экономическая стабильность, связи с Италией и Византией – основа расцвета искусства.11-11 вв. – период феодальных междоусобиц.12 в. – эпоха расцвета.

Архитектура. Формы романского стиля проявляются очень рано. Неотделимая часть архитектурного массива германской романской архитектуры – башни фасадов и средокрестья (Кириакскирхе в Гернроде – вторая половина 10в.; Михаельскирхе в Хильдесхайме – начало 11в.).

12 в.сильное влияние Франции и Италии, строительная активность в области среднего Рейна (соборы Шпейера, Майнца, Вормса – характерная черта: устремленность вверх, этот образ создают высокие башни западного и восточного фасадов. Декор фасада – легкие колоннады и аркатурные пояски). Нововведение в конструкции в конце 12 в. - замена плоских перекрытий центрального нефа крестовыми сводами.

Искусство Италии. Наследница Древнего Рима, центр западной христианской церкви, экономический посредник между Западом и Востоком, что способствует в 11-12 вв. росту городов. Место столкновения интересов разных государств, стремящихся к возрождению «всемирной империи». Италия не имела политического единства – ему препятствовали противоборство папства и светской власти, а также соперничество иноземных государств за обладание короной Римской империи. Тесное переплетение традиций античности и средневекового Запада и Востока. Искусство разнохарактерно: северо-восток (Венеция); юг и Сицилия тяготеют к византийской традиции; в северной Италии господствует романский стиль; Средняя Италия – смешение традиций.

Архитектура. В 10в. идет интенсивный процесс сложения форм романского стиля. В 11-12 вв. строительство городских соборов в Ломбардии и Тоскане с сохранением традиций раннехристианского зодчества – относительная простота форм, конструкции сводов – плоские перекрытия на стропилах. Строят баптистерии центрической формы, которые воздвигались рядом с соборами как отдельные сооружения. Характерные черты – приземистость сооружений; небольшой размер башен или их отсутствие. Наружный декор – ломбардские аркатурные пояски: ряды маленьких полуциркульных арок, отделяющих этажи; аркады: небольшие арки, опирающиеся на тонкие колонки (церковь Сан Амброджо в Милане – 12 в.; церковь Сан Дзено в Вероне – 12 в.). Колокольни кампанилы представляют собой самостоятельные сооружения, расположенные на расстоянии от храма.

Архитектурный ансамбль в Пизе, заложен в 1063г. (автор проекта Бускет, завершен в 12 в. Райнальдом) – собор, баптистерий и башня. Собор - простая в плане пятинефная базилика с плоскими перекрытиями центрального нефа и крестовыми сводами, облицованная светлым мрамором. Фасад украшен четырьмя рядами декоративных аркад; стены внутри собора облицованы мрамором черного и белого цвета. Баптистерий – сооружение центрического типа, верхняя часть декорирована в готическом стиле. Кампанилла (наклонная Пизанская башня) – центрического типа, декор фасада – шесть ярусов аркад. Наклон башни – 4,5м от вертикали.

Искусство Испании. Искусство развивается в условиях напряженной борьбы с арабами (реконкиста). Влияние арабского искусства, особенно в области орнаментально-декоративных форм.

Архитектура. Сохранение восходящего к раннехристианской традиции типа базилики с плоскими деревянными перекрытиями и отдельно стоящей башней (церковь Санта Мария в Риполле, 11 в.) Самый величественный храм 11-12 вв. – Сантьяго де Компостела, подобный французским храмам, построенным на путях паломничеств.



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Г. – обновление искусства в Западной Европе становится повсеместным. Период высшего развития феодализма: сложение романского стиля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г. – обновление искусства в Западной Европе становится повсеместным. Период высшего развития феодализма: сложение романского стиля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)