Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материальная культура и архитектура Древней Руси (9-17 вв.).



2019-12-29 651 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Древней Руси (9-17 вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Хронология:

1. 9-12 вв. - Киевская Русь

2. 13-14 вв. - Владимиро-Суздальская Русь

3. 14-17 вв. - Московская Русь

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, храмы. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10–17 вв. утрачены. Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10в., что было связано с Крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первая известная по летописям каменная постройка Руси - Десятинная церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженная в 989-996 гг., сочетающую традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Сразу после крещения приглашённые князем Владимиром византийские мастера начали строить в Киеве огромную 25-главую церковь Успения Богородицы (Десятинную). Её торжественное освящение состоялось 12 мая 996 г. До постройки Софийского собо­ра она служила главным храмом стольного Киева. Первый каменный храм уничтожен Осенью 1240 г., во время захвата города монголами. Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси – соборе Св. Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси (строительство начато при князе Ярославе Владимировиче Мудром – 1017- 1019 -1032 г. По другим данным - 1037-1040-х гг.). По преданию, собор возвели на месте прежнего одноименного храма основанного прабабкой Ярослава Мудрого княгиней Ольгой. Киевский собор относится к типу пятинефных крестово-купольных храмов, типичных для византийской архитектуры. С севера, запада и юга он окружен двойным рядом галерей. Конструктивное ядро Софии имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных в плане столбов, на которые опираются своды. Восточная часть основного здания снаружи представляет со­бой 5 полукруглых выступов (апсид). Из византийской традиции заимствована традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, символизировавшей единение земного и небесного начал в церкви. Первоначально храм увенчивали 25 куполов, 13 из которых имели световые барабаны (они сохранились, остальные 12 куполов утрачены); из 19 куполов, имеющихся на соборе сейчас, 6 построены в конце 17 в. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих церковных сооружений Древней Руси.

По образцу киевского храма в 1045–1050 гг. по повелению сына князя Ярослава Мудрого – новгородского князя Владимира Ярославича в Новгородском Детинце (кремле) выстроен собор Св. Софии в Новгороде. Новгород, претендовавший на независимость от Киева, самим фактом строительства Софийского собора стремился показать свое равенство с южной столицей. Софийский собор отличает простота форм и строгость внешнего убранства, подчеркивающие его монументальную мощь. Принадлежит к типу пятинефных, пятиглавых крестово-купольных храмов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Собор построен в основном из огромных камней с незначительным использованием кирпича. Первоначально стены собора не имели штукатурки, что придавало ему особую северную суровость. У всех Софийских храмов Древней Руси был общий образец – Софийский собор в Константинополе, являвшийся кафедральным для всей Константинопольской патриархии, в состав которой входила Киевская митрополия.

В 12 в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря (строительство собора начато в 1119 г.) - мощный шестистолпный храм с лестничной башней и тремя главами, строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. В Новгороде с середины 12 в. преобладает строительство небольших четырехстолпных одноглавых храмов (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.). Инициаторами возведения храмов выступали жители конца (района) или улицы, а также купеческие корпорации (например, церковь Ивана на Опоках). Храмы строились в смешанной технике: использовались плинфа – обожженный кирпич и камень.  В Галицко-Волынском княжестве в первой половине 12 в. работали западноевропейские мастера, строившие в романских традициях – из белого камня (известняка).

Возможно, от галицкой традиции берет начало белокаменное строительство во Владимиро-Суздальском княжестве - первые белокаменные храмы там появляются во время правления Юрия Долгорукого, чья дочь была замужем за галицким князем Ярославом Осмомыслом. Почти все постройки времени Юрия Долгорукого представляют собой небольшие крестово-купольные одноглавые храмы с минимальным декором (церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1140-е гг., Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском 1150-е гг.). Храмовая архитектура времени Андрея Боголюбского более разнообразна. Сохранились Успенский собор (1158) и Золотые ворота (ок. 1164) во Владимире, фрагмент княжеского дворца в Боголюбове (1150-е) и церковь Покрова на Нерли (середина 12 в.). По летописи известно, что Андрей Боголюбский приглашал иностранных зодчих (итальянских или немецких): в постройках появляется резная фасадная скульптура, подобная той, что украшает романские храмы Западной Европы.

Следующий этап владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. В 1185г. от пожара сильно пострадал владимирский Успенский собор. Приглашенные Всеволодом западные мастера, окружили собор галереями и пристроили еще четыре главы. Получилось сложное архитектурное сооружение, пятиглавие которого впоследствии стало атрибутом кафедрального собора в России 16-17 вв. Из построек времени Всеволода выделяется придворный Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.) - четырехстолпный одноглавый собор уникален тем, что его стены покрыты белокаменной резьбой, в которой присутствуют такие редкие для средневековой иконографии сюжеты, как борьба Геракла со львом, вознесение Александра Македонского на небо и пр. В одной многофигурной композиции исследователи видят семейный портрет самого Всеволода с сыновьями. Традиция украшать храмы белокаменной резьбой продолжилась и при сыновьях Всеволода. Среди их построек самой выдающейся является Георгиевский собор в Юрьеве Польском, возведенный накануне монголо-татарского нашествия, которое прервало архитектурные традиции Руси. Исключением стали новгородские и псковские земли, до которых войско Батыя не дошло. Наработки новгородской архитектуры второй половины 13 в., развитые в 14–15 вв. в новгородских и псковских землях, пришли в центральную Россию в 15 в.

Уже с конца 13 в. начинается рост экономического и политического значения Москвы. Авторитет Москвы увеличивается в связи с переездом сюда митрополита и превращением ее в общерусский церковный центр. Возрождение и развитие производительных сил страны, рост городского ремесла, расширение торговых связей, а также интересы борьбы с монголо-татарскими захватчиками создавали необходимые условия для объединения разрозненных русских княжеств в единое государство. Инициатором создания Русского государства и становится Москва, начинающая борьбу за роль общерусского центра с другими княжествами. Во второй половине 14 в. роль Москвы как столицы формирующегося Русского государства становится общепризнанной. Разгром войска Мамая на Куликовом поле (1380) был одним из крупнейших событий, закрепившим авторитет Москвы как центра освободительной борьбы.

Первые монументальные здания в Москве возведены уже в конце 13в. Это Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле (не сохранились - через полвека заменены новыми постройками). Белокаменная техника и резные детали свидетельствуют о том, что Москва с первых шагов продолжала традиции владимиро-суздальского зодчества. Оживление строительства в Москве относится ко времени ее усиления при Иване Калите во второй четверти 14в. Зодчество самого начала приобрело государственный характер: история московского зодчества схожа с владимиро-суздальской: московские князья выступали продолжателями объединительной политики «владимирских самовластцев» 12-13вв., а развитие культуры прочно опиралось на владимирское наследство. Каменные постройки этого времени Успенский собор (1326—1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329) все были возведены в Московском Кремле. Они также не сохранились и известны лишь по данным археологических раскопок, отдельным деталям и сведениям письменных источников. Все храмы были белокаменными. Успенский собор, возможно, повторял план и конструкцию суздальского собора 13в. Стены его украшал белокаменный резной декор в виде аркатурного фриза. В церкви Спаса на Бору место аркатурно-колончатого пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы. Столпообразная церковь-колокольня Иоанна Лествичника играла роль дозорной вышки Кремля, образуя центральную вертикаль его ансамбля. Постройки времени Ивана Калиты предопределили композицию центрального ансамбля Кремля.

Строительство второй половины 14в. - Московский Кремль расширяется и получает каменные стены протяжением около двух километров с девятью башнями (1367). Белокаменные храмы сооружаются также в Коломне и Серпухове. В этот период московское зодчество набирает силы и накапливает художественный опыт. Успенский собор на Городке в Звенигороде (конец 14в.) — придворный храм соперника Василия II князя Юрия Звенигородского. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой, храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколоннами членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройная лента плоского резного орнамента опоясывает здание на уровне хоров, идет по верху апсид и барабана главы. Маленькие оконца, освещающие идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлены в виде нарядных фигурных розеток; узкие окна обрамлены тонкими тягами; к перспективным порталам с килевидными архивольтами ведут лестницы. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Над сводами возвышаются диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками.

В первой половине 15 в. храмовая архитектура Москвы переживает период расцвета. В московском строительстве утвердился тип компактного, уравновешенного, одноглавого храма. После 1453 г., когда столица Византии Константинополь, «второй Рим», был захвачен турками-сельджуками, идея богоизбранности переросла в утверждение права Москвы на роль мировой столицы православия. Амбиции Москвы на роль «третьего Рима» заставили во второй половине 15в. пригласить зодчих из Италии.    Успенский собор Московского Кремля на Соборной площади Московского Кремля, возведенный в 1475-1479гг. на месте построенного Иваном Калитой первого каменного собора Москвы итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, представляет собой большое шестистолпное пятиглавое сооружение с позакомарным завершением фасадов. На середине высоты здания проходит аркатурно-колончатый пояс, а порталы имеют романскую перспективную форму. Несмотря на очень сдержанное применение декоративных элементов, Успенский собор производит впечатление чрезвычайно величественного и репрезентативного сооружения. Движение сверху вниз по архитектурным формам храма поддерживают многочисленные фрески, ковром покрывающие все стены помещения.

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489гг. псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х гг. 16 в. были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х гг. 16в. для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

Архангельский собор был построен в 1505-1509 гг. итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Алевизом Новым) в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. Стены собора завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами, фасады украшены пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Северный и  западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения.

В центре Кремля на Соборной площади возвышается главная дозорная башня, с которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30км - колокольня Ивана Великого, высотой 81м, построенная на месте небольшой каменной церкви Иоанна Лествичника, разобранной в 1505г. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Ее заложил в 1508г. архитектор Бон Фрязин. Колокольня представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Толщина стен первого яруса – 5м, второго – 2,5м. Стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница. Во втором ярусе она переходит в винтовую. В третьем ярусе металлическая лестница ведет по внутренней стене до купола (всего в лестнице 329 ступеней). Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола.

Грановитая палата – одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце 15в. Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491гг. русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличает необычное убранство главного фасада, облицованного четырехгранными плитами белого известняка. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9м освещен 18 окнами, расположенными с трех сторон. Площадь пола Грановитой палаты равна 495м2. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимали иностранных послов, объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, отмечались победы русских войск.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр древнерусской архитектуры, один из первых каменных шатровых храмов в России. Возведена в 1529-1532гг. (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым), в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Ее высота - 62м. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100м2. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.

 

Подлинным памятником своей эпохи является собор Покрова, «что на рву» на Красной площади (1555-1561 гг.) – мемориальное сооружение в честь покорения в 1552г. Казани, прославлявшее подвиг русских воинов, отдавших жизнь за родину, более известный под народным названием «Василия Блаженного» (в конце 16в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Строители собора – Барма и Посник Яковлев.

Центральный придел был посвящен празднику Покрова, почитавшемуся Грозным как знак покровительства Богоматери царскому роду. Восточный был посвящен троице, в честь которой сразу же после победы срубили деревянный небольшой храм. Западный был посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим – единственному празднику земной славы Христа. Остальные приделы собора были посвящены святым, память которых отмечалась в дни военных успехов казанского похода Ивана Грозного и событий его семейной жизни. Внутренние помещения храмов-приделов настолько малы, что в некоторых из них перед крохотными алтарями могут поместиться лишь три-четыре человека. Следовательно, весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы - Красной, - в полном смысле народной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Архитектура Собора Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, богатством декоративных деталей, сосредоточив весь богатый арсенал архитектурных форм 16в. - шатер, башнеобразные приделы, ярусов кокошников, причудливые по рисунку главы.   Строители проявили чувство меры и такт в распределении архитектурных элементов – по сторонам света поставлены башнеобразные приделы, в промежутках между ними стоят менее высокие «посадские» храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад. Добавленные в конце 16в. десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в 17 в. колокольня и два великолепных шатровых крыльца, усилили силуэт этого сложного по композиции храма-памятника. Фигурные разноцветные главы также появились в конце 16 в., усилив высокие декоративные свойства собора.

В церковной архитектуре 17 в. преобладающими стали шатровые постройки, которые характеризует богатое убранство и интересные архитектурные орнаменты. во второй половине 17в. под влиянием Никона осуществили ряд монументальных построек, которые должны были прославить величие и силу церкви - Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для его строительства была использована модель храма над «гробом господнем» (Иерусалим). Воплощением уникального архитектурного узорчатого стиля 17 в. являются архитектурные памятники – Теремной дворец Московского Кремля, Церковь Троицы в Никитниках. В конце 17 в. развивается нарышкинское барокко, характерными чертами которого является пышный пластический декор фасадов, контрастное сочетание красного цвета стен и белого цвета отделки. Самым известным сооружением того времени считается московская церковь Покрова в Филях, которая отличающаяся изяществом, уникальными пропорциями, интересным декором.

                      Задание:

1. Прочитать текст лекции.

2. Составить ассоциограмму по теме «Византийская архитектура» на листе формата А4

3. Составить ассоциограмму по теме «Сравнение романской и готической архитектуры» на листе формата А4

4. Составить ассоциограмму по теме «Древнерусская архитектура» на листе формата А4

5. Составить ассоциограмму по теме «Восточная архитектура» на листе формата А4

 



2019-12-29 651 Обсуждений (0)
Материальная культура и архитектура Древней Руси (9-17 вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материальная культура и архитектура Древней Руси (9-17 вв.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)