Наука как социальное явление, классификация наук.
ТЕМА №1. СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1. Наука как социальное явление, классификация наук. 2. Строение исторической науки на современном этапе. 3. Основные направления развития в современной исторической науке.
Наука как социальное явление, классификация наук. Наука – особая сфера в строении общества, подсистема в сфере духовного производства, включающая три элемента: 1. Совокупность научных знаний по изучаемой части реальности; 2. Сообщество учёных, осуществляющих профессиональную познавательную деятельность; 3. Система организаций и учреждений исследовательского, учебного и управленческого характера. Отдельные элементы науки существуют с глубокой древности, с возникновением письменности и государства. В единстве всех трёх элементов наука складывается приблизительно к Новому времени (в России и Европе). Самой первой наукой, возникшей в истории человечества, была философия, которая представляла собой интегрированное знание о мире, полученное на основе самого первого исследовательского метода – созерцания. Позже от философии стали отделяться наиболее развитые области знания. Первыми отделились естественные и точные, значительно позже – гуманитарные. Две гуманитарные науки остаются до сих пор в составе философии. В настоящее время в обществе существует более 1000 наук. По 500 государственно зарегистрированным защищаются кандидатские и докторские диссертации, но на практике научных дисциплин значительно больше, поскольку каждая современная наука внутри к концу XX века дифференцировалась на самостоятельные науки и точный их подсчёт в настоящее время не проведён. К концу XX века наука стала настолько важным социальным явлением, что для её изучения сформировалась отдельная дисциплина – науковедение (предмет – наука как социальное явление). Все существующие в обществе науки имеют разветвлённую систему классификации. Классификация – универсальная научно-познавательная операция, содержанием которой является разделение объектов на группы по заданному признаку (критерию). Первый вид классификации – это классификация наук по пространственно-временной характеристике предмета изучения, то есть по конечности и бесконечности предмета изучения во времени и пространстве. По этому признаку все науки делятся на две неравные категории, одна в первой и остальные во второй. У первой предмет изучения бесконечен во времени и пространстве (общая наука); у остальных предметы частные (конкретные). Первая и общая наука – философия. Её предметом и объектом является мир в целом. Мир – реальная сверхсложная система, бесконечная во времени и пространстве, бесконечная по уровням своего строения, бесконечная по количеству и качеству составляющих его элементов. Все остальные науки имеют конечный предмет изучения и поэтому имеют статус частных или конкретных. Второй вид классификации наук даётся по качественной характеристике. а) Естествознание в широком смысле слова (все естественные и точные науки). Предмет – природа; б) Обществознание (все гуманитарные науки, социальные, общественные). Предмет – человек и общество. Третий вид классификации – по целям познавательной деятельности. 1. Науки с целью изменения мира в интересах человека и общества и ответить на вопрос «как сделать?». Эти науки называются прикладные. 2. Науки, которые ставят целью объяснить мир и ответить на вопрос «что это есть?». Эти науки называются фундаментальные. Важным в современных условиях является понимание того, что фундаментальные науки по определению не могут дать коммерческого эффекта в ближайшем будущем. При этом прикладные науки, способные дать быстрый коммерческий эффект могут развиваться только на базе фундаментальных. Степень зрелости любого общества в XXI веке и его перспективы будут определяться степенью осознания этого положения. Четвёртый вид классификации – по критерию наличия либо отсутствия в науке теоритического уровня. Выделяются две группы наук: теоритические и эмпирические. Классификация построена на отражении двух стадий, которые проходит в своем развитии любая наука. С момента возникновения и на протяжении длительного времени любая наука занимается сбором, систематизацией и классификацией фактов, то есть только описывает изучаемую часть реальности и одновременно уточняет свой предмет исследования. Теоретические вопросы на этой стадии уже возникают, но ответы на них даются фрагментарно. По накоплению достаточного эмпирического материала любая наука получает возможность перейти от описания и объяснения к теоритическому уровню. На современном этапе часть наук уже имеет развитый теоритический уровень, другая часть такого уровня вообще не имеет, а ещё часть находится на стадии перехода. К этой группе относится и историческая наука. Все современные науки находятся на разных стадиях развития, при этом чётко замеряно, что все гуманитарные науки отстают от естественных и точных на 150-200 лет. Эти замеры осуществляются по многим реперным точкам. В исторической науке первая - начало формирования в XX веке. Вторая реперная точка – высокий уровень разработки понятийно-категориального аппарата (в естественных и точных – XVIII век, в гуманитарных – только начинает ставиться в настоящее время). Это отставание объясняется целым комплексом причин, которые есть проявления одной, самой главной причины. Главная причина отставания – предмет изучения гуманитарных наук на несколько порядков сложнее, чем предмет изучения всех ествественных и точных наук. Специалисты по науковедению предполагают, что во второй половине XX века гуманитарные науки догонят естественные и технические.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |