Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА №4. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ



2019-12-29 617 Обсуждений (0)
ТЕМА №4. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Дисциплинарный статус, предмет, объект, функции исторической науки в обществе.

2. Историческая наука в контексте мировых и общероссийских социальных процессов.

3. Основные направления, проблемы и противоречия в российской исторической науке на современном этапе.

 Дисциплинарный статус, предмет, объект, функции исторической науки в обществе

Дисциплинарный статус исторической науки в России определяется на классификационных характеристиках российской исторической науки в системе общепринятой классификации наук. С этой точки зрения историческая наука в России является:

- частной или конкретной, поскольку история как и все частные науки имеет ограниченный предмет изучения (классификация наук по пространственно-временной характеристике предмета изучения);

- фундаментальной. Если частной или конкретной историю можно назвать и в зарубежье, то фундаментальной её характер признаётся только в российской науке (классификация наук по целям познавательной деятельности);

Фундаментальная наука – это наука, которая имеет целью объяснить мир, прикладная – изменить мир. В российской научной традиции, окончательно оформившейся к середине XX века, историческая наука была признана важнейшей фундаментальной общественной дисциплиной, которая имеет целью рациональное познание и объяснение исторического процесса. Этот статус сохраняется несмотря на сложности и противоречия и в настоящее время. В западной традиции фундаментальный характер исторической науки отрицается, она признаётся областью знания близкой к искусству (все дипломы об историческом образовании там выдаются в категории “Art”).

- гуманитарной (классификация наук по качественной характеристике). Совпадает с западным пониманием и статусом исторической науки.

- переходной из категории эмпирических в категорию теоритических наук (классификация наук по уровню познавательной деятельности). Теоритические – это те, у которых над эмпирическим надстроен более высокий уровень – теоритический.

Предмет и объект исторической науки в настоящее время поняты и отражены в науке не полностью. Предметом является исторический процесс с момента его возникновения. Верхняя граница предмета исследования исторической науки является дискуссионной (в латентной форме).

Историческое знание – это знание о прошлом собственного народа и государства. Историческое знание возникает одновременно с обществом в форме представлений о собственном прошлом. По завершении процесса антропосоциогенеза в сороковом тысячелетии до н. э. исторические представления оформились в историческое сознание, без которого не может существовать ни одно общество.

Историческое сознание является частью общественного сознания, на основе которого только и может осуществляться коллективная социальная деятельность.

Общество – социальный организм, основанный на коллективной жизнедеятельности людей.

На протяжении существования человечества историческое сознание меняло свои формы. Первая, самая древняя форма фиксации и трансляции исторических знаний – это мифология как совокупность мифов, преданий, сказаний, легенд и произведений фольклора.

Вторая форма исторического сознания – хроники и летописи, которые возникают вместе с государством и письменностью.

Третья форма исторического сознания пришла на смену летописанию и хроникам приблизительно одновременно и этой новой формой стала историческая наука.

В России как и в мире в единстве всех трёх элементов составляющих науки вообще начала формироваться со Славяно-Греко-Латинской академии – первого высшего учебного заведения в России с преподаванием истории (1687 год). На протяжении первой половине XVIII века этапными событиями в формировании науки стали: основание Санкт-Петербургской академии наук и университета при ней, создание первого научного труда В. Н. Татищевым «История Российского государства» в 1730ые. Завершающая дата формирования исторической науки в России 1755 год – основание МГУ с преподаванием истории и первой научно-исторической школой (Байер, Шлецер, Миллер и Ломоносов, полемизировавший с ними).

Таким образом, российская историческая наука – это фундаментальная общественная наука, предметом изучения которой является исторический процесс – развитие общества с момента его возникновения и до наших дней.

Историческое знание на всех его уровнях (от простейших в виде мифологии и сказаний до научных знаний) выполняет в обществе четыре важнейшие функции:

1) Формирование исторического сознания как основы национального самосознания народа;

2) Социальное управление. В начале XXI века человечеством было осознано, что управление обществом и всё воздействия на него, как деструктивные, так и конструктивные возможны лишь при данном развитии исторического знания;

3) Социальное прогнозирование. Аксиомой является: будущее может быть просмотрено ровно настолько, насколько просмотрено прошлое;

4) Политико-идеологическая функция, которая заключается в том, что определённая часть исторической науки всегда будет вынуждена обосновывать политическую практику господствующих в обществе социальных сил (обслуживать интересы господствующего класса).

Таким образом, современная российская историческая наука – это наука не только общественная и фундаментальная, это наука мировоззренческая, в высокой степени политизированная. В ближайшем обозримом будущем значение исторической науки будет возрастать, а политическое, идеологическое, информационное и клирикальное давление на неё будут усиливаться.

 



2019-12-29 617 Обсуждений (0)
ТЕМА №4. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА №4. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)