Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дисциплинарный статус, предмет, объект и функции современного источниковедения. Строение источниковедения



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Дисциплинарный статус, предмет, объект и функции современного источниковедения. Строение источниковедения 0.00 из 5.00 0 оценок




В классическом понимании дисциплинарный статус источниковедения оформился к концу XX века, когда источниковедение приобрело статус общей ВИД в системе исторической науки.

Одновременно с утверждением такого понимания формировался иной взгляд на этот вопрос в рамках так называемого компаративного источниковедения (этимология от лат. Comparativus – сравнительный). Компаративное источниковедение является порождением острого методологического кризиса в российской исторической науке с 1990ых годов и проявлением постмодернизма в исторической науке.

В рамках компаративного источниковедения (главный научный центр РГГУ) источниковедение понимается не как ВИД, а как глобальная интегративная самостоятельная гуманитарная наука, отраслью которой является и историческая наука и все остальные гуманитарные науки вообще. Это понимание основывается на ложном теоритическом тезисе о том, что история развития общества – это история возникновения и развития различных видов исторических источников. Поэтому все гуманитарные науки – это науки, изучающие различные виды источников: экономика – экономические, политология – политические, социология – социологические, а история – исторические. В основе компаративного источниковедения лежит также ложное понимание сущности исторического источника как социального явления.

Компаративному источниковедению противостоит другая школа – классическое источниковедение (центр – кафедра источниковедения МГУ) и научная школа И. Д. Ковальченко.

Классическое источниковедение считает исторический источник продуктом развития общества, а источниковедение – вспомогательной частью исторической науки, имеющей только одну цель – обеспечить максимальную эффективность и уровень исторической науке.

Исходя из классического понимания, объектом источниковедения является общество в его развитии с момента возникновения до настоящего времени, а предметом – исторический источник как социальное явление и как единственное средство познания исторического прошлого (компаративное источниковедение и постмодернистская историческая наука эту единственность не признают).

В этой логике главная функция источниковедения – это обеспечение историка-исследователя качественной источниковедческой информацией. Осуществление этой функции происходит через решение целого комплекса задач.

Главные задачи современного источниковедения:

1) Разработка научной классификации источника как одной из главных теоритических задач современного источниковедения. Только на этой основе можно решить следующую задачу.

2) Проведение простого эмпирического учёта всей совокупности источников всех возможных видов. Этот простой эмпирический учёт не осуществлён даже для традиционных, давно выделенных видов источников, например, не подсчитано общее количество летописей, мемуаров и т. д.

3) Разработка новых методик источниковедческого анализа для всех видов исторических источников и ликвидация гигантского разрыва по уровню анализа письменных источников и различных видов вещественных источников. В настоящее время разработаны уникальные, самого высокого уровня методы анализа внешних характеристик текста (фазоконтрастная томография), костных остатков человека (давно известный метод радиоуглеродного анализа и новый метод ДНК-анализа). При этом для анализа письменных источников с точки зрения их содержания применяются методы, которые использовались со времён Античности и Средних веков (по уровню аналитики текста).

4) Разработка всего комплекса теоритических проблем источниковедения, формирование теоритического источниковедения как самостоятельной дисциплины, что остаётся задачей среднеудалённой перспективы. Решение этой задачи возможно только на одной основе: развитая теория общества в целом. В настоящее время такая теория находится в стадии зарождения и пробивает себе дорогу в исторической науке через гигантское количество негативных процессов и мощное сопротивление научного сообщества.

5) Создание интегрального источниковедческого знания, на основе которого можно будет проводить исторические исследования нового типа с комплексным использованием всех видов исторических источников по изучаемому периоду. В настоящее время исследователь опирается на один вид источников – письменные источники. При этом игнорируются как правило такие виды источников как кинодокументы, произведения искусства (кинематография и литература), игнорируются так же устные источники и целые виды и классы вещественных источников. Решение этой задачи позволит создать источниковедческое знание нового типа и на этой основе – историческое знание нового типа, то есть интегральное историческое знание.

6) Необходимость радикального изменения принципов работы с информацией и в источниковедении и в исторической науке в целом. Это связано с тем, что в начале XXI века, в век информационного общества небольшой частью историков было осознано, что историческая информация – это совокупность гигантских массивов информации и они требуют иных подходов в работе.

7) Внедрение в источниковедение информационных технологий, которые должны решать целый комплекс исследовательских задач (разработка специальных компьютерных методик по определению авторства текста…), но главной задачей применения информационных технологий в источниковедении в исторической науке в целом является прикладная задача – обеспечение 100% доступности для исследователя любого источника в любой точке мира.

 



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Дисциплинарный статус, предмет, объект и функции современного источниковедения. Строение источниковедения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дисциплинарный статус, предмет, объект и функции современного источниковедения. Строение источниковедения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)