Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические основы современного источниковедения



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Методологические основы современного источниковедения 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология – это совокупность принципов, методов и теоритических основ, на которых строится изучение предметов и методов исследования в любой науке.

Принцип – императивно заданная форма деятельности.

Метод – целесообразно избранная форма деятельности.

Теоритическая основа – это совокупность представлений о сущности предмета исследования, его строении, функционировании и законах развития. Совокупность теоритических положений может быть объединена, во-первых, в теорию, если эти положения исчерпывающе объясняют предмет, а во-вторых, в концепцию, если эти положения объясняют предмет изучения фрагментарно или частично.

Исходной методологической посылкой в современном источниковедении является само понимание исторического источника и соотношения этого понятия с понятием «общество».

Исторический источник - это любой материальный объект, который является результатом человеческой деятельности и несёт в себе информацию об обществе (историческую информацию).

Объект – любая часть реальности, на которую направлено познание либо иная деятельность субъекта.

Субъект – человек, познающий реальность и взаимодействующий с ней.

Материальный объект – любой объект, существующий вне сознания субъекта в реальности, который может быть чувственно воспринят.

Идеальный объект – это образ материального объекта, отражённый в сознании человека.

Мышление – оперирование идеальными образами объектов в форме слов.

Мысль – элементарная операция, заключающаяся в присвоении идеальному образу объекта имени, названия, термина.

Идеальный объект не может выступать историческим источником, поскольку информация, чтобы быть транслированной, должна быть записана на материальный носитель.

Слово – единство значения (идеального образа в сознании) и знака (звукового или графического).

Второй важнейшей методологической основой источниковедения является понимание общества и его соотношения с источником.

Общество – сложная многоуровневая система или социальный организм, основанный на коллективной жизнедеятельности людей, объединённых в социальные институты.

В соотношении понятий «общество» и «исторический источник» методологически правильным является следующее положение: исторический источник вторичен по отношению к обществу и является его продуктом, порождается обществом. Противоположное понимание является основой современного компаративного источниковедения, которое считает, что источник первичен, а общество вторично и история развития общества есть история развития исторических источников.

Третье основополагающее положение источниковедения – это понимание принципиально важного для современного общества явления – информации, поскольку источниковедение работает с исторической информацией, считываемой с различных материальных носителей.

Информация – результат взаимодействия двух объектов, которые произвели друг в друге изменения и по этим изменениям может быть воссоздан образ отсутствующего объекта. Информация есть идеальное, которое существует в неразрывном единстве с материальным.

В мире существуют различные виды информации, от простейших до очень сложных. Пример элементарной информации – след на песке, пример сложной информации – любой текст, поскольку здесь информация передана в закодированном виде.

В источниковедении как и в исторической науке в целом происходит борьба двух базовых методологических направления: первое – это постмодернистское, сформировавшееся к концу ХХ века, и второе – это классическое источниковедение, основанное на рационалистических традициях предшествующих направлений.

Постмодернизм – это течение в научной мысли в области философии, гуманитарных наук и искусства, которое возникло в начале XXI века и в котором были сформулированы новые общие принципы в понимании мира, общества и человека.

Принципы постмодернизма:

1) Признание невозможности познать мир, общество и человека рациональными методами и на этой основе – полный отказ от рационализма;

2) Признание главными методами познания внерациональные методы: интуицию, мистицизм и эмоционально-чувственное познание;

3) Признание невозможности познать объективную истину либо отрицание её существования и переход на позиции частичного либо полного агностицизма.

Постмодернизм пришёл на смену эпохе модернизма (XIX век – конец XX века) и постмодернизм проявляется по-разному в философии, в гуманитарных науках (истории в частности), в искусстве. В философии постмодернизм возник на основе того, что часть мировой философской школы и часть направлений сделали вывод о невозможности познания мира рациональными логическими методами. Это произошло потому, что весь предшествующий период с середины XIX века до середины XX века бурное развитие естественных, точных и технических наук не привело к ожидаемому результату в виде системной и универсальной картины мира на основе естественно-научного познания. Главной причиной неудачи стала невозможность соединения естественно-научной картины мира и социальной. В результате большинство философских направлений решило, что объектом изучения должен быть не весь мир, а человек, который и сам есть мир. Часть философских направлений встала на позиции экзистенциализма (существование), то есть ограничение познания внутреннего мира человека, другая – позицию субъективного идеализма, в рамках которого внешний мир считается объективно несуществующим и представляющим собой лишь комбинацию человеческих ощущений, поэтому познавание человека есть познание мира. Меньшая часть философских направлений продолжает рационалистическую традицию классической философии, которая оказалась особенно сильна в России, поскольку рационализм был транслирован через марксизм, однако к 2000ым годам в результате объективных социальных процессов рациональная традиция была утеряна. В настоящее время философия в системе преподавания и как наука заменена историей философии, что является чисто постмодернистским подходом. В настоящее время сложились предпосылки для возрождения рационализма в виде философии неореализма, который выработан новый взгляд на реальность как на единство материального и идеального.

В искусстве постмодернизм получил самое масштабное воплощение и его сутью являются:

1) Все образы и смыслы уже созданы, ничего нового создавать не нужно, суть творчества – создание новых комбинаций из имеющихся.

2) Радикальное раздвижение и обнуление социальных норм.

В исторической науке постмодернизм явился результатом наивного предположения, что внедрение математических методов и компьютерных технологий выведут российскую историческую науку из тупика. Проявилось оно в 70ые годы ХХ века и завершилось крахом. Эта неудача привела к тому, что часть историков сделала вывод о невозможности познания общества рациональными методами ввиду его невероятной сложности. Это положение стало первым.

Постулаты постмодернизма:

1) Общество непознаваемо рациональными методами или непознаваемо вообще ввиду его повышенной сложности.

2) Вместо рациональных методов в познании общества следует считать главными интуитивные и иррациональные подходы.

3) Объективная истина в познании исторического прошлого невозможна, поскольку количество сохранившихся источников невозможно мало, а подбор их случаен.

4) Исходя из всех предыдущих положений исторические знания человечества, поставляемые наукой – это лишь набор субъективных мнений отдельных историков, поэтому исторических истин столько же, сколько и историков.

В современной исторической науке и источниковедении существует и в драматической борьбе усиливается противоположное постмодернизму направление – классический рационализм, продолжающий лучшие традиции советской и дореволюционной школ.

Постулаты исторического рационализма:

1) Общество безусловно может быть познано, потому что аксиомой является безграничная познавательная возможность человека.

2) Общество может быть научно познано только рациональными методами.

3) Количество источников действительно мало и набор их случаен, но это количество постоянно увеличивается и будет увеличиваться далее по мере развития исторической науки, источниковедения и, возможно, информационно-эвристического источниковедения.

4) Недостаточное количество источников компенсируется совершенствованием извлечения информации из них.

Эти тезисы делают полностью несостоятельными все положения постмодернизма.

Основой методики источниковедения является системное понимание общества, его строения и сущности.

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Методологические основы современного источниковедения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические основы современного источниковедения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)