Сущность, цели и задачи управления
Сущность, цели и задачи управления
Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство». Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления: § техническое - управление технологическими процессами и оборудованием; § государственное - управление жизнью общества через органы власти; § идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий; § хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций. В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность). Субъектами коммерческой деятельности могут являться юридические и физические лица, которые наделены правом ее осуществления. Что касается объектов коммерческой деятельности, то ими являются конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке. Менеджмент – это процесс управления организацией. При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие: Рисунок 1.1. Составные определения сущности менеджмента
Менеджмент = искусство + опыт + обучение Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Менеджмент –это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Цели менеджмента: § получение (увеличение) прибыли; § повышение эффективности хозяйствования; § удовлетворение потребностей рынка; § решение социальных вопросов. Задачи менеджмента: § организация производства конкурентоспособных товаров; § совершенствование производственного процесса; § внедрение новейших наукоемких технологий; § повышение качества продукции; § снижение затрат на производство.
СХЕМА 1 Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации. Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от сложности решаемых ими задач и возлагаемых на них функций. Менеджеров подразделяют на три группы: 1) руководители высшего звена – определяют основное направление деятельности организации, ее цели и задачи (генеральный директор, директора компании); 2) руководители среднего звена – отвечают за практическую реализацию решений, согласовывают усилия различных подразделений организации (начальник цеха, отдела); 3) руководители низшего звена – руководство деятельностью непосредственных исполнителей – рабочих и служащих (мастер, начальник участка, группы).
Профессиональная структура
Распределение служебных функций Рисунок 1.2. Структура распределения служебных полномочий в организации Виды менеджмента Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента: 1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.; 2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения; 3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг; 4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации; 5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли; 6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком; 7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя; 8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий. В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д. Принципы менеджмента Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам. Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем): 1) разделение труда, направленное на повышение его производительности; 2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы); 3) дисциплина; 4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю; 5) единство действий, осуществляемых по единому плану; 6) подчинение личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией; 9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии; 10) порядок во всем; 11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия; 12) стабильность персонала; 13) инициатива в построении и выполнении планов; 14) корпоративный дух (единение персонала). Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |