Формы организации производства
Организация любого процесса производства осуществляется в соответствии с: • той или иной ее формой, наиболее характерной тому или иному производству; • типом производства, отражающим специфические его особенности; • методом организации производства, определяющим «массовость» или масштабность выпуска изделий в единицу времени. К наиболее известным и широко распространенным в современных условиях хозяйствования формам организации производства относятся специализация, концентрация, комбинирование и диверсификация (рис. 3.1). Рисунок 3.1 - Формы организации производства и их разновидности
Специализация. Данная форма организации производства предполагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. Специализация базируется на принципе разделения труда и концентрации однородного производства в масштабах всего предприятия (цеха, участка). В масштабах одного предприятия различают: 1) Предметная специализация — это сосредоточение выпуска на одном предприятии однотипной готовой продукции. 2) Подетальная специализация предполагает организацию производства на предприятии в целом и в отдельном его производственном подразделении отдельных деталей, узлов или частей готовой продукции. 3) Технологическая специализация основана на выполнении в масштабах предприятия (цеха, участка) определенных операций или стадий производственного процесса. Предприятия торговли специализируются: § по товарному профилю (признаку):специализированный магазин, универмаг, универсам, магазин товаров повседневного спроса; § по характеру торгового обслуживания:торговля с заказом товара по почте, телефону, интернету; торговые автоматы; торговля вразнос; § по ценовой стратегии: магазины сниженных цен; магазин-склад; магазин-демонстрационный зал, торгующий по каталогу. Концентрация. Эта форма организации производства предусматривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях. Масштабностью ее производства и определяется в первую очередь уровень его концентрации, который зависит от размеров единичной мощности основного технологического оборудования (машин, агрегатов, аппаратов), числа функционирующих однотипных технологических «цепочек» и режима работы предприятия. Процесс укрупнения и объединений осуществляется на основе следующих видов концентрации: 1)Агрегатная концентрация предполагает увеличение единичной мощности технологического оборудования. 2)Технологическая концентрация проявляется в увеличении объемов производства продукции, достигаемой путем расширения масштабов ее выпуска на основе увеличения качества однотипного оборудования, а также за счет качественного совершенствования используемой техники. 3)Заводская концентрация — это укрупнение предприятий, осуществляемое как за счет технологической концентрации, обеспечивающей увеличение числа однотипных производств (расширение предприятий), так и вследствие объединения нескольких родственных по профилю производства предприятий в одно, без существенных изменений в технологии и организации производства. 4)организационно-хозяйственнаяконцентрация выражается в создании производственных объединений и холдингов, т.е. на основе интеграции предприятий. При этом объединение предприятий осуществиться как путем горизонтальной, так и за счет вертикальной интеграции. § Горизонтальная интеграция — это слияние двух и более предприятий, выпускающих однородную продукцию, являющихся по сути конкурентами на рынке. § Вертикальная интеграция, обеспечивающая повышение концентрации производства, предполагает объединение нескольких разноотраслевых предприятий и по сути своей является самостоятельной формой организации производства, т.е. комбинированием.
Концентрация предприятий торговлизаключается в создании супермаркетов, торговых центров, предприятий оптовой торговли. Например, розничные магазины «Пятерочка», «Копейка» - предприятия, находящиеся в одном владении и образующие цепные торговые системы – примеры горизонтальной концентрации.
Кооперирование. Представляет собой такую форму организации производства, которая предусматривает формирование производственных связей между предприятиями, цехами или участками, занимающимися изготовлением одного и того же вида продукции (кооперированные процессы внутри одного предприятия выражаются в передаче полуфабрикатов или комплектующих изделий для дальнейшей их переработки из одного основного цеха в другой, в выполнении определенных услуг или работ вспомогательных производств для нужд основных цехов.) Во внутриотраслевой кооперации (по аналогии с видами специализации) применяют следующие формы кооперирования производств: 1) Агрегатное (предметное) кооперирование проявляется в процессе производства сложной продукции, выпуск которой осуществляется на головном предприятии на основе приобретения от других предприятий-поставщиков различных деталей и комплектующих изделий, необходимых для комплектовании профильной продукции данного завода 2) Подетальное кооперирование - если головному предприятию предприятия-смежники поставляют отдельные детали или узлы (подшипники, радиаторы, электрооборудование, в том числе и аккумуляторы, крепежные детали и др). 3) Стадийное кооперирование — это такой вид производственных связей, который характеризуется поставками одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (поковок, штамповок, отливок) или осуществлением отдельных технологических операций, выполнением определенных работ или оказанием тех или иных услуг. Комбинирование. Это такая форма организации производства, которая предполагает соединение в масштабах одного предприятия производство различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но достаточно тесно технологически связанных специализированных производств. К основным направлениям реализации данной формы организации и формулирования так называемых производственных комбинатов относятся: 1) комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья, т.е. путем удлинения технологической цепочки; 2) комбинирование на основе организации производства по более полной и глубокой переработке комплексного сырья, т.е. путем организации комплексного использования исходных материально-сырьевых ресурсов; 3) комбинирование на основе утилизации отходов производства, т.е. путем организации производства различных видов продукции с использованием образующихся в процессе выпуска целевой продукции отходов. Диверсификация. В самом общем смысле диверсификация означает расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклатуры производимой специализированными (монопольными) предприятиями продукции. Таким образом, диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности. Различают два вида диверсификации: связанная и несвязанная (конгломеративная).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |