Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 7. Международные правовые аспекты борьбы с терроризмом




Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX в. В 1937 г. была от­крыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении тер­роризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия.

Во второй половине XX века, когда терроризм получил широкое рас­пространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серь­езные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом.

Центром разработки международно-правовых докумен­тов по борьбе с терроризмом является Организация Объединенных На­ций. В ее рамках подготовлен и принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом:

— Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, от 14 декабря 1973 г.;

— Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.;

— Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использовани­ем, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.;

— Конвенция о безопасности персонала Организации Объединен­ных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.;



— Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 9 декабря 1994 г. 

Одной из важнейших задач мирового сообщества является перекры­тие мировых финансовых потоков, направленных на поддержку терро­ристов. Решению этой задачи служит принятие Международной конвен­ции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

Согласно ст. 8 Конвенции «каждое государство принимает в соответ­ствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать лю­бые средства, используемые или выделяемые в целях совершения пре­ступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, по­лученные в результате таких преступлений, для целей возможной кон­фискации».

Специфика борьбы с финансированием, и это отражено в Конвен­ции, включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприме­нительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как бан­ковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и лич­ными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключитель­ная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне.

Помимо универсальных международных договоров, направленных против терроризма в целом, действует целый ряд соглашений, задача ко­торых заключается в том, чтобы создать международно-правовую базу для борьбы с терроризмом на отдельных направлениях или в отдельных территориальных пространствах, где осуществляется разнообразная дея­тельность государств.

Международно-правовой основой сотрудничества государств в борь­бе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие доку­менты:

— Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совер­шаемых на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г.;

— Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными про­тив безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;

— Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 24 февраля 1988 г.

Эти документы были приняты в рамках Международной организа­ции гражданской авиации (ИКАО). Поскольку многие террористические акты совершаются на воздушных судах или с их использованием, как это имело место 11 сентября 2001 г. в США, ИКАО обращает особое внима­ние государств на то, чтобы гражданские воздушные суда не использова­лись в качестве разрушительного оружия.

В сентябре 2002 г. был принят План действий Международной организации гражданской авиации по обеспечению авиационной безопасности, в ко­тором предусмотрен ряд конкретных мер, в том числе проведение регу­лярных, обязательных, систематических и согласованных проверок с це­лью проведения оценки применяемых во всех договаривающихся госу­дарствах ИКАО процедур обеспечения авиационной безопасности.

Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на море являются следующие договоры:

— Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст. 100-113);

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными про­тив безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);

— Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными про­тив безопасности стационарных платформ, расположенных на конти­нентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г.)1.

В последние годы Международная морская организация (ИМО) приняла ряд мер, направленных на предупреждение и пресечение тер­рористических актов, угрожающих безопасности судоходства.

 В частно­сти, ею развернута глобальная программа по безопасности на море, в том числе в портах, призванная помочь этой организации удовлетво­рить соответствующие потребности в технической помощи развиваю­щихся стран, первоначальные ассигнования на осуществление которой составили свыше двух миллионов долларов США. В 2002 г. созванная под эгидой Международной морской организации международная конференция одобрила Международ­ный кодекс по охране судов и портовых средств и поправки к Конвен­ции СОЛАС-74.

Огромную опасность для государств представляют возможности ис­пользования террористами ядерного материала при овладении им. Одно из направлений препятствия такого возможного развития событий — за­ключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. Чтобы полностью перекрыть возможности ядерного тер­роризма, в рамках ООН разрабатывается проект международной конвен­ции о борьбе с актами ядерного терроризма.

Еще одним средством, которое может оказаться в руках террористов в целях совершения ими террористических актов, могут быть оружие и взрывчатые вещества.

 В целях противодействия этому в рамках ООН были приняты два документа:

первый — Конвенция о маркировке пла­стических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г. (Россия пока не ратифицировала);

второй — Протокол против незакон­ного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных час­тей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвен­цию ООН против транснациональной организованной преступности, от 31 мая 2001 года.

Однако в этом перечне документов нет пока универсальной всеобъ­емлющей конвенции, которая давала бы возможность мировому сообще­ству, с одной стороны, всесторонне и более эффективно вести борьбу с терроризмом, а с другой — позволила бы иметь четкое определение са­мого понятия «терроризм».

В связи с этим следует отметить, что международному сообществу пока не удается выработать общеприемлемое определение терроризма. И дело не просто в том, что терроризм как явление постоянно меняется,

Совершенно очевидно, что борьба с конкретными террористами, их организациями должна дополняться усилиями по ликвидации питатель­ной среды терроризма. Это очень серьезная и долгосрочная задача, по­скольку корни терроризма глубоки. Надежное предотвращение терро­ризма требует всеобъемлющего подхода, активизации совместных поли­тических, экономических и силовых действий со стороны всех стран международного сообщества.

На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм и, наиболее болезненной его формой проявления - терроризмом.

 

По оценке государственного департамента США в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, и количество их неуклонно возрастает .

 

Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские, тяготеющие к Саудовской Аравии (типа созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");

- проиранские, преимущественно шиитские, выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского плана.

 

Большинство исламских экстремистских организаций имеет трансграничный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса

 

Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы - возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, уход в шариат. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом, исламский экстремизм угрожает сегодня, по крайней мере, 15 странам и несет ответственность за 80% террористических актов в мире

На вооружении боевиков, международных террористов имеются самые современные виды боевого оружия. Однако исламский экстремизм использует в своем арсенале не только выстрелы и бомбы.

Некоторые специалисты в области борьбы с терроризмом склонны считать, что массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков по своей сути сродни терактам

 

Сегодня до 90% всех поступающих в Европу, и в частности в Великобританию наркотиков, являющихся одним из основных источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение.

Исламские террористические организации проводят между собой регулярные встречи, совещания, координируют свои действия, оказывают взаимную помощь. Известно о совещании руководителей трех исламских террористических организаций "Хезболлах", "Исламский джихад", "Хамас". Подобные мероприятия являются составной частью того общего явления, которое израильские специалисты определили как «исламский террор».

На территории Ирана действуют 11 лагерей для террористов, где готовится до 5 тысяч человек, причем около 500 из них специализируются на производстве бомб, которые используются самоубийцами.

Обучаемые прибывают из Ирана, Ливии, Алжира, Судана, Турции, Египта, Сирии, Ливана, Иордании, сектора Газа и Саудовской Аравии. Как сообщается в западной печати, в лагере Имам-Али, расположенном в восточном районе г. Тегеран, планируется большинство совершаемых в мире террористических актов

В Западной Европе лидерами по уровню терроризма считаются Испания и Северная Ирландия. Только в 1995 году здесь было совершено около 400 террористических актов

 

В Испании данное явление связано в основном с деятельностью баскского освободительного движения "Родина и Свобода" (ЭТА) - хорошо вооруженной и сплоченной организации, ведущей с конца 50-х годов борьбу за автономию. ЭТА осуществляет взрывы бомб на коммерческих и правительственных объектах, время от времени провоцирует террористические акты против сил государственной безопасности, а также местного и иностранного бизнеса, прежде всего французского (как правило, в качестве мести за успешные действия полиции против террористов в приграничных с Испанией районах Франции). Распространенной формой добывания средств для существования является вымогательство так называемого "революционного налога" с заложников. Всего с 1970 года активисты ЭТА изъяли у 75 заложников (иностранных дипломатов, испанских должностных лиц и предпринимателей) около 32 млн. долл

В Северной Ирландии действует "Ирландская республиканская армия" (ИРА), возникшая в 1919 году как военное крыло партии Шин Фейн, боровшейся за единую Ирландию. Страна так и осталась разделенной, и боевики ИРА перешли к террору, но лишь после того как нападениям подверглось католическое гетто в г. Белфаст. С 1969 г., когда для поддержания закона и порядка в Ольстер вошла британская армия, начался, пожалуй, самый длительный в истории Европы кризис, уносящий и сегодня множество человеческих жизней

Не миновала проблема терроризма и ФРГ, где она существует около 20 лет. Однако пик терроризма в ФРГ, по всей видимости, миновал, благодаря прекращению активной деятельности левоэкстремистской организации "Роте армеефракцион" (РАФ).

В 1992 году ее руководство выступило с заявлением, в котором критически оценило последствия совершенных террористических актов и признало полный провал вооруженной борьбы против государства и его устоев. В документе содержался призыв к другим левоэкстремистским организациям начать совместный поиск новых концепций революционной политики

Особую тревогу вызывает деятельность иностранных террористических организаций, в частности Курдской рабочей партии (КРП). Ее членов обвиняют в серии террористических актов против турецких представительств в Германии. Главный мотив действий КРП - стремление заставить правительство ФРГ оказать давление на Анкару и добиться изменения политики Турции по отношению к курдам. При этом ее лидеры грозят массовым террором и даже акциями боевиков-самоубийц

В настоящее время одной из самых актуальных для ФРГ задач становится борьба против международного терроризма. В этой связи Федеральная разведывательная служба (БНД) ориентирована на ведение разведывательной деятельности на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего против экстремистской группировки "Хамас", и уже приступила к изучению лиц, оказывающих ей финансовую помощь

В число стран, наиболее "чувствительно" относящихся к терроризму, входит Франция, обладающая определенным опытом борьбы как с ним, так и с порождающими его причинами.

Франция, традиционно имеющая интересы в арабском мире, например, в Алжире, сталкивается в последние годы с резким ростом исламского терроризма. На французской территории в 1995 году произошла серия террористических актов, погибло около 10 и было ранено более 180 человек. Еще трое погибли и 92 ранены в результате взрыва в парижском метро в декабре 1996 года. Ответственность за совершение этих терактов взяла на себя алжирская "Вооруженная исламская группа", пытавшаяся добиться от Парижа изменения отношения к алжирскому руководству. К подобного рода экстремизму, по мнению французского правительства, может быть только один подход: скоординированные действия различных служб безопасности и полиции и постоянная бдительность

 

РОССИЯ


Россия со времен первой чеченской войны столкнулась с целой чередой террористических актов и всплеском религиозного и этнического экстремизма. Результатом этого в правовой сфере стало разработка и принятие в 2000 году Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе

Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации и создание основы для снижения социальной напряженности в России.

В соответствии с этим, основными направлениями реализации программы являются:

Научно-аналитическое, включающее разработку

- основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;

- методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ;

- методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании.

Пропаганды и контрпропаганды, включающее:

- разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах;

- создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;

- подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе.

Образовательно-методическое, включающее:

- создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей,

- разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе, работников органов правопорядка, других министерств и ведомств.

Нормативно-методическое и организационное, включающее:

- разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры,

- подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости,

- развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.

 


 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7