Тема 7. Международные правовые аспекты борьбы с терроризмом
Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы XX в. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия. Во второй половине XX века, когда терроризм получил широкое распространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. Центром разработки международно-правовых документов по борьбе с терроризмом является Организация Объединенных Наций. В ее рамках подготовлен и принят ряд международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом: — Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.; — Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.; — Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.; — Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.; — Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 9 декабря 1994 г. Одной из важнейших задач мирового сообщества является перекрытие мировых финансовых потоков, направленных на поддержку террористов. Решению этой задачи служит принятие Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. Согласно ст. 8 Конвенции «каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделяемые в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации». Специфика борьбы с финансированием, и это отражено в Конвенции, включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменительных аспектов, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, связанную как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом собственности, коммерческими и личными интересами отдельных граждан, в чем и заключается исключительная трудность соответствующей деятельности как внутри государства, так и на международном уровне. Помимо универсальных международных договоров, направленных против терроризма в целом, действует целый ряд соглашений, задача которых заключается в том, чтобы создать международно-правовую базу для борьбы с терроризмом на отдельных направлениях или в отдельных территориальных пространствах, где осуществляется разнообразная деятельность государств. Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие документы: — Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г.; — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.; — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.; — Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 24 февраля 1988 г. Эти документы были приняты в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поскольку многие террористические акты совершаются на воздушных судах или с их использованием, как это имело место 11 сентября 2001 г. в США, ИКАО обращает особое внимание государств на то, чтобы гражданские воздушные суда не использовались в качестве разрушительного оружия. В сентябре 2002 г. был принят План действий Международной организации гражданской авиации по обеспечению авиационной безопасности, в котором предусмотрен ряд конкретных мер, в том числе проведение регулярных, обязательных, систематических и согласованных проверок с целью проведения оценки применяемых во всех договаривающихся государствах ИКАО процедур обеспечения авиационной безопасности. Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на море являются следующие договоры: — Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст. 100-113); — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.); — Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г.)1. В последние годы Международная морская организация (ИМО) приняла ряд мер, направленных на предупреждение и пресечение террористических актов, угрожающих безопасности судоходства. В частности, ею развернута глобальная программа по безопасности на море, в том числе в портах, призванная помочь этой организации удовлетворить соответствующие потребности в технической помощи развивающихся стран, первоначальные ассигнования на осуществление которой составили свыше двух миллионов долларов США. В 2002 г. созванная под эгидой Международной морской организации международная конференция одобрила Международный кодекс по охране судов и портовых средств и поправки к Конвенции СОЛАС-74. Огромную опасность для государств представляют возможности использования террористами ядерного материала при овладении им. Одно из направлений препятствия такого возможного развития событий — заключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. Чтобы полностью перекрыть возможности ядерного терроризма, в рамках ООН разрабатывается проект международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Еще одним средством, которое может оказаться в руках террористов в целях совершения ими террористических актов, могут быть оружие и взрывчатые вещества. В целях противодействия этому в рамках ООН были приняты два документа: первый — Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г. (Россия пока не ратифицировала); второй — Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 31 мая 2001 года. Однако в этом перечне документов нет пока универсальной всеобъемлющей конвенции, которая давала бы возможность мировому сообществу, с одной стороны, всесторонне и более эффективно вести борьбу с терроризмом, а с другой — позволила бы иметь четкое определение самого понятия «терроризм». В связи с этим следует отметить, что международному сообществу пока не удается выработать общеприемлемое определение терроризма. И дело не просто в том, что терроризм как явление постоянно меняется, Совершенно очевидно, что борьба с конкретными террористами, их организациями должна дополняться усилиями по ликвидации питательной среды терроризма. Это очень серьезная и долгосрочная задача, поскольку корни терроризма глубоки. Надежное предотвращение терроризма требует всеобъемлющего подхода, активизации совместных политических, экономических и силовых действий со стороны всех стран международного сообщества. На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм и, наиболее болезненной его формой проявления - терроризмом.
По оценке государственного департамента США в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, и количество их неуклонно возрастает .
Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления: - суннитские, тяготеющие к Саудовской Аравии (типа созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане"); - проиранские, преимущественно шиитские, выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами"); - палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского плана.
Большинство исламских экстремистских организаций имеет трансграничный характер. Так, самая воинственная часть "Хамас" находится в Сирии и Ливане, его руководство - в Иордании, а оттуда нити ведут в Тегеран. Экстремисты переплетены связями с разного рода "фондами", благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса
Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы - возврат в прошлое, к исламской мечте "золотого века", к традиционализму и застою, уход в шариат. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, "цивилизацию христиан", "неверных", т.е. внешнего врага. В целом, исламский экстремизм угрожает сегодня, по крайней мере, 15 странам и несет ответственность за 80% террористических актов в мире На вооружении боевиков, международных террористов имеются самые современные виды боевого оружия. Однако исламский экстремизм использует в своем арсенале не только выстрелы и бомбы. Некоторые специалисты в области борьбы с терроризмом склонны считать, что массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков по своей сути сродни терактам
Сегодня до 90% всех поступающих в Европу, и в частности в Великобританию наркотиков, являющихся одним из основных источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение. Исламские террористические организации проводят между собой регулярные встречи, совещания, координируют свои действия, оказывают взаимную помощь. Известно о совещании руководителей трех исламских террористических организаций "Хезболлах", "Исламский джихад", "Хамас". Подобные мероприятия являются составной частью того общего явления, которое израильские специалисты определили как «исламский террор». На территории Ирана действуют 11 лагерей для террористов, где готовится до 5 тысяч человек, причем около 500 из них специализируются на производстве бомб, которые используются самоубийцами. Обучаемые прибывают из Ирана, Ливии, Алжира, Судана, Турции, Египта, Сирии, Ливана, Иордании, сектора Газа и Саудовской Аравии. Как сообщается в западной печати, в лагере Имам-Али, расположенном в восточном районе г. Тегеран, планируется большинство совершаемых в мире террористических актов В Западной Европе лидерами по уровню терроризма считаются Испания и Северная Ирландия. Только в 1995 году здесь было совершено около 400 террористических актов
В Испании данное явление связано в основном с деятельностью баскского освободительного движения "Родина и Свобода" (ЭТА) - хорошо вооруженной и сплоченной организации, ведущей с конца 50-х годов борьбу за автономию. ЭТА осуществляет взрывы бомб на коммерческих и правительственных объектах, время от времени провоцирует террористические акты против сил государственной безопасности, а также местного и иностранного бизнеса, прежде всего французского (как правило, в качестве мести за успешные действия полиции против террористов в приграничных с Испанией районах Франции). Распространенной формой добывания средств для существования является вымогательство так называемого "революционного налога" с заложников. Всего с 1970 года активисты ЭТА изъяли у 75 заложников (иностранных дипломатов, испанских должностных лиц и предпринимателей) около 32 млн. долл В Северной Ирландии действует "Ирландская республиканская армия" (ИРА), возникшая в 1919 году как военное крыло партии Шин Фейн, боровшейся за единую Ирландию. Страна так и осталась разделенной, и боевики ИРА перешли к террору, но лишь после того как нападениям подверглось католическое гетто в г. Белфаст. С 1969 г., когда для поддержания закона и порядка в Ольстер вошла британская армия, начался, пожалуй, самый длительный в истории Европы кризис, уносящий и сегодня множество человеческих жизней Не миновала проблема терроризма и ФРГ, где она существует около 20 лет. Однако пик терроризма в ФРГ, по всей видимости, миновал, благодаря прекращению активной деятельности левоэкстремистской организации "Роте армеефракцион" (РАФ). В 1992 году ее руководство выступило с заявлением, в котором критически оценило последствия совершенных террористических актов и признало полный провал вооруженной борьбы против государства и его устоев. В документе содержался призыв к другим левоэкстремистским организациям начать совместный поиск новых концепций революционной политики Особую тревогу вызывает деятельность иностранных террористических организаций, в частности Курдской рабочей партии (КРП). Ее членов обвиняют в серии террористических актов против турецких представительств в Германии. Главный мотив действий КРП - стремление заставить правительство ФРГ оказать давление на Анкару и добиться изменения политики Турции по отношению к курдам. При этом ее лидеры грозят массовым террором и даже акциями боевиков-самоубийц В настоящее время одной из самых актуальных для ФРГ задач становится борьба против международного терроризма. В этой связи Федеральная разведывательная служба (БНД) ориентирована на ведение разведывательной деятельности на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего против экстремистской группировки "Хамас", и уже приступила к изучению лиц, оказывающих ей финансовую помощь В число стран, наиболее "чувствительно" относящихся к терроризму, входит Франция, обладающая определенным опытом борьбы как с ним, так и с порождающими его причинами. Франция, традиционно имеющая интересы в арабском мире, например, в Алжире, сталкивается в последние годы с резким ростом исламского терроризма. На французской территории в 1995 году произошла серия террористических актов, погибло около 10 и было ранено более 180 человек. Еще трое погибли и 92 ранены в результате взрыва в парижском метро в декабре 1996 года. Ответственность за совершение этих терактов взяла на себя алжирская "Вооруженная исламская группа", пытавшаяся добиться от Парижа изменения отношения к алжирскому руководству. К подобного рода экстремизму, по мнению французского правительства, может быть только один подход: скоординированные действия различных служб безопасности и полиции и постоянная бдительность
РОССИЯ
Программа представляет собой систему мер, призванную обеспечить внедрение в социальную практику стандартов и норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации и создание основы для снижения социальной напряженности в России. В соответствии с этим, основными направлениями реализации программы являются: Научно-аналитическое, включающее разработку - основ государственной политики противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе; - методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и СМИ; - методов гибкой адаптации коммуникационных и поведенческих технологий изменения экстремистских установок в массовом сознании. Пропаганды и контрпропаганды, включающее: - разработку и реализацию в сфере массовой коммуникации средств воздействия, раскрывающих антиобщественную природу экстремизма в различных формах; - создание социально-психологической экспертизы материалов, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни; - подготовку и выпуск цикла публицистических программ и художественных произведений, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе. Образовательно-методическое, включающее: - создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу в образовательных учреждениях общего, высшего и дополнительного образования, системах подготовки и переподготовки преподавателей, - разработку и внедрение специальных тренингов в системах подготовки и переподготовки специалистов в сфере массовой коммуникации, государственных служащих, в том числе, работников органов правопорядка, других министерств и ведомств. Нормативно-методическое и организационное, включающее: - разработку документов и формирование общественно-государственных структур, обеспечивающих социально-психологическую экспертизу публикаций и передач в СМИ, новых образовательных материалов, включая интерактивные средства обучения и игры, - подготовку нормативных и законодательных актов, содействующих внедрению толерантного поведения в социальную практику, обеспечивающих действенную возможность борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, - развитие форм и механизмов помощи жертвам национального экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |