Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Античная культура – от латинского слова «древний», термин введен в оборот в эпоху Возрождения.




Тема 2 «Архитектура и материальная культура Древнего мира»

Терминология

Зиккурат - (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Лопатка – прямоугольный выступ на поверхности стены сооружения

Сырцовый кирпич – древнейший строительный материал: глина, перемешанная с соломой и навозом, сформованная в блоки и высушенная на солнце. Широко применялся на Востоке

Коробовый свод - криволинейное перекрытие с лежачим полуовалом в сечении

Мастаба – египетская ступенчатая пирамида из камня начала эпохи Древнего царства

План архитектурный – вид здания сверху (без крыши), показывающий в масштабе соотношения длины, ширины, расположение элементов внутреннего пространства, размещение опор.

Доминанта (от лат. dominans – господствующий) – 1) главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть произведения; 2) в архитектуре господствующее сооружение в ансамбле, подчеркивающее важную часть композиции.



Ансамбль (фр. ensemble, букв. – вместе, сразу) – 1) в архитектуре и градостроительстве согласованное и продуманное стилистическое единство зданий, сооружений (мосты, набережные), других произведений искусства (фонтаны, скульптуры), создающих градостроительные акценты, а также садов и парков

Стиль (фр. style) – общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению.

Пластичность (от гр. Plastikos – годный для лепки, податливый) – художественная выразительность объемной формы. Обозначает такие понятия как выпуклость, отчетливость, гармоническое единство форм.

Конструкция (лат. construction) – схематичная основа предмета, взаимосвязь и расположение поверхностей (плоскостей), определяющих его форму и объем в пространстве.

Каркас (фр. carcasse)- остов, костяк архитектурного сооружения, скульптуры или декоративного изделия.

Декор (фр. décor, от лат. decorare - украшать) – в архитектуре система деталей и частей, не имеющая конструктивного или технического назначения, а служащая только для украшения фасадов и внутренних помещений. Обычно декор выполняется в едином стиле с архитектурой. Декор также украшает предметы обихода.

Ритм (гр. rhithmos – равномерное чередование, от rheo – теку) – одна из особенностей композиционного построения произведений. Представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо элементов – форм, объемов, фрагментов узора.

Золотое сечение (золотая пропорция) – соотношение двух отрезков, в котором меньший относится к большему, как больший – к сумме большего и меньшего [a : b = b : (a + b)]. Как понятие, впервые встречающееся в «Началах» Евклида (III в. до н.э.). Графически золотое сечение это прямоугольник, состоящий из двух прямоугольных треугольников с соотношением сторон 3х4х5. Членение и профилирование форм, распределение с учетом золотого сечения создает наиболее гармоничные пропорции произведений архитектуры, промышленного дизайна.

 

Квадры – каменные блоки правильной четырехгранной прямоугольной призматической формы

Циклопическая архитектура – сооружения крито-микенской культуры, сложенные из огромных каменных блоков

Полигональная кладка – Тип кладки, выполненный из притесанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Полигональная кладка относятся к системно-культурным кладкам. Имеет сложную конфигурацию, блоки разного размера и форм соединены друг с другом как пазлы

Свод (от «сводить»— соединять, смыкать) - тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами. Конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными). Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

Ложный свод - прием кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.

Мегарон – в крито-микенской архитектуре дворцовое сооружение, прямоугольное в плане с выносным крыльцом с колоннами на высоком цоколе, завершенное двускатной крышей с треугольным фронтоном; в греческой архитектуре  храмовое сооружение, прямоугольное в плане с выносным крыльцом с колоннами на высоком цоколе, завершенное двускатной крышей с треугольным фронтоном;

Античная культура – от латинского слова «древний», термин введен в оборот в эпоху Возрождения.

Агон (противостояние) – основа греческой культуры: стремление к гармонии, равновесию, идеалу.

Полис – разновидность города-государства, возник в начале 1 тыс. до н. э.

Архаика – от греческого слова «древний», термин введен в оборот в эпоху античности. Время интенсивного сложения демократических общественных отношений. В искусстве разработаны эстетические нормы (идеалы).

 

Акрополь - в древнегреческих городах центральная укреплённая часть, обычно на холме.

 

Агора – торговая площадь в греческом античном полисе

Целла – внутреннее помещение греческого храма, не имеющее оконных проемов

Ордер (от латинского слова «порядок») - воплощение разумной ясности мира,особая система построения, которая подчеркивает несущие и несомые элементы конструкции. Тип архитектурной композиции, основанный на художественном оформлении стоечно-балочной конструкции и имеющий определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. Соотношение несущих и несомых частей сооружения.

Периптер  от греческого слова «окрыленный» - греческий храм, окруженный по периметру одним рядом колонн

 

Диптер от греческого слова «окрыленный вдвойне» - греческий храм, окруженный по периметру двумя рядами колонн

Моноптерос – основной архитектурный тип круглого (изредка прямоугольного) в плане здания без внутренних перегородок и объёмов. Крыша моноптероса поддерживается только колоннадой.

 

Гексастильный периптер – греческий храм на главном фасаде имеющий шесть колонн

 

Октастильный периптер – греческий храм на главном фасаде имеющий восемь колонн

Анты – торцы боковых стен греческого храма

Гармония (гр. Harmonia – стройность, соразмерность) – пропорциональность, соразмерность и взаимосвязь частей произведения, а также соответствие художественных средств содержанию произведения. В архитектуре – соответствие масштаба здания окружающему пейзажу и соразмерность его с человеком, соразмерность частей здания между собой.

 

Фронтон - треугольная часть фасада античного здания, ограниченная двускатной крышей

Антаблемент (фр. entablement, итал. Intavolatura) — «что-то положенное на стол», то есть «что-то положенное плоско»; table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера.

Капитель - верхняя часть колонны или пилястры, на которую падает тяжесть перекрытия.

Фуст - ствол колонны

Стилобат (от др.греч. «столб, подпора, колонна») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя стереобата (основания) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

Эвритмия – (по Витрувию) определяет красивые пропорции. Одна из четырех основополагающих категорий архитектуры: ординации, симметрии, диспозиции и эвритмии, которые отображают форму (фигуру вещи).  Фигура вещи рассматривается или как совокупность частей, от которой мы переходим к целому, или как целое, от которого мы переходим к частям. В первом случае она есть результат "ординации" и объективно выражается в "симметрии"; во втором случае она есть результат "диспозиции" и объективно выражается в "эвритмии". Таким образом, ординация и диспозиция есть акт деятельности архитектора, симметрия же и эвритмия есть результат, достигнутый этой деятельностью архитектора в объекте. Кроме того, поскольку целое как дополнительный объект зависит от реального его расположения в пространстве, постольку эвритмия по своей структуре отличается от симметрии еще и принципом перспективы.

Энтазис – (от греч. éntasis —напряжение), плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны. Один из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре

 

Курватура - незначительный выгиб горизонтали, уклона вертикали, утолщение колонн в углах здания. Курватуры трактуются как средство компенсации "провисания" горизонталей в зрительном восприятии. Впервые использована Иктином при строительстве храма Аполлона в Бассах. Является одним из главных выразительных приёмов, используемых в архитектуре античных культовых и общественных сооружений

 

Интерколумний – расстояние между соседними колоннами в колоннаде или портике в ордерной архитектуре

 

Амфипростиль - тип древнегреческого храма в антах на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд.Иначе называется двойным простилем. Амфипростиль — храм с двухсторонней ориентацией. Этот тип храма применялся нечасто. В Ансамбле Афинского Акрополя двухсторонняя ориентация храма Ники играет важную роль для организации общей композиции.

 

Экстенсивное распространение культуры – широкое распространение, захватывающее большую территорию

Мемориальная архитектура – сооружения, поставленные в память какого-либо события или в память о конкретном человеке

Простиль - прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада здания.

 

Перистиль – внутренний открытый двор в центре сооружения, ограниченный по периметру колоннами.

Полуциркульный свод (полуцилиндрический) - это свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всем протяжении. Криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор.

Тумулус  (лат. tumulus — «холм, бугор») — название вида мегалитических захоронений; купольная гробница, некрополь в виде кургана. Тумулус строился как подземная погребальная камера, крытая сводом из каменных блоков и сверху засыпанная землёй, с образованием насыпного высокого холма.

Форум - площадь в Древнем Риме, где сосредоточивалась общественная жизнь города.

Псевдопериптер - тип античного храма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стены.

Монолитно-оболочечная конструкция -  технологическое изобретение римлян, позволившее экономить дорогой строительный камень без ущерба для прочности сооружений: между двумя кирпичными стенами (оболочкой) помещали смешанный с раствором битый камень или щебень. Суть ее состоит в том, что римляне в отличие от греков не придавали ордеру конструктивное значение (колонна - как несущий элемент, опора), а рассматривали его лишь как часть декора здания, в то время как опорой стала стена, возводимая из кирпича и бетона.

Стук или стукко – первый искусственный строительный материал (плоские плиты), изобретенный римлянами: замешанная на бетоне мраморная крошка помещалась для застывания в опалубки. Применялся для облицовки кирпичных стен

Домус - древнеримское и древнеиталийское жилище, частное владение, усадьба

Атриум - (лат. atrium «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища домуса, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения.

Таблинум – кабинет хозяина дома в римском доме

Кубикула –спальня в римском доме

Триклиний –столовая в римском доме

Субструкция (от лат. substructio – основание) — опорная конструкция, служащая основанием той или иной части сооружения.

Купол покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария

Кессон (фр. caisson «ящик» от итал. cassetta «ящичек») — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Крестовый свод  - это свод образованный пересечением двух цилиндрических сводов под прямым углом; состоящий из четырех распалубок; служащий для перекрытия квадратного в плане помещения.

Неф – расстояние между колоннами христианского храма.

 

Апсида – полукруглый или граненый выступ восточной стены христианского храма.

 

Конха апсиды - перекрытие апсиды четвертью сферы

 

Трансепт - поперечная галерея, пересекающая христианский храм по центральной оси «юг-север» 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7