Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цивилизация «речная», восточного «закрытого» типа. Религия политеическая – связана с древними культами: поклонение силам природы, солнцу, животным; сильно развит культ мертвых.



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Цивилизация «речная», восточного «закрытого» типа. Религия политеическая – связана с древними культами: поклонение силам природы, солнцу, животным; сильно развит культ мертвых. 0.00 из 5.00 0 оценок




Додинастический период – сложение земледельческой культуры, формирование основ локальной египетской культуры, разложение родовой структуры. Следы материальной культуры – чрезвычайно редки, основные находки: керамика.

Раннее царство – Закрепление религиозных норм, форма религии – политеическая, поклонение силам природы, животным. Главное божество – Солнце, Амон Ра. Не менее важен Осирис – бог царства мертвых и его сестра-жена Исида – богиня природы. Их сын, сокол Гор, одно из олицетворений бога Солнца – божество, охраняющее власть фараона. Все искусство этого периода полностью связано с культом мертвых.

Архитектура – монументальная, масштабная. Погребальные сооружения - ступенчатые пирамиды-мастабы (лестницы). Самая значительная мастаба - фараона Джосера в Саккара (зодчий – Имхотеп).

Древнее царство – центр государства расположен в дельте Нила: Мемфис. Эпоха окончательного сложения и кристаллизации египетского искусства. Период расцвета египетского искусства.

Архитектура- Некрополь (кладбище) в Гизе – погребальные сооружения, имеют сходство с мегалитической архитектурой эпохи Бронзы: масштабные, из огромных каменных блоков. Тип конструкции – стоечно-балочная; пирамиды классического типа (четырехгранные). Самая масштабная классическая пирамида – пирамида фараона Хеопса (h=147 м). Сооружение монолитное. Внутри – две погребальные камеры (царя и царицы).

Среднее царство – центр государства переносится в глубь страны – Нут-Амон (Фивы). Большее значение приобретают правители номов (областей).

Архитектура – строительство скальных гробниц. Входы в гробницы оформлены колоннами - протодорическими: гранеными, цилиндрическими, с простыми плитами-капителями. Пирамиды строили из кирпича-сырца, облицовывали шлифованным камнем. Строительство заупокойных храмов нового типа – полускальные, часть храма врублена в скалу: сочетание гробницы и храма (заупокойный храм Ментухотепа 1 – Дейр-эль-Бахари). Пирамидный погребальный комплекс в Дашуре. Погребальный комплекс Аменемхета 111 – кирпичная облицованная пирамида, грандиозный заупокойный храм (72 тыс. кв.м.) новой планировки – лабиринт (греческое название от тронного имени фараона – Лабир).

Инженерные постройки – ирригационная система Фаюмского оазиса. Оборонные комплексы на завоеванных территориях.

Строительство городов – четкая центрическая планировка и разделение зон по социальному признаку.

Новое царство – 1560г. до н.э.: обретение государственной независимости после периода раздробленности и нашествия гиксосов. Столица – Фивы. Древний Египет – самое могучее государство древнего мира. Начало эпохи Нового царства – расцвет искусства.

Архитектура – строительство огромных храмовых комплексов, посвященных Амону-Ра. Планировка сооружений – развернутая по горизонтали, все элементы здания «нанизаны» на главную ось. Чем ближе к алтарю, тем меньше и темнее помещения. Вход в храм – ворота-пилоны, украшенные статуями правящего фараона. За воротами – внутренний двор для молитв основной массы верующих. Главный зал – гипостиль (многоколонный), с верхним светом и колоннами, тесно поставленными рядами. В Карнакском храме в гипостильном зале 144 колонны. Основной материал строительства – кирпич-сырец; колонны выполнены из камня. Стволы колонн украшены рельефами, иероглифами. Формы стволов – гладкие, цилиндрические; в виде свернутых свитков папируса (с легкими бороздками вдоль колонны). Капители – в виде лица в головном платке, в виде цветков лотоса или стеблей папируса.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари – строитель Сенмут; храм Амона-Ра в Карнаке – строитель Аменхотеп Младший; храм Амона-Ра в Луксоре, вход украшен аллей бараноголовых сфинксов – строитель Аменхотеп Младший)

Некрополи – в скальных массивах на западной стороне Нила (Долина царей): гробницы скрытые в толще скалы.

Амарнский период – очень короткий период: около 50-60 лет. Начало 14 в. до н.э. – последняя треть 14 в. до н.э. Правители –Аменхотеп 1У (Эхнатон), Сменхкара, Тутанхатон (Тутанхамон). Религиозная реформа – отмена Божественной девятки (старых богов в звериных обличиях), поклонение новому богу Солнца Атону, в виде солнечного диска с руками-лучами. Основная цель реформы – урезать власть жрецов и усилить власть фараона.

Архитектура - основание новой столицы – Ахетатона (Небосклон Атона) на значительном расстоянии от Фив. Единственный город Египта, имевший генеральный план: центр города – площадь, на которой располагался храм Атона (украшенный статуями Эхнатона) и дворец фараона. Планировка дворца уникальная: состоял из двух самостоятельных частей, соединенных между собой подвесной галереей. Одна часть – официальная, другая – частные покои царя и царицы. Остальная планировка города – поквартальная, по радиальным окружностям (кварталы ремесленников). Существовал не более 25 лет.

Прикладное и декоративное искусство. Высокий уровень обработки материалов, стилизации, экономичность и эстетичность решений. Мебель, керамика, посуда и украшения из гробницы фараона Тутанхамона – резной ларь, резное кресло, раздвижной табурет, резной комод; вазы из алебастра, украшения из золота и эмали.

Искусство второй половины Нового царства – стремление сохранить могущество Египта при фараонах династии Рамессидов. Рамсес II отвоевал Нубию, Переднюю Азию, Палестину. Возвращение столицы в Фивы.

Архитектура – Перестройка храма в Карнаке. Перестройка храма в Луксоре – пристроены ворота-пилоны и большой двор с внутренним портиком. Пилон украсили огромными статуями Рамсеса 11. Строительство огромного скального храма в Нубии – Абу-Симбела. Вход в скальный храм, высеченный в цельной скале, украшен гигантскими статуями фараона, высотой около 20м.

Построен заупокойный комплекс Рамсеса II – Рамессеум (дворец, заупокойный храм, службы).

Поздний период древнеегипетского искусства – экономическое положение государства ухудшается. Столица переносится из города в город (Бубастис, Саис). Искусство угасает, традиции размываются. Наступает глубокий кризис искусства.

Архитектура – масштабное храмовое строительство исчезает, нет средств даже на строительство новых гробниц (гробницы устраивают в старых, разграбленных или в старых храмах)

425 год до н.э. – год завоевания Древнего Египта персами. Потеря государственной независимости, завершение истории древнеегипетского государства.          

                      Задание:

1. Прочитать текст лекции.

2. Составить ассоциограмму по теме «Сравнение архитектуры  Шумера и Древнего Египта» на листе формата А4

3. Составить ассоциограмму по теме «Развитие архитектуры  Древнего Египта» - Древний Египет на листе формата А4

4. Срок сдачи ассоциограмм – до 4.10.2019

 

Древний Крит

1. Раннеминойский период – начало 3 тыс. до н.э.

2. Среднеминойский период – 2000-1400 гг. до н.э.

3. Позднеминойский период – 1400-1000 гг. до н.э.

 

Цивилизация «островная», западная, открытого типа. Минойская – по имени легендарного первого правителя Крита. Дворцовая, по особенностям государственного устройства: основная экономическая единица – дворец. Религия – поклонение Солнцу, силам природы; развит культ плодородия, связанный с поклонением женщине; религия (предположительно) матриархальная.

Неолитическая культура и раннебронзовая культура на Крите – интенсивно развивается прикладное и декоративное искусство. Наиболее распространенный орнаментальный мотив – свободная спираль, не заключенная в раппорты; имеет космогонический характер – отражает круговращение жизни.

Диминийская культура – орнамент в виде разорванных лент и космогонических спиралей.

 

Раннеминойский период – освоение острова, сложение земледельческой культуры нового типа (в основе средиземноморской триады – кустарниковые растения: виноград и оливки, ячмень). Развитие морского промысла и мореплавания. Сложение классовой структуры и государственности – рубеж 3-2 тыс. до н.э. 4 центра государственности на Крите – дворцы: Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро. Эпоха Старых дворцов. Форма управления – теократия: царь одновременно исполняет функции верховного жреца.

Архитектура – Тип конструкции – стоечно-балочная. Дворцовые сооружения уникальные в планировке: сложная, многоэтажная, лабиринтовая застройка с открытым центром-площадью. Оборонных сооружений не обнаружено (вероятно, это связано с обособленным островным положением цивилизации и мощным флотом, подавлявшим вторжение извне). Основа лабиринтовой планировки – древнейшая система центрической застройки древнейших поселений эпохи Неолита и ранней Бронзы: в центре поселения расположено пустое пространство (площадь для собраний, обрядов), по периметру в первом ряду расположены жилища наиболее значимых членов племени (вождя, жреца, старейшин), далее – по нисходящей: жилища остальных членов племени и хозяйственные застройки (литейные и керамические мастерские, кузни и т.д.)

Сооружения характеризует динамика – они растут и развиваются по мере роста потребностей живущих в нем людей и усложнения хозяйственных и социальных отношений.

Характерная черта критской архитектуры – в ней нет каноничности, массивности, математической законченности, свойственных архитектуре древневосточных цивилизаций. Типична привязка  к местности – к особенностям ландшафта.

Дворцы строились в течение долгого времени – столетиями, росли как живые организмы, поэтому уровень обработки материала в одном сооружении различен, а композиция (планировка) – очень сложная, лабиринтовая. Основной материал – камень, но применялось также дерево и сырцовый кирпич. Опоры – массивные, каменные, грубо обработанные.

Завершение периода «старых дворцов» - 17 в. до н.э. – сильное землетрясение, разрушение большей части построек.

 

Среднеминойский период - эпоха «Новых дворцов». 1700-1450 гг. до н.э. Период наивысшего расцвета минойской культуры и искусства – объединение Крита под властью Кносса, организация мощного флота, гегемония на Эгейском море, колонизация материковой Греции.

Архитектура – перестройка старых построек, разрушенных при катастрофе, увеличение масштабов Кносского дворца (10 тыс. кв.м.), внимание к организации комфорта (канализация, проточная вода, вентиляция). Опоры-колонны – цилиндрические, расширенные вверху, с округлой капителью и основой, окрашенные в насыщенно красный цвет. Капители окрашены в синий цвет. Сохранилось три этажа – подвальный (хозяйственный), полуподвальный (жилой), верхний (жилой и репрезентативный). Уровень строительства и обработки материала – высокий.

Позднеминойский период – 1450г до н.э. землетрясение и цунами - разрушение города на острове Фера, разрушение дворцов на Крите. Крит потерял главенство в Средиземноморье – власть захватили бывшие критские колонии с материка. Ахейцы правят Критом и побережьем под именем Миносов до конца 2 тыс. до н.э.

Архитектура – перестраиваются разрушенные дворцы, но масштабы строительства гораздо меньше, исчезает комфорт и пышность, сооружения становятся проще в планировке.

Микены

Время существования – 2 тыс. до н. э. Религия – поклонение силам природы, небу, как пережиток кочевых верований – поклонение небесным коням. Существует культ поклонения мертвым. Религия патриархальная, политеическая.  

Начало крито-микенской культуры. 17 в. до н.э. – время возникновения на материковой части Греции критских колоний: втягивание этой территории в орбиту торгового и культурного влияния Минойской цивилизации. Сложение раннеклассовой структуры общества и государственности (как и на Крите важную экономическую и политическую роль играют дворцы). Складываются ахейские царства. Центры ахейской Греции: Микены, Тиринф, Аргос, Спарта, Пилос.

Архитектура – наиболее типичное сооружение: цитадель, огромный оборонный комплекс, защищающий центр государства. Напоминают своими размерами и грубостью мегалитические сооружения ранней Бронзы: каменная кладка из квадров получила наименование «циклопической». Встречается полигоническая кладка.

Крепость в Тиринфе – толщина стен больше 4,5м, высота сохранившихся стен – 7,5м, блоки известняка, из которых сложены стены до 12т.

Крито-микенские дворцы (мегароны) – на высоком цоколе, двухэтажные; простая планировка: прямоугольное в плане сооружение, перекрытое двускатной крышей; вход – высокое крыльцо-портик, с колоннами опорами.

Погребальные сооружения – шахтовые гробницы толосы: восходят к курганным захоронениям эпохи Бронзы. Склепы выложены камнем, имеют столбы-опоры. Погребальные камеры – квадратные. Сверху перекрыты плитами и укрыты насыпями (дольмен). Встречаются толосы, имеющие ложные своды.

Декоративное и прикладное искусство – развита торевтика, наиболее распространенный орнамент: схематичная волна-меандр.

Время расцвета крито-микенской цивилизации – 15-13 вв. до н.э. Центры ахейской Греции: Микены, Тиринф, Аргос, Спарта, Пилос. Расширяется сфера влияния ахейских царств: захвачен и превращен в колонию Крит; появляется ахейский центр в Малой Азии - Троя.

Архитектура . Оборонная - «циклопическая», особое внимание уделяется украшению ворот акрополя: складывают из обработанного камня правильной формы – «квадров», укладывают ровными рядами. Конструкция ворот – стоечно-балочная. Украшение надвратной части – геральдическая группа на треугольной плите, изображающая животных-покровителей (Львиные ворота акрополя Микен). Погребальные комплексы Микен – шахтовые гробницы круга А и Б. Дворцовые сооружения – мегароны (сохранился дворцовый комплекс в Пилосе).

Декоративно-прикладное искусство – представлено оружием и керамикой. Микенская керамика в техническом отношении очень высокого качества: тонкий черепок, хороший обжиг, прочные краски. Формы – однообразные, нет плавных переходов от одной формы к другой. Украшение керамики – монохромные изображения стилизованного раппортного орнамента (спиралей или меандра, или геометрического орнамента простых форм).

Последний период развития крито-микенской цивилизации – 13-11 вв. до н.э. Нарастание экспансии со стороны северных греков-дорийцев. Подготовка к отражению нашествия – перестройка и обновление цитаделей. Войны за землю. Этнические перемены: греки-дорийцы вытесняют ахейское население на Киклады, Кипр. Старое ахейское население сохраняется в Аттике.

Начинается сложение новой общественной формы – полисной общины. Функции полиса – защита земли и населения от внешних притязаний и регулировка внутриобщинных отношений.

 

Задание:

1. Прочитать текст лекции по теме «Минойская и крито-микенская архитектура».

2. Выучить терминологию и хронологию из глоссария для решения аналитических тестовых заданий (тесты на соответствие) – срок сдачи тестовых заданий до 11.10.2019

3. Составить ассоциограмму по теме – «Сравнение Минойской и крито-микенской архитектуры» на листе формата А4

4. Срок сдачи ассоциограмм – до 11.10.2019

 

Древняя Греция

Хронологическая таблица

1. Гомеровский период                11-9 вв. до н.э.

2. Раннеархаический период       8 в до н.э.

3. Архаический период                7-6 вв. до н.э.

4. Классический период               5 в. до н.э. – последняя четверть 4 в. до н.э.

5. Эллинистический период         последняя четверть 4 в. до н.э.- 1 в. до н.э.

Культура Древней Греции – полисная, агональная(соревновательная). Религия антропоморфная, патриархальная, политеическая. Главная триада – Зевс, Посейдон, Аид.

База греческой культуры:

1. крито-микенская культура (ахейская) – предшественница греческой

2. ионическая культура (малоазийская, испытывающая сильное влияние ближневосточных традиций)

3. культура греков-дорийцев

Форма правления - рабовладельческая демократия; относительная политическая и личная свобода для граждан полиса.



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Цивилизация «речная», восточного «закрытого» типа. Религия политеическая – связана с древними культами: поклонение силам природы, солнцу, животным; сильно развит культ мертвых. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цивилизация «речная», восточного «закрытого» типа. Религия политеическая – связана с древними культами: поклонение силам природы, солнцу, животным; сильно развит культ мертвых.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)