Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация самостоятельной работы



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины «Социология»

 

ОПОП «Социальный менеджмент»

Направление (специальность) 39.03.02 Социальная работа

Кафедра Социальной работы

Форма освоения ОПОП:  очная, заочная

 

Общая трудоемкость – 4 (з.е.)

Всего учебных часов – 144 часа.

Курсовая работа _-__ сем.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

СЕМЕСТР

очная заочная
экзамен 2 3

 

 

Адреса электронной версии программы_umkd . donstu . ru__

 

Ростов-на-Дону

2019 г.

 

Введение

 

Целью дисциплины «Социология» является формирование современного социологического знания на основе достижений мировой и отечественной социологической мысли, развитие у студентов умения анализировать и прогнозировать протекание социальных процессов, аргументировано выстраивать логику собственного понимания различных социальных проблем современного общества.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- формирование способностей целостного понимания природы социального пространства и социальных процессов на основе анализа концепций различных научных направлений;

- выработка навыков всестороннего рассмотрения в фундаментальном и прикладном аспектах социальной ситуации как во всём мире в целом, так и в современном российском обществе в частности;

- развитие умения аргументировано и логично формулировать собственное видение различных сторон рассматриваемой социальной проблематики.

 

Данная дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с рядом других дисциплин, раскрывающих характер социально-педагогической деятельности и реализации здоровьесберегающих технологий. 

Изучается во 2 семестре на очном, в 3 семестре – на заочном отделении; по дисциплине предусмотрен экзамен.

Трудоёмкость освоения дисциплины составляет 144 часа.

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины «Социология», должны обладать следующими компетенциями:

 

 

Общекультурные компетенции     ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
      ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Общепрофессиональные компетенции   ОПК-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии
      ОПК-5 - способность учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан

 

Уровни освоения компетенций представлены в таблице:

 

ОК-2 Знать Уметь Владеть
Уровень 1 Важность понимания сущности общественных процессов для адекватного функционирования в социальной среде, основные закономерности общественно-исторического развития Анализировать различные социальные процессы и явления, выделяя в текущем событийном ряде определённые закономерности общественно-исторического развития Навыками анализа социальной информации, работы с разнообразными материалами, источниками
Уровень 2 Характер социальных проблем, с которыми сталкивается личность в условиях современного динамично развивающегося общества, а также  иерархический характер общих и партикулярных норм в различных контекстах социального взаимодействия Формировать и аргументировано обосновывать своё видение и понимание наблюдаемых социальных явлений и процессов, на основе понимания закономерностей общественно-исторического развития Навыками определения наиболее ключевых и перспективных источников социальной информации  для обеспечения возможности отслеживания глубинных причинно-следственных связей наблюдаемых социальных процессов и явлений
Уровень 3 О необходимости развития личной гражданской позиции как фактора достижения устойчивого развития общества, на основе знания содержания основных этических и правовых норм окружающей его социокультурной среды Поддерживать в устойчивом состоянии свою гражданскую позицию, в том числе  при готовности к диалогу с различными субъектами социального взаимодействия, придерживающихся иных мировоззренческих оснований Навыками формирования и поддержания устойчивой гражданской позиции, основанной на способности выявлять и адекватно понимать закономерности общественно-исторического развития
ОК-6 Знать Уметь Владеть
Уровень 1 Об элементарных нормах этикета, правилах межличностного взаимодействия Регулировать своё поведение с учётом существующих норм и ценностей, оценивать степень соответствия тех или иных вариантов действий общепринятым правилам Способностью к самоконтролю как внутреннему фактору социально приемлемого поведения
Уровень 2 Содержание основных этических и правовых норм окружающей его социокультурной среды Выстраивать собственную жизненную перспективу на социетальном уровне, в рамках существующих представлений о нормативно-ценностном порядке Навыками прогнозирования результатов своих действий на предмет определения их возможных противоречий с установленными в обществе этическими и правовыми нормами
Уровень 3 Об иерархическом характере общих и партикулярных норм в различных контекстах социального взаимодействия, а также об их социокультурных, этно-национальных, конфессиональных и иных различиях Поддерживать позитивные взаимодействия с другими индивидами и группами, основанное на понимании конвенциональности социальных практик, а также множетвенности контекстов социального взаимодействия Навыками установления позитивных формальных и неформальных связей в процессе взаимодействия с различным индивидами и группами, основанными на способности к пониманию возможных плюрализма и вариативности нормативных комплексов
ОПК-1 Знать Уметь Владеть
Уровень 1 Место и роль своей будущей профессиональной деятельности в системе социальных практик Применять получаемые знания и навыки на практике Получаемыми знаниями и навыками в достаточной для предпосылок профессионального роста степени
Уровень 2 О всех возможных смежных областях применения своих профессиональных знаний и навыков для повышения мотивации профильной деятельности Самостоятельно изыскивать возможности для профессионального роста Навыками и мотивацией к самообразованию и самосовершенствованию по профилю будущей профессии
Уровень 3 О возможных способах повышения социальной значимости будущей профессиональной деятельности Определять реалистичные перспективы конкретных сфер реализации своих профессиональных качеств Способностью к внесению обоснованных предложений по оптимизации содержания профессиональной деятельности и её социального статуса
ОПК -5 Знать Уметь Владеть
Уровень 1 Структуру современного российского общества, его этнический состав и социокультурные особенности Анализировать текущие социально-экономические, общественно-политические и др. процессы, характеризующие современное общество Способностью разбираться в общих закономерностях функционирования и развития общества как социальной системы
Уровень 2 Закономерности федерального, регионального и местного уровней функционирования социальной сферы Привлекать и использовать максимальное количество разнообразных источников социальной информации, позволяющих формировать собственную широкую перспективу видения факторов общественного развития Навыками организации и проведения конкретных эмпирических исследований на предмет определения особенностей поведения различных социальных групп и общностей, его мотивов, аттитюдов, а также факторов их формирования
Уровень 3 Специфику работы конкретных элементов социальной инфраструктуры, а также наиболее актуальные цели изадачи их деятельности по обеспечению социального благополучия граждан Принимать участие в организационно-управленческой деятельности, применяя полученные знания для повышения эффективности функционирования различных элементов социальной инфраструктуры  Навыками осуществления деятельности по повышению социального благополучия граждан с учётом этнического, стратификационного, социокультурного многообразия, отражающего особенности современного российского общества

Содержание дисциплины

 

Изучение дисциплины «Социология» предполагает освоение нескольких базовых дидактических единиц, отражающих различные тематические блоки рабочей программы.

1. Социологическая наука как часть социально-гуманитарного знания. Объект и предмет социологии. Специфика предмета социологии. Развитие предмета социологии в основных социологических парадигмах. Законы и категории социологии. Методология социологии. Роль общенаучных средств и методов в формировании социологического знания. Структура социологического знания. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Макросоциология и микросоциология. Функции социологии.

2. Характеристика системного подхода. Общество как сложная многоуровневая, социетальная система. Элементы социальной системы. Социальный статус и социальная роль. Виды статуса и статусно-ролевые наборы.

Понятие социальной общности как субъекта самостоятельного действия. Многообразие конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм общностей. Массовые общности и социальные группы. Квазигруппы: толпа, социальные круги, аудитории.

Социальные группы - основная форма социальных общностей. Различие между понятиями "социальная группа", "группа", "социальная общность". Виды социальных групп. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов: ингруппа и аутгруппа, референтные группы (нормативные и сравнительные). Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами: первичные и вторичные группы, малые и большие группы. Статистические и реальные группы.

Социальное действие. Виды социальных взаимодействий. Социальные контакты и социальные отношения.

Социальные институты. Основные виды социальных институтов. Условия возникновения и функции социальных институтов.

Понятие социальной организации. Виды организаций. Структура организации. Формальная и неформальная организация. Организация социальной сферы общества и её особенности.

3. Понятие социальной структуры и её компоненты. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики структуры общества. Социальная стратификация и социальная дифференциация.

Понятия «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа», «страта». Значение понятий «статус», «социальная позиция», «социальная роль».

Основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и др. понятия о количественных и качественных различиях форм стратификации.

Критерии стратификации, основные подходы (К.Маркс и М.Вебер). Исторические типы стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Профиль стратификации и стратификационный профиль. Методы изучения социальной структуры и стратификации: самоидентификация, метод объективных критериев, репутационный метод

Социальная мобильность: понятие, классификация. Основные факторы мобильности. Виды социальной мобильности. Теоретические подходы к анализу социальной структуры постсоветского общества.

Понятие среднего класса. Подходы к изучению и измерению среднего класса. Проблемы среднего класса в России.

Неравенство и проблемы повышения эффективности функционирования социальной сферы.

4. Специфика социологического подхода к изучению личности. Личность как источник социальной жизни, как ее элемент, как субъект социальных взаимодействий и социальных институтов.

Личность как индивид, включенный в различные виды социальных взаимодействий посредством своей деятельности.

Ролевая теория личности.

Социализация личности. Этапы социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Первичная социализация и ресоциализация (вторичная социализация). Агенты социализации, их функции.

Теории развития личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.).

5. Социализация и проблема отклоняющегося поведения. Понятие девиантного поведения. Виды социальных девиаций (пьянство, наркотизм, преступность и т.п.). Специфические черты различных форм отклоняющегося поведения и особенности их возникновения и проявления. Понятие, виды и механизмы социального контроля. Социальная работа в структуре механизмов социального контроля. Отклоняющееся поведение как объект социальной работы.

6. Социологическое измерение понятия «культура». Различные определения культуры. Культура как основа процесса социализации личности в любом обществе.

Понятие культурных элементов. Основные элементы: знаки и символы, закреплённые в языке, нормы и ценности, обычаи и традиции, обряды и ритуалы и т.п. Различие культур и их элементов. Культурные универсалии.

Основные виды и формы культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и народная культура. Массовая и поп-культура. Понятие субкультуры. Различные виды субкультур. Понятие контркультуры.

Виды и механизмы социо-культурной динамики. Процессы культурной ассимиляции и аккультурации. Конвергенция и дивергенция. Современные проблемы взаимодействия культур. Динамика культуры. Эволюционистское представление о развитии культуры. Концепция локально-исторических типов (Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер). П.Сорокин о смене различных типов культур. Восток и Запад в культуральном измерении.

Феномен культуры и специфика построения элементов социальной инфраструктуры

7. Понятие социальных изменений. Сущность, факторы, формы социальных изменений. Социальные изменений и типология обществ. Теории индустриального общества.

Теория модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Индустриальное и постиндустриальное общество. Переход индустриальной и техногенной цивилизации в информационную. Источники социальных изменений: рост населения, изменения в окружающей среде, перемены в области технологии и культуры. Народонаселение и социальные изменения, демографические процессы.

Представление о социальной напряжённости и социальных противоречиях. Конфликт как столкновение. Конфликт как высшая стадия развития противоречия. Понятие социального конфликта. Структура конфликта. Понятие субъектов и участников конфликта. Типология конфликтов.

Теория конфликта как одно из наиболее влиятельных направлений в западной социологии (Ч.Миллс, Р.Дарендорф, Л.Козер и др.).

Стадии конфликта. Полное и частичное решение конфликта. Методы преодоления конфликта.

8. Современная социально-экономическая и геополитическая ситуация в мире. Социальные изменения в контексте теории модернизации. Теория мировой системы. Проблемы центра и периферии. Процессы глобализации. Глобализация и становление постиндустриального (информационного) общества. Глобализация в экономике (ТНК) и её следствия. Глобализация в геополитике. Глобализация в сфере культуры. Россия в современных условиях. Этап социальной транзиции как феномен «запаздывающей модернизации». Отношения между Россией и Западом в свете концепции построения мировой системы. Включение нашей страны в глобализационные тенденции. Место России в мировом сообществе. Основные сценарии развития страны.

9. Место и роль прикладных (эмпирических) социологических исследований с в системе социологического знания.

 Понятие программы социологического исследования. Структура программы: методологический и методический разделы. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Измерение в социологии. Виды шкал. Понятие выборочной совокупности в социологическом исследовании. Формирование выборки, ее репрезентативность. Способы построения выборочной совокупности.

Понятие метода в социологии. Классификация социологических методов.

Количественные и качественные методы в социологии.

Верификация эмпирических фактов в социологическом исследовании. Обработка социологической информации.

Эмпирические социсследования в системе оценки степени социального благополучия граждан.

 

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает усвоение текущего материала, работу с литературой и источниками, а также подготовку творческих заданий (в форме докладов, рефератов и презентаций).

Тема 1.1. 1.1. Социология как наука. Объект, предмет, структура и функции социологии, её место в системе социально-гуманитарного знания

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Социология как наука: предыстория современное состояние. Структура социологии»

 

Тема 1.2. Общество как система. Характеристика основных элементов социальной системы

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Особенности системного подхода. Общество как социальная система»

 

Тема 1.3. Понятие и компоненты социальной структуры. Социальная стратификация и процессы социальной мобильности

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Понятие, критерии и формы социальной стратификации»

4. Подготовить доклад: «Понятие и виды социальной мобильности»

 

Тема 2.1. Понятие личности в социологии. Особенности процесса социализации нарушений в процессе социализации личности

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Соотношение понятий «индивид» и «личность»».

4. Подготовить доклад: «Понятие и особенности процесса социализации»

 

Тема 2.2.Социализация и проблема отклоняющегося поведения. Понятие и виды социальных девиаций

1. Усвоение текущего материала.

2. Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Специфические черты асоциальных форм отклоняющегося поведения и особенности факторов их возникновения»

поведения и особенности их применения»

 

Тема 2.3. Социология культуры. Социокультурное многообразие

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3. Подготовить доклад: «Специфика социологического подхода к феномену культуры».

4. Подготовить доклад: «Культурные элементы. Виды культуры»

 

Тема 3.1. Понятие, виды и факторы социальных изменений. Социальные изменения и социальный конфликт

1. Усвоение текущего материала.

2. Подготовка к практическим занятиям.

3.Подготовить доклад: «Основные факторы социальных изменений».

4. Подготовить доклад: «Понятие и виды конфликта. Социальный конфликт и его решение»

 

 

Тема 3.2 Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе 1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3.Подготовить доклад «Глобализация: pro et contra».

4. Место России в мировом сообществе: основные подходы и сценарии развития»

 

Тема 3.3. Прикладные (эмпирические) социологические исследования. Возможности научного анализа социальной сферы

1. Усвоение текущего материала.

2.Подготовка к практическим занятиям.

3.Подготовить доклад «Виды эмпирических исследований в социологии и их особенности».

4. Подготовить доклад: «Организационно-методологические аспекты подготовки и проведения эмпирических исследований»

 

 

План семинарских занятий по дисциплине

«Социология»

Семинар № 1

« Социология как наука. Объект, предмет, структура и функции социологии, её место в системе социально-гуманитарного знания ».

 

Цель– понимать сущность и значение социологи как науки, определять её объект и предмет цели и задачи, место в системе социально-гуманитарных дисциплин; рассмотреть её предысторию, становление и развитие, а также структурное строение.

Контрольные вопросы

1. Характеристика объекта социологической науки.

2. Социально-философские предпосылки социологии.

2. Проблемы определения предмета социологии: основные подходы.

3. Взаимодействие социологии с другими науками.

4. Категории социологии. Социологические законы.

5. Основные социологические парадигмы.

6. Структура социологии.

7. Макросоциология.

8. Микросоциология.

9. Теории среднего уровня.

10. Отраслевые социологические теории.

11. Функции социологии.

 

Семинар № 2

«Общество как система. Социоструктурные образования»

Цель– анализ особенностей системного подхода к изучению закономерностей общественного развития, определение базовых элементов общества как сложной социальной системы, характеристика её элементов и т.п.

Форма проведения группового занятия - семинар.

 

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы - текущая работа оценивается по трехбальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Понятие и специфика системного подхода в науке.

2. Системный подход в современной социологии

3. Общество как социальная система.

4. Понятие и виды социальной структуры.

5. Социальный статус и социальная роль.

6. Социальная общность и социальная группа.

7. Виды социальных групп. Этническое, общественно-экономическое, социокультурное многообразие общностей и групп.

8. Понятие и виды социальных взаимодействий, их специфика.

9. Понятие социального института.

10. Условия возникновения и основные функции социальных институтов.

11. Социальные организации.

 

Семинар № 3

«Социальная стратификация и социальная мобильность: понятия, критерии, виды и факторы, характеристики»

Цель– анализ основных факторов формирования и развития различных форм отклоняющегося поведения, определение причинно-следственных связей девиаций.

Форма проведения группового занятия - семинар.

 

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы - текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Соотношение понятий «социальная стратификация» и «социальная дифференциация».

2. П.Сорокин и его роль в разработке теории стратификации и мобильности.

3. Основные критерии стратификации.

4. Понятие профиля стратификации и стратификационного профиля.

5. Исторические типы стратификации.

6. Функционалистское и конфликтологическое понимание природы социального неравенства.

7. Понятие «социальная мобильность». Виды и формы социальной мобильности.

8. Основные каналы и факторы социальной мобильности.

9. Скорость и интенсивность процесса социальной мобильности.

10. Дискуссии о среднем классе в современном российском обществе.

 

Семинар № 4

«Понятие личности и процесс социализации. Социальный контроль и проблема девиации»

Цель – анализ понятия «личность», закономерностей её формирования; отклоняющегося поведения как результата нарушений в процессе социализации, а также механизмов функционирования социального контроля.

 

Форма проведения группового занятия - семинар.

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы - текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Понятия «индивид» и «личность».

2. Личность как объект и субъект социального воздействия

3. Понятие и особенности социализации как процесса.

4. Формы и стадии социализации.

5. Понятие институтов и агентов социализации, их виды.

6. Нарушения процесса социализации и отклоняющееся поведение. Понятие десоциализации.

7. Виды отклоняющегося поведения.

8. Понятие, виды и институциональные механизмы социального контроля.

9. Социальный контроль и система обеспечения социального благополучия граждан.

 

Семинар № 5

«Феномен культуры и специфика социологического подхода к его пониманию»

Цель – анализ культуры как совокупности элементов, усвоенных человеком в определённом социуме, специфики основных культурных элементов, а также видов и форм культуры.

 

Форма проведения группового занятия - семинар.

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы - текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» –студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» –за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» –ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Понимание культуры в социологии.

2. Основные подходы к определению культуры.

3. Культура как основа социализации личности. Институты культуры.

4. Элементы культуры. Культурные универсалии.

5. Виды и формы культуры.

6. Субкультура и контркультура. Молодёжная культура.

7. Динамика культуры: аккультурация и ассимиляция.

8. Эволюционизм о развитии культуры.

9. Концепция локальных культур.

10. Проблема «культурного лага».

 

Семинар № 6

«Социодинамика: понятие, основные факторы и механизмы. Типология обществ и теории модернизации»

Цель – определение понятия «социальные изменения», анализ разнообразных форм их проявления, а также основных факторов; анализ социальных изменений и типологии обществ, основных подходов к переходу от одного типа к другому6 теории модернизации.

 

Форма проведения группового занятия - семинар.

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы - текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Понятие социальных изменений.

2. Виды социальных изменений.

3. Механизмы социальных изменений: эволюция и революция.

4. Источники и основные факторы социальных изменений.

5. Структурно-функциональный подход к социальным изменениям.

6. Конфликтологическое понимание.

7. Технологический и нетехнологический базисы социальных изменений.

8. Концепция социального прогресса. Теория модернизации.

9. Типология обществ, наиболее распространенные подходы.

10. Постиндустриальное общество. Информационная цивилизация.

 

 

Семинар № 7

«Социальный конфликт: природа, виды, способы решения»

Цельанализ природы социальных противоречий, факторов их возникновения и перехода в состояние конфликта; классификация конфликтов и особенности различных их видов; определение структуры конфликтного взаимодействия и способов решения конфликтов.

Форма проведения группового занятия - семинар.

 

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы –текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Понятие конфликта, его природа.

2. Понятие социального конфликта, его проявления.

3. Причины социального конфликта.. Конфликт и социальные изменения.

4. Марксизм о социальном конфликте.

5. Функционализм о социальном конфликте.

6. Теория конфликта (Ч.Миллс, Р.Дарендорф, Л.Козер).

7. Виды конфликтов.

8. Функции социального конфликта.

9. Стадии конфликта.

10. Способы решения конфликтов, их особенности.

 

Семинар № 8

«Особенности социодинамики на современном этапе: процессы глобализации и их специфика. Место России в мировом сообществе»

 

Цельопределение специфики процессов социальных изменений на современном этапе, характеризующихся как расширением глобализационных тенденций, так и их противоположности; анализ возможного места России в мировом сообществе, наиболее возможных сценариев развития.

Форма проведения группового занятия - семинар.

 

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы –текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» –студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» –за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» –ставится за прочное знание темы при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной – двух).

3 балла – «отлично» – ставится за точное и прочное знание материала темы. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном ответе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

Контрольные вопросы

1. Проблемы центра и периферии в однополярном мире.

2. Теория мировой системы.

3. Понятие глобализации как характеристики современного состояния в мире.

4. Экономический аспект глобализации.

5. Политический аспект глобализации.

6. Культурный аспект глобализации.

7. Глобализация в контексте теории модернизации.

8. Россия в условиях глобализационных тенденций: плюсы и минусы.

9. Место России в мировом сообществе. Основные сценарии развития страны.

10. Международный исламский терроризм как реакция на противостояние «Север – Юг».

11. Россия в глобализационной экономике и геополититке.

12. Глобализация и проблемы социальной идентичности в России.

 

 

Семинар № 9

«Понятие и виды эмпирических исследований в социологии. Основные методы исследований и их особенности»

 

Цельанализ основных видов эмпирических исследований в социологии; структуры и содержания программы исследования, а также наиболее распространённых методов и особенностей их применения.

Форма проведения группового занятия - семинар.

 

Критерии оценивания работы и выставляемые оценки или начисляемые баллы – текущая работа оценивается по трех бальной системе:

0 баллов – «неудовлетворительно» – студент не усвоил основного содержания темы.

1 балл – «удовлетворительно» – за знание темы с заметными проблемами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

2 балла – «хорошо» – ставится за прочное знание темы при малозначите



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Организация самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)