Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Гигиенические требования к школьным учебникам, учебным пособиям и школьно-письменным принадлежностям.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ: Учебные пособия (учебники, наглядные пособия, школьно-письменные принадлежности) должны отвечать гигиеническим требованиям, обеспечивающим создание благоприятных условий для ра­боты.

Бумага учебников должна быть белой или слегка желтоватого оттенка. Цветная, а также серая бумага снижает контрастность между бумагой и текстом, что вызывает быстрое утомление глаз и ведет к общему утомлению. Учебники должны быть напечатаны на бумаге плотной, матовой, без глянцевитости и просвечиваемости. Просвечиваемость, обусловливая видимость печатных знаков обратной стороны, нарушает естественный цвет бумаги, затемняет ее и затрудняет чтение. Высокое качество бумаги позволяет дольше сохранять книгу в чистоте. Учебники, напечатанные на рыхлой и шершавой бумаге, быстро изнашиваются, загрязняются и могут служить причиной распространения инфекционных заболеваний.

От качества бумаги зависит четкость печати, которая определяется в значительной степени цветом и насыщенностью типографской краски, последняя должна быть черной и не блестящей.

Шрифты, применяемые для издания учебников, должны иметь простое очертание и разные размеры, определенные для учебников различных возрастных групп учащихся. Минимальная высота шрифта в школьных учебниках и детских книгах для учащихся первых классов должна быть не менее 2,8 мм, а в букварях и азбуках — 3,5 — 4,5 мм. Учебники для учащихся II, III, IV классов печатаются шрифтом от 2,0 — 2,5 мм. Высота шрифтов в школьных учебниках, предназначенных для учащихся средних и старших классов, составляет 1,7 — 1,75 мм, а ширина — не менее 0,25 мм.



Расстояние между словами (апрош) должно быть не менее 4 мм в учебниках для учащихся I и II классов, 3 мм — в учебниках III и IV классов и 2 мм — в учебниках для учащихся среднего и стар­шего школьного возраста. Текст, набранный с меньшим апрошем, затрудняет зрительное восприятие, удлиняет процесс чтения. Расстояние между строками (интерлиньяж) должно быть не менее 2,8 мм. Меньший интерлиньяж затрудняет зрительное восприятие, так как при чтении текста строки сливаются.

Учение И. П. Павлова об анализаторах. Значение анализаторов. Общие свойства и закономерности их деятельности: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация. Взаимодействие анализаторов.

Ответ: Внешний мир, окружающий человека, познается посредством органов чувств. Органы чувств воспринимают не только раздражения, идущие от внутренней среды организма. В результате раздражения органов чувств в больших полушариях головного мозга возникают ощущения, восприятия, представления. Только через ощущения человек ориентируется в окружающей среде. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал анализаторами. Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатки глаза. Центростремительных нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора. Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела.

Роль анализаторов в познании окружающего мира. Физиологический идеализм. Теория отражения. «Ошибки» органов чувств и их устранение. Практика как критерий достоверности информации, получаемой о внешнем мире с помощью анализаторных систем организма.

Методы изучения анализаторов. Классификация рецепторных образований. Общие свойства и закономерности их деятельности: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация. Взаимодействие анализаторов.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора. Световоспринимающий аппарат глаза. Строение сетчатки. Различия функции палочковых, колбочковых клеток. Механизмы фоторецепции. Цветовое зрение. Нарушение цветовосприятия.

Светопреломляющий аппарат глаза. Построение изображения на сетчатке. Преломляющая сила глаза. Аккомодация, сила аккомодации, ее механизм. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, причины, их вызывающие. Острота зрения.

Бинокулярное зрение. Пространственное зрение.

Адаптации зрительного анализатора.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7