Структура и функция дыхания у детей и подростков.
Ответ: Возрастные особенности у детей. Дыхание – физиологический процесс газообмена между организмом человека и окружающей средой. Значение дыхания заключается в обеспечении окислительно-восстановительных процессов в организме, процесса звукообразования, обоняния. В процессе дыхания принято различать четыре стадии: 1) обмен газов между средой и легкими («легочная вентиляция»), 2) легочное дыхание (обмен газов между альвеолами легких и кровью), 3) транспорт газов кровью (осуществляется с помощью кровеносной системы), 4) клеточное дыхание (в клетках на мембранах митохондрий при участии кислорода происходит синтез АТФ). Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и дыхательных органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание(рис. 1). К воздухоносным путям относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Органы дыхания легкие состоят из бронхиол иальвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен малого круга кровообращения. Рис. 1 Общий план строения дыхательной системы
В носовую полость поступает воздух через ноздри, где он согревается(охлаждается), увлажняется и очищается. Полость носа разделена перегородкой и выстлана слизистой оболочкой, образованной мерцательным эпителием. Многочисленные жесткие волоски, а также снабженные ресничками эпителиальные клетки служат для очистки вдыхаемого воздуха от твердых частиц. В верхней части носовой полости лежат обонятельные рецепторы. В носовую полость открываются носослезный канал, каналы гайморовой ифронтальной пазух. В первые годы жизни дыхание у детей через нос затруднено. Носовые ходы у них уже, чем у взрослых, и окончательно они формируются к 14-15 годам. Далее воздух попадает в верхнюю часть глотки – носоглотку, которая соединяется с полостью среднего уха при помощи евстахиевой труб. Благодаря этому давление с обеих сторон барабанной перепонки одинаковое. У детей носоглотка относительно широкая и короткая, а евстахиева труба располагается низко. Поэтому заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в среднее ухо через короткую евстахиеву трубу. Гортань лежит между трахеей и корнем языка и состоит из 6-ти хрящей: щитовидного, черпаловидного, перстневидного, рожковидного, надгортанника, рожковидного. Самым большим хрящом является щитовидный. Он состоит из двух пластинок, сходящихся под углом. У детей щитовидный хрящ имеет форму дуги и развит слабо. В 10-12 лет в месте соединения пластинок щитовидного хряща появляется угол – кадык. - дыхательную (через гортаньпроходит вдыхаемый ивыдыхаемый воздух), - голосообразовательную (навыдохе в результате сокращениямышц гортани голосовые связкинапрягаются, воздух заставляет ихколебаться, и возникает звук). - защитную (во время глотания гортань поднимается к верху, языкнадавливает на хрящ гортани – надгортанник, который опускается вниз изакрывает вход в гортань). Трахея (дыхательное горло) начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи. Стенкаее образована соединительной тканью и имеет хрящевой скелет, представленный полукольцами (стенка, примыкающая к пищеводу, образованафиброзной связкой для лучшего прохождения пищевого комка по пищеводу). Трахея делится на два бронха. Правый бронх обычно короче и шире левогои является непосредственным продолжением трахеи. Левый бронх отходит подуглом, близким к прямому. Поэтому чаще всего инфекционные заболеванияпоражают правый бронх и правое легкое. Инородные предметы чаще такжепопадают именно туда. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкиетрубки (бронхиолы), самые мелкие из которых - конечные бронхиолы являютсяпоследним элементом воздухоносных путей. Легкие – парный орган, имеющий форму конуса и находящийся в груднойполости. Правое легкое короче и шире, состоит из трех долей, левое – уже идлиннее, состоит из двух долей и имеет сердечную вырезку. Внизу легкиеприлегают к диафрагме. Основной структурной единицей легкого является ацинус – разветвленияконечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуютуглубления-альвеолы. Такая структура легких увеличивает их дыхательнуюповерхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Стенки альвеолсостоят из одного слояэпителиальных клеток иокружены легочнымикапиллярами. Внутренняяповерхность альвеолыпокрыта поверхностно-активным веществомсурфактантом, котороепрепятствует спадению(слипанию) стенок альвеолпри дыхании за счётснижения поверхностногонатяжения плёнки. Каждое легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Наружный листок плевры изнутри выстилаетгрудную клетку, внутренний – покрывает легкое. Щель между листкаминазывается плевральной полостью. При движении грудной клетки внутреннийлисток обычно легко скользит по наружному. Давление в плевральной полостивсегда меньше атмосферного (отрицательное), благодаря чему легкие пассивноследуют за грудной клеткой, изменяя свой объем. Поможем в ✍️ написании учебной работы
Читайте также: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |