Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Возрастные особенности органов выделения. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний систем мочевыделения.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ: Строение почек и их значение. В процессе диссимиляции в организме образуются продукты распада, которые подлежат выведению: диоксид углерода, вода, соли, мочевина, мочевая кислота, ацетоновые тела и др. Основная роль в их выведении принадлежит специализированным органам выделения - почкам.

Почки - парные органы, расположенные в брюшной полости с обеих сторон позвоночника. Правая почка лежит несколько ниже левой. Они имеют бобовидную форму, вогнутый край их обращен к позвоночнику и имеет выемку - ворота почек, где проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы и мочеточник. Почка покрыта капсулой из соединительной ткани. На разрезе почки выделяют два слоя: наружный темно-красный - корковый, в котором расположены почечные тельца, и внутренний, более светлый - мозговой, в котором проходят почечные канальцы. Канальцы образуют пирамиды, разделенные прослойками коркового вещества. Расширенной частью пирамиды прилегают к корковому веществу, вершиной - к центру почки, где располагается почечная лоханка. Ее суженный конец переходит в мочеточник, который впадает в мочевой пузырь.



Нефрон - структурная и функциональная единица почки. В его состав входит капсула Шумлянского, состоящая из однослойного эпителия и образующая двухслойную чашу. В эту чашу погружен Мальпигиев клубочек, имеющий около 50 капиллярных петель. Между стенками капсулы находится полость, от которой в корковом слое начинается извитой мочевой каналец первого порядка. Выпрямляясь, он переходит в мозговой слой. Здесь каналец образует петлю Генле и вновь возвращается в корковое вещество, переходя в извитой каналец второго порядка. В дальнейшем он выпрямляется и впадает в собирательную трубочку. Трубочки сливаются друг с другом и открываются общими протоками на вершинах пирамид почечными сосочками. Длина одного нефрона 35-50 мм. В каждой почке их насчитывается около 1 млн. Общая длина всех канальцев 70-100 км, а их поверхность составляет 6 м2.

Почки богато снабжены кровеносными сосудами. Вступая в почку, почечная артерия ветвится на мелкие сосуды, которые заканчиваются артериолами, входящими в капсулу нефрона. Приносящая артериола в полости капсулы распадается на капилляры, образуя Мальпигиев клубочек. Затем капилляры клубочка вновь сливаются в артериолу, которая выходит из капсулы. Эта артериола называется выносящим сосудом, по нему кровь оттекает от клубочка. После выхода из капсулы артериола вторично разветвляется на капиллярную сеть, густо оплетающую извитые канальцы первого и второго порядка. Далее капилляры сливаются в вены, которые, соединяясь, образуют почечную вену, впадающую в нижнюю полую вену. Следовательно, в почке артерии дважды распадаются на сеть капилляров, несущих артериальную кровь: на капилляры, образующие Мальпигиев клубочек в капсуле, и капилляры извитых канальцев. Но моча образуется только в извитых канальцах, где артериальная кровь капилляров превращается в венозную

Недостаточное соблюдение личной гигиены может привести к инфици­рованию мочевыводящих путей и развитию в них воспали­тельного процесса. Способствовать заболеванию могут остри­цы, паразитирующие в кишечнике и заползающие в отдельных случаях в мочеиспускательный канал. Определенную роль в возникновении инфекционно-воспалительного процесса может играть редкое и нерегулярное мочеиспускание у детей старше­го возраста, привыкших долго «сдерживаться». Часто воспа­лительному процессу в мочевыводящих путях предшествует переохлаждение ребенка, снижающее его сопротивляемость к всевозможным инфекциям.

У грудных детей акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми усилиями. Ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря с 6–12 месяцев, с этого возраста возможно обучение гигиеническим навыкам. Детей сажают на горшок через 10–15 мин после очередного приема пищи и сразу же после сна. При правильном воспитании здоровые дети к концу 1 – началу 2 года жизни просятся на горшок.

Большое значение имеет отношение взрослых к обучению ребенка навы­кам опрятности: при безразличном отношении, а часто и, на­против – при слишком активной заинтересованности и давлении на ребенка становление этого навыка может задерживаться. Очень важно, чтобы «приучение к горшку» не было связано у ребенка с отрицательными переживаниями – в противном слу­чае нередко развиваются тревожные и протестные реакции, привычка надолго задерживать мочеиспускание.

Своевременная смена мокрых пеленок приучает детей к чистоплотности, ускоряет выработку у них условных рефлексов на мочеиспускание. В последние годы доказано, что использование одноразовых подгузников не задерживает формирования навыков опрятнос­ти у ребенка и не провоцирует воспалительных заболеваний мочевыводящих путей при условии правильного их использо­вания. Одноразовые подгузники должны быть высокого каче­ства («дышащие»), регулярно меняться по мере загрязнения. Их использование должно сочетаться с гигиеническим уходом за кожей: своевременным подмыванием, использованием дет­ского крема, масла и др.

По достижении ребенком го­товности к использованию горшка от одноразовых подгузни­ков рекомендуется постепенно отказываться.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7