Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ



2019-12-29 1261 Обсуждений (0)
История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что должностные преступления получают все большее распространение. Данные виды преступлений являются составной часть коррупционных преступлений. Возрастающие масштабы коррупционной преступности несут реальную угрозу безопасности государства и общества. При совершении таких преступлений, представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Совершенное должностное преступление умаляет авторитет, престиж и значимость государственной власти, в том числе в глазах общества. Социум принимает такое поведение должностных лиц, как нормальное и приемлемое, что ошибочно.

Среди данных преступлений высока доля латентных преступлений, которая представляет реальную, но скрытую или незарегистрированную часть фактически совершенных преступлений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с нормальным порядком несения государственной и муниципальной службы, которые подвергаются посягательствам в случае совершения должностными лицами должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ.

Предметом выступают нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Степень научной разработанности. Изучение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления  в современной российской правовой науке является многоаспектным предметом научного исследования.

 Базой для изучения данных преступлений послужили учебные пособия  Балеева С.А., Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И, а также Кругликовой Л.Л. и Ф.Р. Сундурова Ф.Р., И.А. Тарханова И.А. К отдельным вопросам понятия должностных преступлений обращались: Волженкин Б.В., Здравомыслов Б.В., Утевский Б.С.. Изучением видов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ занимались: Кадников Н.Г., Маклакова Е.В,  Плехова О.А.

Цель исследования – изучение общей характеристики и видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Достижение поставленной цели определяет ряд следующих задач:

1. Изучение истории развития законодательства о преступлениях, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Определение понятия и особенностей должностных преступлений.

3. Изучение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Анализ конкретных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местно самоуправления.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают основные принципы диалектики – развития и историзма; общенаучные подходы – системный, генетический; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации. При изучении проблематики работы автор опирался на специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, и другие. В работе использованы в комплексном сочетании методологические средства, идеи и концепции, разработанные в современном уголовном праве России и зарубежных стран, в истории отечественного государства и права.

Эмпирическая база исследования включает широкий круг документов, которые можно классифицировать следующим образом: нормативные правовые акты Российской Федерации; иные опубликованные источники; судебная практика, которая представлена постановлениями и определениями высших судебных органов Российской Федерации; учебные пособия, статьи из периодических изданий и электронные информационные ресурсы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.

 

Глава 1. Основные положения о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ

Предупреждением должностных преступлений начали заниматься еще в период IX столетия на Руси. Князья выдавали воеводам уставные грамоты, которые являлись некими должностными полномочиями. По такой «должностной инструкции» воевода ни в чем не ограничивался кроме размера налогов, взимаемых с населения [1].

Уже на этапе становления государственности Руси появилась ответственность за злоупотребления, совершаемые должностными лицами. Такими преступлениями являлись: превышение власти и использование ее в корыстных целях, взяточничество. Исключительно интересы государства являлись объектом правовой охраны. Если вред был причинен князям, воеводам и другим знатным людям, то наступала ответственность. На Руси объем полномочий обычно определялся правителем.

Судебником 1497 г. было запрещено получение материальных ценностей должностным лицом, осуществляющим правосудие – посул [2]. Некоторые авторы находят упоминание посула в других документах Руси. Так, например большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной Грамоты 1397 г., последняя переработка которой производилась между 1462 и 1471 гг [3].

Время абсолютизма повлекло за собой значительную череду изменений. Суд начал руководствоваться Соборным уложением 1649 г., но должностная преступность только продолжала расти.

В период Петра I начало процветать взяточничества. Правитель был озабочен верностью и добросовестностью государственных служащих, что внес значительные изменения в уголовное законодательство об ответственности за должностные преступления. Так, Указом от 23 августа 1713 г. Пётр I ввёл наряду с получением взятки уголовную ответственность за дачу взятки [4].

Так же в этот период Петром I, были созданы правоохранительные органы – фискалы, которые осуществляли контроль за деятельностью должностных лиц [5].

5 февраля 1724 г. Пётр I издаёт очередной Указ об ответственности за совершение должностных преступлений, где объектом этого преступления он указывает интересы государства и государственной службы. Смертная казнь с конфискацией всего имущества – наказание за такое преступление [6].

Можно сказать, что в это время должностная преступность являлась не только преступлениями для низовых звеньев власти. Ужесточение наказание и увеличение числа актов, регулирующих должностную преступность, не пошли на пользу Российскому государству.

Следует отметить, что ответственность за должностные преступления является направлением государственной политики в период правление Екатерины II в развитии уголовного законодательства, регулирующего должностную преступность. Так, ею был создан Совестный суд, который обеспечивал охрану неприкосновенности личности, ограждение её, от всякого рода должностных злоупотреблений. По мнению научных исследователей, это послужило барьером для административного и судебного производства [7].

Следующий шаг в развитии уголовного законодательства об ответственности за должностные преступления – издание Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В этом акте были закреплены такие должностные преступления, как мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо благ за совершение законных действий (бездействия) по службе (ст.401) и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо благ за совершение по службе незаконных действий (ст.402) [8].

Уложением 1845 г. регулировалось и превышение должностных полномочий, то есть виновное совершение должностным лицом действий по службе, на которые оно не было уполномочено ни законом, ни распоряжением органа власти.

Принятие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в новой редакции 1866 г. значительно не изменило содержания правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, а лишь вызвало критику и замечания по совершенствованию законодательства.

В 1860-1870 гг. в России были проведены буржуазные реформы, что послужило поводом для изменения, дополнения и исправления Уложения в 1885 г. Оно содержало раздел «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» который устанавливал ответственность чиновников, должностных лиц и служащих за превышение власти, за небрежное хранение, за пользование, растрату, присвоение, недостачу вверенных материальных ценностей, за подлог по службе, взяточничество. Отдельно содержались такие составы преступления, как  получения взятки лично чиновником или через кого-либо - взятки-вознаграждения. Взятка, совершенная путем вымогательства, различалась в зависимости от ее мотивов, условных прикрытий и т.д. В Уложении предусматривалась ответственность и за дачу взятки [9].  

Период перестройки также отразился на уголовном законодательстве, регулирующем ответственность за должностные преступления. Так, было принято новое Уголовное уложение 1903 г., которое давало законодательное определение служащего, указывая, что «служащим почитается всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского, или иного стража, или служителя, или лица сельского или мещанского управления» [10].

Уложение также обеспечивало охрану принципа разделения властей. В связи с этим, поведение должностного лица, препятствующее законной деятельности представителя власти, являлось уголовно наказуемым [11].

Отметим, что построение демократического, справедливого и правового государства являлось целью всех правителей. Издание и усовершенствование актов, дополняющих регулирование уголовной ответственности за должностную преступность, является важным шагом на пути к минимизации таких преступлений. 

Начало ХХ века ознаменовалось отсутствием кодифицированного акта, регулирующего ответственность за должностные преступления. Источниками уголовного права являлись на то время обращения правительства к населению, постановления съезда Советов, декреты (например, декреты СНК от 24 ноября 1917 «О суде». 8 моя 1918 г. « О взяточничестве»), наказы местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, инструкции Наркомюста, а также судебная практика. Для реализации намерений была основана Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая имела право принимать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми учреждениям, должностными лицами и гражданами [12].

Уголовный кодекс 1922 г. является первым кодифицированным законодательным актом, который устанавливал ответственность за злоупотребление властью и трактовал определение должностного лица. Согласно данному акту. Должностное лицо – это лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач [13].

Определение должностного лица было дано в соответствии с настроем государственной власти. Ученые замечают, что в советское время под должностными лицами понимали всякого служащего, который, занимая определенное место, выполняет задачи государственного характера. Такими служащими могли быть как сторожи, так и лица занимающиеся перепиской бумаг [14].

По УК РСФСР от 1922 г. должностные преступления относились к деяниям, направленным против нового порядка. Кодекс выделял две формы злоупотребления должностными полномочиями - мздоимство и лихоимство. При отягчающих обстоятельствах совершения должностного преступления виновному грозил расстрел [15].

УК РСФСР 1960 г. во многом повторял советское законодательство, действовавшее ранее. Но выделить отличительные признаки все-таки удается. Так, в определении понятия «должностное лицо» акцент сделан на функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а не на место его работы, а система должностных преступлений включала в себя злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог [16].

Однако развитие законодательства в сфере борьбы с должностной преступностью продолжилось. Так, были изданы нормативные акты, вносящие дополнения и изменения в существующее законодательство по должностным преступлениям, ужесточающие наказание (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 г. «Об усилении об уголовной ответственности за взяточничество») [17].

 Существенное изменение законодательство о должностных преступлениях претерпело 1 января 1997 г. Уголовный кодекс РФ именовал должностные преступления преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые регулируются гл. 30.

Таким образом, сделаем вывод. Должностные преступления пытались пресечь еще со времен Руси. Однако, первое законодательное закрепление одного из должностных преступлений – посула, произошло Судебником 1497 г.

Видов должностных преступлений с каждой эпохой становилось все больше, а наказание – строже. Злоупотребление должностными полномочиями в дореволюционный период совершались различными способами, такими как: использование должностных полномочий в корыстных целях, взяточничество, мздоимство, лихоимство, использование лицом своего служебного положения, самовольное присвоение власти и т.д.  Так, в петровскую эпоху смертная казнь с конфискацией всего имущества грозила виновному в преступлении по службе.

Должностные лица, чиновники, прокуроры, судьи, иными словами служащие, находящиеся на государственной или общественной службе, имеющие специальные полномочия являлись субъектами преступления по службе.

Впервые понятие «должностного лица» было сформулировано Уголовным уложением 1903 г., согласно которому: «служащим почитается всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского, или иного стража, или служителя, или лица сельского или мещанского управления».

Нужно отметить, что объект преступления начал формироваться в начале XVIII века, которым являлись интересы государства и государственной службы. Но впоследствии в объект включалась деятельность всего государственного аппарата, общественные блага, а также личность с правами и свободами. 

 

1.2. Понятие, содержание и отличительные особенности должностных преступлений

В российском и зарубежном законодательстве четко не сформулировано определения должностного преступления. Многие научные деятели пытались унифицировать данное понятие и законодательно его закрепить.

Именно должностная преступность – это общемировая проблема.

 На западе ученые разделились на несколько лагерей. Одни именуют должностные преступления «преступления белых воротничков».  Данное определение было введено в 1939 году  Э.Х. Сатерлендом – известным американским криминологом. Термин подразумевает под собой желание и стремление к получению в процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами людьми, уважаемых обществом и обладающих высоким положением в обществе, как в социальном, так и в экономическом плане. Другая группа ученых называет должностные преступления «служебными». Это понятие было введено в конце 19 века в Великобритании. Такое наименование должностных преступлений происходит от того, что Западе уголовное право определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих . И, наконец, третья группа ученых определяет такие преступления как «преступлениями общественного положения», так как субъект преступления имеет должностные полномочия и занимается государственной службой на благо общества [18].

В советское время проблема определения должного преступления являлась полем для научных дискуссий. С каждым десятилетием трактовка исследуемого понятия эволюционировала и претерпевала изменения.

Работа по определению должностного преступления началась в 20-х годах ХХ века. Основоположник советского уголовного права А.Н. Трайнин выработал свою теорию. Под должностными преступлениями он понимал посягательства на правильное течение государственной (общественной) службы, исполнителями которого могу быть только должностные лица [19].

 Его точку зрению разделяли многие научные деятели вплоть до середины ХХ века.

Определение подверглось дополнением советским юристом, профессором Б.С. Утевским, который предположил, что к должностным преступлениям относятся деяния, посягающие на управление государством и социалистическим хозяйством и субъектами этих преступлений могут быть рабочий на фабрике и рядовой колхозник в колхозе [20].

В те времена его предположение подверглось яростной критике среди юристов, так как немногие разделяли такую точку зрения на определение должностного преступления, к которым могли относиться деяния, совершенные рабочим, колхозником и т.п.

Определение, которое стало использоваться всеми учебными пособиями в 50-70-х годах 20 века  выработано такими учеными, как В.Ф. Кириченко, В.Д. Меньшагин , А.Б. Сахаров, В.И. Соловьев , Б.В. Здравомыслов, М.Д. Лысов. Ими сформулировано понимание должностных преступлений как деяний, посягающих на деятельность государственного аппарата (в широком смысле), совершаемых лицами, использующими при этом свое служебное положение [21].

Сегодня определение должностного преступления выработано доктринально.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относятся к должностным преступлениям. Под ними нужно понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения и  регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда [22].

Действующий УК РФ  относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Важно сказать, что название раздела X УК РФ не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т. е. публичной власти в целом [23].

Сущность рассматриваемых преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Выделяются следующие особенности должностных преступлений:

Во-первых, специальный субъект преступления. Предпосылкой должностных преступлений является служебное положение – ответственность за строго очерченный круг дел. Должностное лицо занимает определенное служебное положение и обретает служебную компетенцию, которая передается ему на легальных основаниях государственными органами, государственными и негосударственными предприятиями и организациями, а также общественными организациями [24].

Во-вторых, прямая взаимосвязь со служебным положением.  Должностное лицо, которое получило определенную компетенцию, обладает властью. Такое лицо должно в пределах своих полномочий осуществлять власть и обязанности.

Данная взаимосвязь со служебным положением проявляется в том, что:

- преступление совершается именно с использованием преимуществ служебного положения, т.е. лицо использует свое влиятельное служебное положение и выгодные возможности для совершения преступления;

- при совершении преступления лицо использует должностные полномочия вопреки интересам службы, в ущерб интересам нормального и правильного функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы.

В-третьих, специфика объекта преступления. Объектом должностного преступления является нормальная работа государственных органов, а также их авторитет и неподкупная репутация. Когда лицо совершает должностное преступление, то он наносит урон правильной деятельности государственных органов и умаляет ее авторитет.

В-четвертых, наличие среди форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное преступление может быть совершено как в форме действия (то есть активное поведение человека), так и бездействия (пассивное поведение человека, при котором он, будучи обязан исполнить определенную обязанность, и имея возможность исполнить ее, не исполняет эту обязанность). Как утверждает Голубев В.В., действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее [25].

Некоторые авторы выделяют и иные особенности должностных преступлений. Так, например:

- они влекут за собой существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, либо создают реальную угрозу такого нарушения.

- у преступника имеется умысел на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы.

- наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности [26].

Таким образом, мы приходим к следующему выводу. Определение должностного преступления с каждым годом претерпевало изменения. Активная работа по трактовке данного понятия началась в советские годы. 

Исследуемое понятие должностного преступления до сих пор не приведено к единой форме, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.  

В учебной литературе под должностным преступлением чаще всего понимают преступления, которые посягают на нормальную и правильную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением.

 В УК РФ исследуемые преступления обладают определенными особенностями и закреплены в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

 

 

 

 

 



2019-12-29 1261 Обсуждений (0)
История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития законодательства о преступлениях, предусмотренных гл. 30 УК РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)