Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления



2019-12-29 442 Обсуждений (0)
Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день в уголовной доктрине нет единого мнения на счет видов преступлений, которые составляют систему служебных и должностных деяний. Этот вопрос усложняется и тем, что в науке существует множество мнений по поводу отграничения служебных и должностных преступлений. Этот вопрос остаётся дискуссионным.

Гл. 30 УК РФ регулирует ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственной службы и службы в органах местного самоуправления. «Эти преступления причиняют ущерб функционированию и репутации органов государственной власти и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления», - считает Здравомыслов Б.В. [27]

Как уже отмечалось выше, субъектами должностных преступлений являются не только должностные лица. Так, должностное лицо является субъектом преступления по ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 287, 289, 290 и 293 УК РФ, а другие государственные служащие и служащие органов местного самоуправления - ст. 288, 292 и 292.1 УК РФ. В связи с этим, авторы считают, что данную группу преступлений следует именовать служебными преступлениями в сфере государственной власти [28].

Но не все преступления необходимо включить в эту группу. Например, дача и получение взятки не являются служебными и должностными преступлениями, потому что субъект преступления – вменяемое физическое лицо достигшее возраста 16 лет. Это иные преступления в сфере государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые совершаются лицами, не являющимися служащими государственных органов и местного самоуправления, но содействующие совершению должностного преступления.

Наряду с должностными преступлениями широко известно понятие коррупционных преступлений. Преступления, предусмотренные г. 30 УК РФ, нередко относят также и к коррупционным преступлениям.

Так, Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 237-ФЗ « О противодействии коррупции» подтверждается относимость должностных преступлений к коррупционным [29].

Согласно ч.1 ст.1 данного закона, коррупцией является система деяний, которые предусмотрены УК РФ. В частности, ст.285 и 290 УК РФ, а также иных деяний, которые определяются как «использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц».

К коррупционным деяниям отнесены «незаконное предоставление выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (яркий пример - дача взятки) и все указанные деяния, совершенные «от имени или в интересах юридического лица».

Существует множества точек зрения на определение понятие коррупции. Приведем самые известные из них.

По мнению Комиссарова В.С, коррупцией является разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях [30].

«Коррупция — это сложное социально-правовое явление, которое связанно с подкупом лиц, находящихся на государственной или общественной службе, получением ими дополнительных доходов, благ и привилегий за совершение умышленных действий или бездействия (в том числе в интересах третьих лиц) вопреки интересам государства и общества», - так считает Овчинский В.С. и Овчинский С.С. [31]

Коррупция — это противоправное общественно опасное явление, характеризующееся подкупом-продажностью должностных лиц и на этой основе корыстным использованием ими в личных или корпоративных интересах должностных полномочий, а также связанных с ними возможностей, наносящее существенный урон авторитету государственных органов [32].

Так, коррупция является опасным общественным явлением, разлагающим государственный аппарат и подрывающее основы его нормального и правильного функционирования.

Чаще всего определение коррупции связано с системой деяний (государственных служащих (должностных лиц), заключающихся в корыстном использовании своей власти (служебных прав и властных полномочий, занимаемого положения, возможностей, статуса) для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп [33].

Бесспорно, коррупция – это негативное социально-правовое явление.

На базе определения коррупции основных ее признаков в структуре преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, авторы выделяют следующие подсистемы преступлений:

Во-первых, собственно корупционных преступлений.

Так, в нее должны входить различные виды незаконного использования физическим лицом своего должностного (служебного) положения в целях извлечения имущественных выгод для себя или других лиц либо в интересах юридического лица, а именно,

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3), превышение должностных полномочий (ст. 286), если все эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц; незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1), при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Во-вторых, преступления, создающие условия для совершения коррупционных преступлений.

 К таким преступлениям относится: дача взятки (ст. 291), означающая умышленное содействие совершению коррупционного преступления (получению взятки); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1); а также нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3), превышение должностных полномочий (ст. 286), неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1), если все эти преступления совершены не в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц. Перечисленные преступления облегчают, помогают, подталкивают или создают иные условия для совершении коррупционных преступлений.

Данную группу можно определить как иные, некоррупционные преступления против интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления, содействующие совершению коррупционных преступлений либо служащие основанием для их совершения или прикрытием последних.

Эту группу можно подразделить на подгруппы, т.е. на преступления:

а) содействующие коррупционным преступлениям и совершаемые лицами, не являющимися специальными субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ (состав дачи взятки – ст. 291 и посредничества во взяточничестве – ст. 291.1);

б) служащие основанием или прикрытием коррупционных преступлений, совершаемые должностными лицами или иными государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (все иные преступления данной группы).

В-третьих, иные должностные преступления некоррупционного характера, причиняющие или создающие опасность причинения крупного ущерба, тяжких последствий или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

К таковым можно отнести преступления, предусмотренные ст. 286.1, 287 («Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации») и ст. 293 («Халатность») [34].

Исходя из всего вышесказанного, уголовно – правовая наука до сих пор не выработала единого понятия системы должностных преступлений. В связи с этим в доктрине должностные преступления разделяют на группы по иным основаниям.

Так, критерием разделения преступлений на группы может являться субъект. Некоторые авторы делят преступления на деяния, совершенные должностным лицом, а также деяния, совершенные государственными служащими и служащими органов местного самоуправления.

Должностные преступления нередко соотносят с коррупционными.

Уголовно-правовой науке известна классификация должностных преступлений, критерием которой является основные признаки коррупции.

 



2019-12-29 442 Обсуждений (0)
Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)