Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конкретные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местно самоуправления




Глава 30 УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);

- внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

- злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ);

- превышение должностных полномочий (ст. 286);

- неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ);

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

- получение взятки (ст. 290);

- дача взятки (ст. 291);

- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);

- мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ);

- служебный подлог (ст. 292);

- незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ);



- халатность (ст. 293).

У должностных преступлений есть единый родовой объект – общественные отношения, по обеспечению нормальной деятельности государственного аппарата и охраняемых законом права и интересы граждан.

Видовой объект должностных преступлений – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную, т.е. соответствующую закону, деятельность властного публичного аппарата органов государственно власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в ВС, других войсках и иных воинских формированиях РФ. 

В роли непосредственного объекта авторы выделяют общественные отношения по обеспечению, основанной на законе и других нормативно-правовых актах, нормальной деятельности соответствующего звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или же муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, дру­гих войсках и воинских формированиях РФ [35].

Данные преступления могут иметь дополнительный объект. Так,  дополнительным объектом могут являться законные интересы граждан или организаций (ст. 285, 286 УК); здоровье (ч. 3 ст. 286 УК); жизнь (ч. 2 ст. 293 УК); собственность (ст. 285, 286, 293 УК).

Следует сказать о предмете преступления, так как некоторые составы предусматривают его в качестве обязательного признака. Так, информация (документы, материалы, аудио- и видеозаписи), предоставляемая Федеральному Собранию (ст. 287 УК); деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (ст. 290, 291 УК); официальные документы (ст. 292 УК).

Объективная сторона должностных преступлений выражается в посягательстве на нормальную деятельность органов власти, управления или местного самоуправления путем как действия, так и бездействия (например, халатность, злоупотребление должностными полномочиями).

Должностные преступления с материальными составами (ст.285, 286, 288, 293 УК РФ) имеют обязательные признаки объективной стороны - 1) общественно опасное деяние; 2) общественно опасные последствия (не только материальный ущерб, но и иной вред: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе) и 3) причинно - следственная связь между деянием и последствиями.

А преступления с формальными составами (ст.287, 289, 290, 291 УК РФ) имеют такой обязательный признак объективной стороны, как совершение общественно опасного деяния.

Объективная сторона абсолютного большинства должностных преступлений проявляется в том, что они совершаются, во-первых, либо с использованием служебных полномочий, либо благодаря занимаемому виновным служебному положению, во-вторых, они совершаются вопреки интересам службы.

Существует несколько позиций на счет определения, были ли преступления совершены с использованием должностного положения. Так, использование служебного положения означает совершение действий, которые не входят в должностную компетенцию лица. Вторая позиция – когда лицо занимает определенную должность и выполняя определенные обязанности в рамках своих полномочий, обладает авторитетом и имеет связи с другими должностными лицами и в связи с этим способен оказывать на них влияние. Значит, использование своего должностного положения – это использование всех прав и фактических возможностей, которыми обладает лицо, находясь на определенной должности [36].

Совершение деяния вопреки интересам службы означает то, что должностное лицо совершает действия, которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и нормальной деятельности отдельных структурных звеньев этих органов и управлений, поскольку нарушают их деятельность, причиняют им существенный вред, ущемляют законные права и интересы граждан.

Преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ сконструированы по типу как материальных (ст. 285, 285.4, 286, 286.1, 288, 293 УК РФ), так и формальных составов (ст. 285.1, 285.2, 285.3, 287, 289, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1 УК РФ).

Следует сказать, что общественно опасные последствия могут иметь как материальный, так и нематериальный характер. Например, при совершении преступлений, предусмотренных ст.285, 286, 288 и др. всегда наступает нематериальный вред, выражающийся в причинении существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, подрыве авторитета органов власти. Особо квалифицирующие составы предусматривают более тяжкий вред, а ч.2 ст. 293 предусмотрен физический вред [37].

Обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом является причинная связь между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий.

Субъективная сторона исследуемой группы преступлений характеризуется преимущественно умышленной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. С неосторожной формой вины совершается только халатность (ст. 293 УК РФ).

Мотив и цель не всегда могут являться обязательным признаком субъективной стороны, но при злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге в качестве обязательного признака субъективной стороны законом предусмотрены  «корыстная или иная личная заинтересованность» - стремление извлечь имущественную выгоду или избавиться от материальных затрат без завладения чужим имуществом (в противном случае, деяние будет квалифицироваться как хищение). А иная личная заинтересованность означает стремление получить выгоду неимущественного характера, в основе которого лежат соображения карьеризма, протекционизма и т.п[38].

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями невозможна, если действия виновного не связаны с корыстной или иной личной заинтересованностью.

Авторы отмечают, что при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности действия виновного в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге, в зависимости от конкретных обстоятельств, необходимо относить к дисциплинарным проступкам. Злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица и халатность, если при совершении этих действий не наступили последствия, которые отражены в законе, также следует рассматривать как дисциплинарный проступок [39].

Должностные преступления могут быть совершены только специальным субъектом – должностным лицом (за исключением дачи взятки и посредничества во взяточничестве, а также присвоение полномочий должностного лица). Признаки должностного лица детально описаны в Постановлении Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»[40].  

Понятие должностного лица раскрывается в примечании к ст. 285 УК. В соответствии с этим примечанием субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут быть:

а) должностные лица, не занимающие государственных должностей Российской Федерации или ее субъектов (ч. 1 примечания);

б) лица, занимающие государственные должности Российской Федерации (ч. 2 примечания);

в) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации (ч. 3 примечания);

г) государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые несут ответственность, предусмотренную некоторыми статьями гл.30 УК РФ (ч. 4 примечания).

Законодатель также выделяет должностных лиц Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований государства (п. 1 примечания ст. 285 УК).

Так, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Начнем с понятия «представитель власти». Согласно ст.318 УК РФ, представитель власти – это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц.

Распорядительные полномочия — это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе (представитель власти может вообще не иметь подчиненных). [41] Представителями власти являются депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ и т.д.

Организационно-распорядительные же функции по общему правилу реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают, например, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины. Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить заведующий кафедрой государственного вуза.

Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его фактических и правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. Эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п.

Нередки случаи, когда должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Они носят распорядительный характер, ибо предоставленные должностному лицу полномочия позволяют самостоятельно решать вопросы, отнесенные к его компетенции.

Соответственно, лицо является должностным, если выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях , а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Ответственность за должностное преступление исключается, если данные функции осуществляются в других организациях, коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением.

В Бюллетене Верховного суда Российской Федерации указано, что не могут признаваться должностными лицами поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности [42].

В примечании также закреплено, что должностное лицо может осуществлять свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию.

Постоянное осуществление функций – это занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное — также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.). Полномочие называется специальным, потому что предполагает четкое и конкретное определение действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (например, принять участие в деятельности государственной комиссии по расследованию причин аварии) [43]. Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 подчеркнул, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что эти функции возложены на данное лицо законом, нормативным актом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Фактическое выполнение лицом должностных функций при отсутствии надлежаще оформленного специального полномочия исключает ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ [44].

Названные признаки должностного лица (представитель власти, выполнение организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, по специальному полномочию) присущи всем четырем категориям лиц, указанных в примечании ст. 285 УК, и характеризуют субъект преступлений, предусмотренных рассматриваемой главой Кодекса [45].

К лицам, занимающим государственные должности РФ, примечание 2 относит лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ и т.д. Перечень должностей закреплен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы [46]. 

Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, согласно ч.3 примечания, устанавливаются конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Как правило, прямо указываются в специальных законах субъектов РФ (например, Закон Курской области от 06.10.2006 N 64-ЗКО «О государственных должностях Курской области») [47]. Это - президенты республик, губернаторы, главы администраций и др.

Следующая категория лиц - государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, то есть лицо находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления и не обладает полномочиями должностного лица.

Под главой органа местного самоуправления следует понимать предусмотренное уставом данного муниципального образования выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, которое избирается населением либо представительным органом данного муниципального образования в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта РФ [48].

Этими лицами являются  выборные лица на территории муниципального образования, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на этой территории, которые наделяются компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Данная категория лиц может нести ответственность по статьям рассматриваемой главы только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса, к числу которых следует отнести ст. 288 и 292 УК РФ.

Важно сказать, что не являются субъектами анализируемых преступлений работники государственных или муниципальных учреждений, выполняющие профессиональные или технические обязанности. Если же наряду с этими обязанностями на них в установленном порядке возложено выполнение организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица. Например, врач за злоупотребление полномочиями, связанными с незаконными направлением на госпитализацию, привлекается к ответственности по ст. 285-293 УК РФ, так как здесь совершаются юридически значимые действия, порождающие права и обязанности других лиц [49].

Подводя итог, нужно сказать, что гл.30 УК РФ регулируется 17 составов преступлений, относящихся к преступлениям, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

У должностных преступлений есть единый родовой объект – общественные отношения, по обеспечению нормальной деятельности государственного аппарата и охраняемых законом права и интересы граждан.

Видовой объект должностных преступлений – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную, т.е. соответствующую закону, деятельность властного публичного аппарата органов государственно власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в ВС, других войсках и иных воинских формированиях РФ. 

В роли непосредственного объекта авторы выделяют общественные отношения по обеспечению, основанной на законе и других нормативно-правовых актах, нормальной деятельности соответствующего звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или же муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, дру­гих войсках и воинских формированиях РФ.

Преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ сконструированы по типу как материальных (ст. 285, 285.4, 286, 286.1, 288, 293 УК РФ), так и формальных составов (ст. 285.1, 285.2, 285.3, 287, 289, 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1 УК РФ).

Субъективная сторона исследуемой группы преступлений характеризуется преимущественно умышленной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. С неосторожной формой вины совершается только халатность (ст. 293 УК РФ).

Для некоторых преступлений в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает мотив, например, ст.285 УК РФ.

Должностное преступление может быть совершено только должностным лицом, в соответствии с примечанием к ст. 2885 УК РФ, к ним субъектам преступления относятся: должностные лица, не занимающие государственных должностей Российской Федерации или ее субъектов; лица, занимающие государственные должности Российской Федерации; лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации; государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. 

 

 

Заключение

Проведенное научное исследование предоставило возможность сформулировать ряд  положений о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

1. Предупреждением и пресечением должностных преступлений занимались еще со времен Руси. Однако, первое законодательное закрепление одного из должностных преступлений – посула, произошло Судебником 1497 г.

Видов должностных преступлений с каждой эпохой становилось все больше, а наказание – строже. Злоупотребление должностными полномочиями в дореволюционный период совершались различными способами, такими как: использование должностных полномочий в корыстных целях, взяточничество, мздоимство, лихоимство, использование лицом своего служебного положения, самовольное присвоение власти и т.д. Так, в петровскую эпоху смертная казнь с конфискацией всего имущества грозила виновному в преступлении по службе.

Субъектами преступлений по службе в то время были должностные лица, чиновники, прокуроры, судьи, иными словами служащие, находящиеся на государственной или общественной службе, имеющие специальные полномочия. Понятие должностного лица нельзя было обнаружить в законодательных актах до 1903 года. Впервые данное понятие было  сформулировано Уголовным уложением.

2. В российском законодательстве не сформулировано определения должностного преступления. В учебной литературе под должностным преступлением понимают преступления, которые посягают на нормальную и правильную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением.

Должностные преступления имеют следующие особенности: специальный субъект преступления; прямая взаимосвязь с должностным положением; специфичность объекта преступления; наличие среди форм преступления действия и бездействия.

3. Проблемой уголовно-правовой науки является разработка единой системы (классификации) должностных преступлений. Доктринально исследуемые преступления разделяют по различным основаниям. Так, например, критерием разделения может служить субъект преступления. Уголовно-правовой науке известна классификация должностных преступлений, критерием которой является основные признаки коррупции.

4. Должностные преступления  имеют единый родовой объект – общественные отношения, по обеспечению нормальной деятельности государственного аппарата и охраняемых законом права и интересы граждан.

Совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность властного публичного аппарата органов государственно власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в ВС, других войсках и иных воинских формированиях РФ – является видовым объектом.

Непосредственный объект -  общественные отношения по обеспечению, основанной на законе и других нормативно-правовых актах, нормальной деятельности соответствующего звена публичного аппарата управления в лице государственных органов и т.д.

Исследуемые преступления сконструированы по типу как материальных так и формальных составов. И могут быть совершены как в форме действия, так и бездействия.

Субъективная сторона характеризуется преимущественно умышленной формой вины.  Мотив не всегда является обязательным признаком ( за искл. ст 285 УК РФ). Должностное преступление может быть совершено только должностным лицом, понятие которого раскрыто в примечании к ст. 285 УК РФ.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7