Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 5. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема определения понятия «готовность к школьному обучению». Характеристика составляющих готовности к обучению: физическая и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность. Психофизиологические основания разной готовности семилетних детей к учебной деятельности. Компоненты психологической готовности: интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая. Признаки готовности: превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения, овладение общественно выработанными способами познания предметов, преодоление эгоцентрических установок (по Д.Б. Эльконину). Мотивационная готовность: формирование внутренней позиции школьника (Л.И. Божович).

Проблема диагностики готовности ребенка к школьному обучению. Экспериментальные исследования Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, В.А. Недоспасовой, посвященные выявлению показателей, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе. Способы объективной оценки школьной зрелости. Причины школьной незрелости: вербализм, тревожность, демонстративность, гиперактивность и др. Проблемы школьного обучения детей шести лет.

Задания к практическому занятию №1 по теме 5.

1. Самостоятельно изучить вопросы, связанные с новообразованиями дошкольного возраста. Подготовить краткие сообщения.

2. Самостоятельный поиск экспериментальных исследований интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Н.И. Гуткина, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина).

Практическое занятие №1 по теме 5 (2 часа)

План проведения практического занятия:

Вопросы для обсуждения.

1. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

2. Представления о психическом развитии в отечественной психологии (работы А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина).

3. Возникновение ориентировочных действий у детей в исследовании Н.Н. Поддъякова.

4. Способы ориентации в дошкольном возрасте: экспериментирование, моделирование.

5. Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению в исследованиях Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой.

После обсуждения теоретических вопросов студентам предлагается психологическая задача: определите общий уровень умственного развития ребенка 7 лет и его психологические особенности по рисунку человека (каждому студенту предлагается диагностический материал).

Задания к практическому занятию №2 по теме 5.

1) Раскрыть содержание компонентов личностной готовностью ребенка к школе (по Дубровиной).

2) Самостоятельный поиск экспериментальных исследований интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Н.И. Гуткина, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина).

    Практическое занятие №2 по теме 5 (2 часа)

    План проведения практического занятия:

    Вопросы для обсуждения.

1. Мотивационная готовность ребенка к школе.

2. Социально-психологическая готовность ребенка к школе.

3. Готовность произвольной сферы дошкольника к школьному обучению.

4. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению в исследованиях Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой.

В конце занятия проводится проверочная письменная работа, направленная на оценку усвоения студентами материала темы 5.

Задания для студентов:

- охарактеризуйте составляющие готовности к школьному обучению;

- раскройте содержание компонентов психологической готовности к школе;

- перечислите признаки готовности к обучению (по Д.Б. Эльконину).

Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лекция (2 часа)

Исследования изобразительной деятельности ребенка (И. Люке, Э. Нейман, Н.А. Рыбников, Ф. Гуденаф, А.Ф. Лазурский). Стадии развития детского рисунка (по К. Ричи). Современные критерии оценивания детских рисунков. Типы детей рисовальщиков. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка. Функции детского рисунка. Задачи художественного воспитания. Конструирование как универсальная деятельность. Экспериментирование и моделирование как способы ориентации в дошкольном возрасте. Виды конструирования в детском возрасте. Две точки зрения в психологии на понимания роли сказки в жизни ребенка. Закон эмоциональной реальности фантазии Л.С. Выготского. Восприятие сказки как деятельность. Б. Бетельхейм о психотерапевтическом воздействии сказки на ребенка. Формы элементарного труда. Этапы развития самостоятельности ребенка-дошкольника (по Д.Б. Эльконину).

Задания к практическому занятию №1 по теме 6.

   Самостоятельно разработать алгоритм психологического анализа детских рисунков на основе теоретических исследований изо-деятельности дошкольника.

Практическое занятие №1 по теме 6 (2 часа)

План проведения практического занятия:

Вопросы для обсуждения.

1. Картина мира в детских рисунках.

2. Психологический анализ детских рисунков.

   Работа в группах. Студентам предлагается проанализировать рисунки дошкольников по составленному алгоритму.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 5. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)