«Географическое положение и природа страны определяют ее историческую судьбу»; «географическое положение и природа оказывают значительное влияние на судьбу страны»? На Ваш взгляд, какое из двух положений наиболее приемлемо к характеристике истории России. Аргументируйте свою точку зрения.
ОК 3
2.
Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?
ОК 3
3.
«Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. Но, тем не менее, эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации Золотой Орды. Дмитрию Донскому пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и платить дань монголо-татарам. В чем же тогда значение Куликовской битвы?
ОК3
ОПК 6 (часть)
4.
Главное в развитии любого государства – экономика. В то время, как все страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра I пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?
ОК 3
ОК 5
6.
В ХIХ в. в России появляется новый социальный слой – интеллигенция. Подумайте, почему интеллигенцию нельзя было назвать «сословием», как все остальные группы российского общества?
ОК 5
7.
На рубеже Х1Х−ХХ вв. в России существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность основной части населения страны и подлинный расцвет культуры. Как могли существовать такие противоположности в одной стране, обществе?
ОК 5
ОПК 6 (часть)
Задачи творческого уровня (образец).
№
п/п
Задание
Код компетенции
1.
Россия – евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказывало на ее историю?
ОПК 6 (часть)
2.
После смерти Мстислава Великого (1132) все княжества Руси вышли из повиновения Киеву. Казалось бы, такая раздробленность вредила и единству, и развитию. Однако историк Б.А. Рыбаков считает, что феодальная раздробленность − это не распад, не регресс, не движение вспять, а прогрессивная эволюция. Разве такое возможно?
ОК 3
3.
«Железный натиск с Запада и неожиданный ураган с Востока столкнулись на территории Русского государства, и оно лишилось самостоятельности. Почему эта богатая, прекрасная страна не оказала должного сопротивления соседям, не превосходившим ее ни в технике, ни в экономике, ни в культуре, особенно в сравнении с «ураганом с Востока»?
ОК 3
ОПК 6 (часть)
4.
Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства ради убийства. Однако самая страшная существенная характеристика опричнины заключается в том, что Иван Грозный, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем держалась их уверенность?
ОК 3
5.
Давая оценку деятельности Петра I, часто говорят: «Он много сделал для России!». Согласимся с этим. Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России (а именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования) сократилось в годы царствования Петра Великого на 25−40%?
ОК 5
6.
Историк П.Н. Милюков, характеризуя время правления Петра I, указывал, что это была «реформа без реформатора». Чем мотивировал он свое замечание?
ОК3
ОК 5
7.
Известно, что реформы – дело хлопотное и неблагодарное. Почему же на их широкомасштабное проведение решились император и правящая элита? Согласны ли вы с точкой зрения, что это был вынужденный шаг, под угрозой крестьянского бунта? Подумайте, чем же эта серия реформ отличалась от предыдущих и последующих, что удостоилась наименования «эпохи Великих реформ»?
ОК 5
8.
В период столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина по рукам и ногам.
ОК 5
ОПК 6 (часть)
Критерии оценивания .
Критерии
Баллы
Задания репродуктивного уровня
Обучающийся демонстрирует знание фактического материала (базовых понятий, фактов) и умение правильно использовать специальные термины и понятия в рамках определенного раздела дисциплины.
«зачтено»
Обучающийся демонстрирует незнание фактического материала (базовых понятий, фактов) и не умеет правильно использовать специальные термины и понятия в рамках определенного раздела дисциплины.
«не зачтено»
Задания реконструктивного уровня
Обучающийся демонстрирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей.
«зачтено»
Обучающийся не умеет синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей.
«не зачтено»
Задания творческого уровня
Обучающийся демонстрирует умения интегрировать знания различных областей и аргументировать собственную точку зрения.
«зачтено»
Обучающийся не умеет интегрировать знания различных областей и аргументировать собственную точку зрения.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...