Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация тестов по предмету диагностирования 7 страница



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Классификация тестов по предмету диагностирования 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Шкала лжи ( L) — оценивает искренность испытуемого.

2. Шкала достоверности ( F) — выявляет недостоверные от­веты. Чем больше значение по этой школе, тем менее достовер­ны результаты.

3. Шкала коррекции (К) — сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Базисные шкалы

1. Ипохондрии ( Hs) — "близость" испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками мед­лительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обста­новки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. Депрессии ( D). Высокие оценки имеют чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятель­но, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впада­ют в отчаяние.

3. Истерии (Ну ). Эта шкала выявляет лиц, склонных к нев­рологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средст­во избегания ответственности. Все проблемы разрешаются ухо­дом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться значительнее, чем они есть на самом де­ле, обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

4. Психопатии (Р d)- Высокие оценки по этой шкале свиде­тельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди агрессив­ны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и цен­ностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбу­димы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

 6. Паранойяльности ( Ptl). Основная черта людей с высоки­ми показателями по этой шкале — склонность к формирова­нию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно наса­ждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

7. Психастении ( Pt). Диагносцирует лиц с тревожно-мни­тельным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

8. Шизоидности ( Sс,). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повсе­дневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа являет­ся сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной хо­лодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

9. Гипомании ( Md). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от об­стоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадо­стны. Они любят работу с частыми переменами, охотно конта­ктируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неус­тойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

По данным тестирования вычерчивается личностный про­филь испытуемого (см. рис. 3). Высокими оценками для каж­дой из описанных выше шкал являются оценки в "сырых бал­лах, превышающие их номинальные значения, соответствую­щие показателю 70 по шкале Т. Низкими оценками считают­ся оценки, которые по своему значению не превышают отмет­ки 40 по шкале Т.

Из рис. 3 видно, что низкими оценками являются оценки, не превышающие значений 3 по показателю ипохондрии (ба­зовая шкала 1), 4 по показателю психопатии (базовая шкала 2), 7 по показателю истерии (базовая шкала 3) и т.д. Значения этих показателей соответствуют отметке 40 по шкале Т. Точно так же высокими оценками являются оценки, превышающие значения 11 по показателю ипохондрии (шкала 1), И по показателю психопатии (шкала 2), 16 по показателю истерии

Рис. 3. Личностный профиль испытуемого В. по тест-опроснику "Мини-мульт"

(шкала 3) и т.д. Значения этих показателей соответствуют от­метке 70 по шкале Т.

При построении профиля личности испытуемого предвари­тельно необходимо "сырые" баллы по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 перевести в условные баллы, т.е. откорректировать их в со­ответствии со значением оценочной шкалы К. Перевод "сырых баллов в условные производится по формулам:

УБ1 = А1 + 0,5К; УБ4 = А4 + 0,4К; УБ7 = А7 + К; УБ8 - А8 + К; УБ9 - А9 + 0,2К,

где УБ1 — условные баллы по базовой шкале 1; А1 — 'сырые" баллы базовой шкалы 1; К — значение оценочной шкалы К и т.д.

На рис. 3отображен личностный профиль испытуемого В., который в процессе тестирования по методике "Мини-мульт" имел следующие данные по оценочным и базовым шкалам:

L F К 1 2 3 4 6 7 8 9
1 6 10 6 10 15 12 7 6 4 6

Исходя из этого, был произведен расчет условных баллов по шкалам 1, 4, 7, 8, 9:

УB1 = б + 0,5х 10 = 11; УБ4 = 12 + 0,4х 10 = 16;

УБ7 = 6 + 10 = 16;

УБ8 = 4 + 10 = 14; УБ9 = 6 + 0,2 х 10 = 8.

Сравнительно низкий показатель по шкале L (1) и средний показатель по шкале F (6) говорит о том, что испытуемый от­вечал на вопросы вполне искренне. Достоверность результатов тестирования сомнений не вызывает.

По большинству шкал получены средние данные. Несколь­ко завышенная оценка по шкале психопатии может свидетель­ствовать о социальной дезадаптации испытуемого, о некотором пренебрежении им социальными нормами и ценностями. Ха­рактерные черты: обидчивость, чрезмерная вспыльчивость, вы­сокая чувствительность. Отличается неустойчивым настроени­ем. В отдельных случаях это может явиться причиной агрессив­ного поведения, создания конфликтных ситуаций.

Приложение 3

Построение двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма

(по тест-опроснику Г. Айзенка)

С помощью тест-опросника Г. Айзенка определяется место ис­пытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма.

Инструкция по проведению тестирования

В адаптированном тест-опроснике Г. Айзенка 57 вопросов, с по­мощью которых исследуются некоторые ваши личностные хара­ктеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной моде­ли экстравертированности и нейротизма, необходимо давать ис­кренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь "Да" или "Нет", не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значе­ния на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопро­сов, на которые дан положительный ответ. При групповой рабо­те, а также в случаях, когда требуется заключение эксперимен­татора о результатах тестирования, ответы рекомендуется запи­сывать в протоколе занятий. Форма протокола приведена ниже.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ

Фамилия, имя, отчество_________________Дата__________

Возраст______ Образование____________Профессия________

 

 

 

п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

Да Нет Да Нет Да Нет
1     20     39      
2     21     40    
3     22     41    
19     38     57    

ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, кото­рые могут вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитае­те ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растра­чиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несча­стны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все? И. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с чело­веком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием мо­мента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следо­вало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств не­большим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и во­всю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напря­жены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще уз­нать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам не приятно бывает в компании, где по­стоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты дей­ствий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о раз­ных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что нико­гда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым че­ловеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или

вашей работы?

50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от ме­роприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Обработку тестирования следует начинать с определения досто­верности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указан­ными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл Ключ к опроснику (табл. 3) приведен ниже. Если сумма баллов по по­казателю искренности ответов составляет 5 или 6, то получен­ные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуе­мый был при ответах ориентирован лишь на социальное одоб­рение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования счи­таются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов 0—4 ответы достоверны.

Таблица 3

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

 

 

Показатели свойств темперамента

Показатель искренности ответов

 
  Нейротизм  
1.Да 29. Нет 3. Да  32. Нет 5. Нет 34. Нет 8. Да  37. Нет 10. Да  39. Да 2. Да 31. Да 4. Да  33. Да 7. Да  35. Да 9. Да  38. Да 11 . Да 40. Да

6. Да

12. Нет

18. Нет

24. Да

30. Нет

 

        Показатели свойств темперамента

Показатель искренности ответов

Экстpaверсия

 

13. Да  41. Нет 15. Нет 44. Да 17. Да  46. Да 20. Нет 49. Да 22. Да  51. Нет 25. Да   53. Да 27. Да  56. Да

14. Да  43. Да 16. Да  45. Да 19. Да  47. Да 21. Да  50. Да 23. Да  52. Да 26. Да  55. Да 28. Да  57. Да

36. Да

42. Нет

48. Нет

54. Heт

         

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно пер­пендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 4, со значениями шкал 0~24. Точка пе­ресечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии - интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю на­числяются так же, как и по показателю "искренности ответов" (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Рис. 4. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка

Предположим, что при подсчете баллов по показателю экс­траверсии сумма оказалась равной 15. В этом случае через зна­чение 15 на оси экстравертированности проводится вертикаль­ная линия. Точно так же производится подсчет суммы баллов по показателю нейротизма. Пусть сумма баллов по этому по­казателю составила 19. Через значение 19 на оси нейротизма проводится горизонтальная линия. Точка пересечения горизон­тальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. Б данном случае выявлен хо­лерический темперамент, как это обозначено на рис. 4.

Очевидно, в интерпретации Г. Айзенка испытуемый — яв­ный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неус­тойчивостью.

По фактору экстравертированности (экстраверсия — интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый на­брал сумму менее 12 баллов, ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет более 12, то испытуемому свой­ственна экстраверсия. Значение баллов от 0 до 12 отражает степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 — экстравер­сии. При значении > 15 испытуемый — явный экстраверт; при значении < 9 — интроверт; < 5 — глубокий интроверт.

Подсчет баллов по показателю нейротизма производится аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчиво­стью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. Пока­затели 9~13 — среднее значение нейротизма; > 15 — высокий уровень нейротизма; > 19 — очень высокий уровень нейротиз­ма; < 7 — низкий уровень нейротизма (высокая эмоциональ­ная устойчивость).

Интерпретация результатов тестирования предполагает вы­явление и социально-психологической характеристики испыту­емого. Вот как она дана АИ. Красиной применительно к четы­рем типам испытуемых в двухфакторной модели Г. Айзенка [449, с 41-42]:

Экстраверсия. Скорее всего, вы социально открыты, "рас­торможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоцио­нальные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсанта, брокера, торгового работника, журнали­ста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспосо­биться к его требованиям. Вы в большей степени склонны дей­ствовать под влиянием внезапного побуждения, чем по наме­ченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предме­ты и объекты внешнего мира.

Интроверсия. Скорее всего, вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованны в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты могут помочь в тех ситуаци­ях, где требуется сосредоточенность и выполнение кропотли­вой работы. Вам более присущи склонность к самоанализу, за­стенчивость, социальная пассивность. Вам нелегко включаться в процесс группового решения задач, и вы предпочитаете инди­видуальную работу. Ваши интересы направлены на внутренний мир человека, который вы считаете более значимым, чем мир предметов и внешних обстоятельств, вынуждающих считаться с их существованием

Нейротизм. С большой долей вероятности можно сказать, что вы не удовлетворены своей способностью разрешать жиз­ненные проблемы и достигать желаемых результатов. Вам свой­ственна повышенная тревожность по поводу мелких житей­ских проблем. Возможна тревожность и по поводу своего здо­ровья, часто не имеющая реальных оснований. Вам свойствен­ны высокая чувствительность и повышенная чуткость к опас­ности, поэтому вы склонны опираться на мнение большинства. Вас отличают развитое чувство ответственности, обязатель­ность, постоянные переживания за судьбу близких. Чувство со­страдания и сопереживания может колебаться в зависимости от предмета привязанности. Вам свойственна склонность к со­мнению, проверке даже хорошо сделанной работы. Ваша само­оценка скорее всего занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом "желаемого Я", которому вы считаете не­обходимым соответствовать. И в то же время у вас нет доста­точных внутренних побуждений, чтобы действительно захотеть Достичь этого.

Эмоциональная стабильность. Ваша характеристика про­тивоположна портрету тех, кому свойствен нейротизм. Вы не склонны к беспокойству, уступчивы по отношению к воздейст­виям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склон­ны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать дове­рие у большинства окружающих".

Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предполо­жения и о наличии у него определенных черт характера (см. рис 5 — "Круг Айзенка").

Рис. 5. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку ("Круг Айзенка")

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента. Даются рекомендации о путях самокоррекции свойств лично­сти, показатели которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими.

Приложение 4

Графологический анализ

рисуночных тестов (фрагменты из работ слушателей ШПП)

При выполнении контрольных работ слушатели усваивают на­выки по графологическому анализу и интерпретации рисуноч­ных тестов, выявляют взаимосвязь цветовых предпочтений и характера рисунков с психологическими свойствами личности испытуемых. Такой анализ осуществляется по каждому из трех видов проективных рисунков испытуемых:

невербальному (непроизвольные рисунки по всем предложенным квадратам с обозначениями определенных символов);

вербальному (непроизвольные рисунки по всем квадратам, тематика которых определяется словами: "гнев", "радость", "умиротворенность", "депрессия", "человеческая энергия", "женственность", "болезненность" и любым другим словом ис­пытуемого);

произвольному.

Инструкция к тестам непроизвольных рисунков (приводится по Н.Н. Обозову[4])

Возьмите стандартный лист бумаги формата А4 (210 х 298 мм), сложите его пополам, потом еще раз пополам и еще раз попо­лам. Получится восьмушка. Лист разверните, прямоугольники (почти квадраты) пронумеруйте слева направо в верхнем и ниж­нем рядах, как показано на рис 6. В квадратах нарисуйте сим­волы, как они изображены на рисунке, впервые предложенном Л. Торреем.

Рис. 6. Символы в квадратах

Составление теста непроизвольного невербального рисунка

Используя символы, изображенные в квадратах, нарисуйте, не задумываясь, все, что приходит в голову. Дайте волю своей фан­тазии.

Вспомните беспечные минуты своей жизни. Каждый из предложенных символов вызывает у вас какие-то ассоциации, чувства, эмоции. Вот и постарайтесь их изобразить. Использо­вание цвета (например, рисование различными цветными фло­мастерами или цветными карандашами) должно усилить обра­зы. Время выполнения теста — около 30 минут.

Составление теста непроизвольного вербального рисунка

После выполнения задания лист переворачивается и пронумеро­вываются квадраты, как и в первом случае. В верхнем ряду квад­ратов напишите слова "гнев", "радость", "умиротворенность", "де­прессия". В нижнем ряду — "человеческая энергия", "женствен­ность", "болезненность". В восьмом квадрате — любое слово, ко­торое придет вам на ум. Это слово может означать человеческое качество, например какое-либо переживание Все слова следует писать в верхней части самого квадрата. На предложенные сло­ва, интерпретируя их значение, сделайте зарисовки, т.е. все то, что приходит вам на ум в виде своеобразных ассоциаций и предста­влений. На выполнение теста отводится 30 минут.

Фрагменты графологического анализа рисунков испытуемого

(Рисуночные тесты из работ слушателей ШПП)

1. Графологический анализ непроизвольного невербаль­ного рисуночного теста. На рис. 7 представлен непроизволь­ный невербальный рисуночный тест одного из испытуемых — Александра Б. Графологический анализ и интерпретация этого рисуночного теста в трактовке слушательницы ШПП Светланы И. сводятся к следующему.

Фактор нажима: сильное надавливание. Это говорит о том, что Александр Б. испытывал сильное психологическое напря­жение, был подчеркнуто активен. В рисунках испытуемого это является устойчивой особенностью, и поэтому можно предпо­ложить, что перед нами личность агрессивная и амбициозная.

Преобладающие линии: прямые. Испытуемый избегает изо­бражения кривых линий. Вероятнее всего, он наделен "колю­чим" характером. У него проявляются настойчивость, ориенти­рованность на достижение цели, уверенность в себе. Наполне­ние пространства светотенью скорее всего подчеркивает зре­лость характера испытуемого. Ему свойственны напористость и некоторое упрямство. Прослеживается частое изменение штрихов, что говорит об обеспокоенности человека. Удлинен­ные линии свидетельствуют об импульсивном, легковозбуди­мом темпераменте. Так оно в действительности и оказалось, У Саши — холерический темперамент.

В рисунках наблюдаются и прерванные, незаконченные ли­нии, что может означать определенную незащищенность, свой­ственную мыслителям (ранее определенный тип личности Але­ксандра Б. — "собеседник-мыслитель"), для которых смысл Жизни не столько в форме, сколько в содержании, идее.

Размер рисунков: средний. Это говорит об определенном контроле испытуемого за своим поведением.

Расположение рисунков: тенденция располагать рисунки в центре квадрата. В межличностном отношении это может оз­начать некоторую скованность и обеспокоенность. Это своеоб­разный способ делать все, чтобы тебя заметили. Главное — небезразличное отношение со стороны других людей. Рисунки эс­кизные. Это присуще людям зрелым, опытным.

Первый квадрат ("Я" человека и его место в мире). Точка в центре обозначает "Я" испытуемого. Точка окруже­на линиями (в частности, это контур телевизора), что говорит о том, что испытуемый обеспокоен заботой о собственной без­опасности, либо о том, что в момент работы над рисунком oh находился в скованном состоянии. Однако ярко выраженная светотень говорит о человеке, любящем покой и размышление. Синие тона светотени говорят о спокойствии человека, находя­щегося возле телевизионного приемника Подставка коричне­вая, что указывает на уверенность, способность преодолевать преграды на пути к цели.

Второй квадрат ("Я" и его движение или обездвиженностъ в пространстве). На рисунке корабль, терпящий бедствие и взывающий о помощи. Это можно интерпретировать так: "Я" человека "тонет", но он не теряет надежду на спасение с помо­щью громогласного, выраженного красным цветом сигнала SOS. Вода — признак депрессивного состояния, синий цвет во­ды — неуверенности. Корабль изображен в коричневых тонах, что трактуется как надежда на спасение.

Третий квадрат (ясность мотивов и стремлений). Затемне­ний на рисунке нет. Красные флажки, развевающиеся по вет­ру, и ясный горизонт, скорее всего, говорят о целеустремленно­сти своего "Я" на перспективу развития.

Четвертый квадрат (проблема "Я" — активное или пассив­ное отношение к преградам на жизненном пути).

Черный квадрат включен в большой рисунок. Это указывает на масштабность в разрешении собственных проблем, признак готовности иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоци­ональных реакций. Это соответствует действительности, так как Саша — художник, по темпераменту — холерик. Воздушный змей означает чувство давления, от которого испытуемый стара­ется избавиться. Выражено желание человека устоять на земле.

Пятый квадрат (возможность продолжения жизненного пути). Перекрещивающиеся линии здесь — признак активного столкновения с препятствиями. Выражено в разных цветах, но преобладает гамма красно-желтых, что говорит о стремлении человека к успеху. Ему нужна активная и полная впечатлении жизнь.

Шестой квадрат (символ прошлого и настоящего, отноше­ний с близкими). Форма стройки имеет угловые формы, что свидетельствует о теоретическом мышлении, склонности к аб­страктному мышлению. В то же время углы означают противоречивость, сопротивление, напряжение в отношениях с близ­кими. Опора подъемного крана — в коричневом цвете, что го­ворит об уверенности испытуемого в "строительстве" новых до­мов и семейных отношений. Прослеживается стремление к гармонии, согласию с близкими испытуемому людьми.

Седьмой квадрат, (деликатность — чувственность). Остава­ясь в границах своего образа, испытуемый обнаружил утончен­ность своей натуры, деликатность. Ясное звездное небо, Млеч­ный Путь, созвездие Северной Короны, окруженное яркими красными звездами, — все это говорит о возвышенном, вечном, о стремлении человека вырваться из плена "уютного домашне­го очага". Красный цвет звезд скорее всего говорит о состоянии возбуждения автора рисунка, об излучении им своеобразного "энергизма".

Восьмой квадрат (убежище "Я"). Солнце говорит о тоске по светлому, теплому, живому пристанищу. Сочетание синего цве­та с желтым свидетельствует о стремлении к нежным отноше­ниям, которые принесли бы удовлетворенность и счастье.

2. Графологический анализ непроизвольного вербаль­ного рисуночного теста (рис 8).



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Классификация тестов по предмету диагностирования 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация тестов по предмету диагностирования 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)