Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад Цицерона в развитие юридической науки



2019-12-29 847 Обсуждений (0)
Вклад Цицерона в развитие юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.), известный государственный деятель и знаменитый римский оратор, недаром получивший прозвание «Златоустый», оставил значительное литературное наследие, частично дошедшее до наших дней. Ряд его работ посвящен осмыслению правовой проблематики. В связи с этим следует вспомнить два его диалога, в подражании Платону названных «О государстве» и «О законах». Вообще, Цицерона считают лучшим знатоком греческой философии своего времени и се популяризатором в Риме, а в его трудах получили обобщение наиболее значимые произведения древнегреческих мыслителей.

Цицерон предложил юридическое определение государства, объединяющим началом для которого выступает общность правил поведения народа, т.е. права: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов». В таком понимании государство предстает не просто моральным обществом свободных граждан, каким оно представлялось Платону и Аристотелю, а правовым объединением.

Внес свой вклад Цицерон и в развитие представлений о различных формах государственного правления. Вслед за Аристотелем и Полибием (последний, кстати, применил в своих исследованиях цикличности смены форм правления мыслительный эксперимент как форму теоретического моделирования), классификация, разработанная Цицероном, основана па числе правящих и целях управления. Формы правления сгруппированы в простые формы (царская власть, власть оптиматов (аристократия) и власть народа) и порочные состояния, в которые неизбежно вырождается каждая из простых форм. Так царская власть переходит в тиранию, аристократия в олигархию, а власть народа сменяется охлократией. Порочные состояния теряют признаки государства, там царят произвол и беззаконие, и, следовательно, само государство, как объединение свободных граждан, распадается.

Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал соединение всех трех элементов: монархического, аристократического и демократического. Причем такая форма представлена исторической действительностью в Риме периода республики. В этом положении Цицерон фактически повторил Полибия, который образцом смешанной формы правления считал политическое устройство Рима, где были представлены все три элемента «правильных» форм правления: монархической (консулы), аристократической (сенат) и демократической (народное собрание). А Полибий, кроме Рима, к смешанным формам относил Лакедемон, Спарту и Карфаген.

Представляет интерес и понимание Цицероном права. Он соединил разработки в области права древнегреческих мыслителей с правом, которое знали римские юристы. Определяющим в правовой философии Цицерона стала концепция «естественного закона». «Основа права не мнения людей, но природа, не писанные законы, созданные людьми, по природный, естественный закон, который одновременно есть высший разум, справедливость и который служит связующей нитью между людьми и богами». В своих воззрениях Цицерон пантеистичен, природа и божественный разум у него сливаются воедино. Естественный закон, по мнению Цицерона, возник раньше, чем какой-либо писаный, он единственный является врожденным, вечным и справедливым. Он — мерило человеческих ценностей и нравственный ориентир. И обладает верховенством над всяким писаным законом, сотворенным людьми.

Цицерон возражает Аристотелю, заявляя, что частной собственности «от природы» не существует. Им выделены четыре способа возникновения частной собственности: давность владения, победа в войне, закон (наследство или награда) и договор (соглашение). При этом Цицерон сумел проследить изначальную связь государства и собственности и указывает на то, что охрана частной собственности обусловила образование государства.

Продолжил Цицерон и разработку тезиса о равенстве людей от природы как равенстве возможностей в достижении мудрости; обосновал принцип юридического равенства граждан.

Теоретические воззрения Цицерона о государстве и праве оказали большое влияние как на его современников, так и на последующих исследователей. Труды Цицерона продолжали котироваться и цитироваться в период распространения христианства. Можно сказать, что творческое наследие Цицерона послужило мостом, связующим две культуры: античную и христианскую. Авторитетом пользовались труды Цицерона и у мыслителей эпохи Возрождения, и у французских просветителей.

Итак, становление юридической науки в республиканском и имперском Риме основывалось на развитии юридической практики, и се секуляризации. В III в. до н.э. юридическая практика становится делом профессиональных юристов, сменяющих жрецов-понтификов. Выдающиеся римские юристы — Цельс (II в.), Помпоний (II в.), Гай (II в.), Папиниан (II—XII вв.), Павел (II—XII вв.), Ульпиан (II—XII вв.), Модестин (II—XII вв.) и другие занимались консультационной деятельностью, связанной с ответами на юридические вопросы частных лиц; оказанием помощи и сообщением нужных формул при заключении сделок; сообщением формул для ведения дел в суде. При этом они письменно оформляли свое мнение по делу в виде обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Консультационная деятельность римских юристов рождала потребность интерпретации права. Древнеримские юристы детально разработали правила и приемы толкования норм права. Однако, опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы XII Таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел не только интерпретировали существовавшие правовые нормы, но изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости. Таким образом, деятельность римских юристов не ограничивалась лишь правоприменением, но включала также элементы правотворчества. В комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля римские юристы разработали целый ряд общетеоретических положений. Это означало, что римские юристы занимались не только юридической практикой, но и юридической теорией, при этом теоретизирование римских юристов опиралось на конкретное эмпирическое знание. «Есть все основания рассматривать римских юристов как ученых, а их деятельность как научную», — приходит к выводу Е. Н. Яркова.

Римские юристы дают принципиально новую трактовку естественного права — естественное право предстает не как божественный порядок или идеальная теоретическая конструкция, но как компонент действующего права. В целом право рассматривалось древнеримскими юристами как феномен одновременно аксиологический (ценностный), рациональный, общеимперативный, социальный и политический. В таком же сложном ракурсе рассматривался закон. Папиниан полагал: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». Древнеримские юристы создают классификацию права, опирающуюся не на онтологический (бытийный, философский), но на социологический (конкретно-научный) критерий. В частности, действующее право подразделяется на публичное и частное (Ульпиан). Ульпианом же впервые выделена категория юридического лица — правовое лицо.

Во II в. до н.э. в Древнем Риме появляются первые теоретические юридические исследования, а в I в. до н.э. существовала обширная юридическая литература, представленная трудами Муция Сцеволы, Сервия Сульпиция Руфа и других. Позднее к ней присоединяются труды Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и других.

В III в. до н.э. начинается публичное изучение юриспруденции, которая постепенно превращается в самостоятельную учебную дисциплину. Частные юридические школы появляются в I в. Процесс обучения включал чтение лекций, проведение диспутов, а затем юридическую практику под руководством учителя. Учащиеся изучали произведения выдающихся юристов Папиниана, Павла и других. В IV—X вв. юридические школы с четырехлетним сроком обучения действуют в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии. Таким образом, можно говорить о формировании системы юридического образования.

Древнеримские юристы разработали целый ряд фундаментальных правоведческих положений, что способствовало превращению юриспруденции в самостоятельную научную дисциплину. Их творческие достижения оказали большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Целый ряд современных юридических понятий, терминов и теоретических построений восходят к римскому праву и римским юристам. И, тем не менее, юридическая паука как способ познания мира формируется значительно позже.



2019-12-29 847 Обсуждений (0)
Вклад Цицерона в развитие юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад Цицерона в развитие юридической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)