Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию



2019-12-29 1553 Обсуждений (0)
Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию 0.00 из 5.00 0 оценок




Новое время происходит подготовленное многовековой историей интеллектуальной культуры рождение научной рациональности и отделение ее от иных типов рационализма – философского, практического.

Наука обретает статус особого способа познания мира, формы культуры и социального института, следовательно, в эту эпоху берет начало история науки как таковой.

В современной философии науки сложилась традиция выделять три основные типа научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: классический, неклассический, постнеклассический.

Классическая наука базируется на идее синкрезиса (нерасчлененности) социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.

Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.), автора фундаментального труда «О праве войны и мира», заложившего основы классической юридической науки в целом и науки международного права в частности; английского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), автора работы «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», создателя оригинальной теории общественного договора; английского правового мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.), автора работы «Два трактата о правлении», создателя концепции естественных неотчуждаемых прав человека, одного из зачинателей либерализма; голландского философа, теоретика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.), автора работ «Политический трактат», «Богословско-политический трактат», разработчика идеи народного суверенитета; французского правового мыслителя Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.), автора сочинений «Об обще­ственном договоре», «Проект конституции для Корсики», «Соображения об образе Правления в Польше и о проекте его изменения», создателя оригинальной концепции общественного договора и народного суверенитета; французского правоведа Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.) автора фундаментальной работы «О духе законов», создателя теории разделения властей, основателя юридической социологии; и др.

Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики. Однако юридическая наука не рождается как теоретическая надстройка над юридической практикой. Равным образом она не возникает как ответвление философии права. Юридическая наука формируется в результате отделения научного рационализма как способа познания мира от рационализма философского.

В философии XVII века появляется тенденция, связанная с критикой схоластических отвлеченных бесплодных рассуждений, умозрительного спекулятивного мышления.

Намечается смещение рефлексии с общих вопросов мироздания и общества как элемента мироздания к вопросам, касающимся конкретных форм социального бытия. Например, Ф.Бэкон считал, что необходимо отказаться от пустого теоретизирования и обратиться к изучению частных конкретных явлений и заменить «философию слов» «философией дела».

Главным отличием правоведения Нового времени стала его направленность на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позициях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта.

Правоведение Нового времени развивалось под эгидой классической научной парадигмы, в нем нашли воплощение все принципы этой парадигмы, в частности: натуроцентризм , механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, сциентизм, гносеологический объективизм.

Центральный принцип классической науки натуроцентризм, суть которого заключается в позиционировании природы как универсального прин­ципа объяснения всего сущего, в юридической науке XVII - XVIII веков отли­вается в форму концепции естественного права. Под естественным правом понималась совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства.

Одним из основателей школы естественного права и классической юридической науки является Гуго Гроций. Он был убежден, что следует различать естественную, неизменную часть права - естественное право и волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов. Научно может быть оформлено только то, что вытекает из самой природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе, т. е естественное право.

Принцип натуроцентризма – стержень учения Б.Спинозы. Он сравнивает человека с рыбой. Рыбы, в его представлении, существа предназначенные природой к плаванию, а большие рыбы, помимо этого, к пожиранию малых рыб. Природное предназначение, по мнению Спинозы, и есть естественное право. Рыбы по своему естественному праву владеют водой, а большие рыбы – правом пожирать малых рыб.

Человек, в представлении Спинозы, такая же частица природы как рыбы, следовательно, на него распространяются все естественные законо­мерности и необходимости. В понимании Спинозы, естественное право чело­века – это право на самосохранение. Показательно, что Спиноза полагал, что в гражданском состоянии естественное право человека не прекращается, т.к. в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы. Таким образом, Спиноза обосновывает идею естественных неотчуждаемых прав человека.

Натуроцентрическая идея присутствует в творчестве Т. Гоббса. Естественное право, согласно Гоббсу, есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством. В творчестве Гоббса натуроцентризм соединяется с рационализмом.

Идеей натуроцентризма вдохновлялся Дж. Локк. Ученый полагал, что в естественном – природном состоянии людям принадлежат естественные права - право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Он считал, что государство должно признать неотчуждаемый характер этих прав.

Натуроцентрична по своей сути концепция естественного права Ж.Ж. Руссо, связанная с идеализацией природного состояния, которое он определяет как «прекрасная дикость». Руссо утверждает, что человек рожден свободным, но он в оковах, существующее общественное устройство далеко от природного идеала. Природоцентризм выступает у Руссо как способ обоснования идеи народного суверенитета.

Ш.Л. Монтескье относил к естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Исходным пунктом концепции С. Пуфендорфа является представление о естественном, догосударственном обществе. Он считал, что в естественном общежитии потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом приводят к тому, что человечеству приходится распрощаться с первоначальной идиллической формой общежития и приступить к созданию государства.

. Натурализм как исследовательский подход всегда несвободен от редукционизма – сведения законов социального развития к законам природы. Именно этот прием был присущ классической юриспруПринцип механицизма, суть которого заключается в позиционировании мира и его элементов как простых малых закрытых механических систем также нашел достаточно широкое воплощение в юридической науке Нового времени. Правоведам в целом было свойственно рассматривать право и государство как закрытые системы, изолированные от различного рода социальных, культурных, исторических и т.д. влияний

Механицизм более всего проявлен в концепции общественного договора. Государство, таким образом, предстает как продукт механической солидарности, как результат сложения атомизированных индивидов.

Элементы механистического понимания происхождения государства присутствуют в учениях Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Государство мыслиться ими как агрегат – совокупность индивидов, объединенных стремлением к «миру», «благополучию», «сохранению собственности», «защите интересов», «удобству», «безопасности», «спокойной и приятной жизни», «взаимной выгоде», «общей пользе».

Такого рода «механическая солидарность» легко может быть разрушена, например, Б. Спиноза полагал, что каждый индивид связан общественным договором до тех пор, пока он приносит ему пользу; по устранению этой пользы договор сразу прекращается и становится недействительным.

Наиболее выпукло принцип механицизма представлен в творчестве Т.Гоббса, который рассматривал государство как механизм подобный часам.

Механистический детерминизмважнейший элемент классической научной парадигмы, суть которого заключается в признании однозначных, жестких причинно следственных связей явлений мира, в нововременной науке становится образцом понимания развития не только природы, но и общества, которое рассматривается как статический агрегат, подчиненный общим, единым для всей материи законам.

Механическое понимание причинности в рамках науки о праве оборачивается фатализмом. Распространение фатализма на область социальных явлений ведет к отрицанию человеческой свободы. Именно таких воззрений придерживался, например, П. Гольбах. Для Гоббса, Спинозы типично представление о свободе как познанной необходимости.

Природа, по Гоббсу, движется путями, которые предсказуемы и неизбежны, человеческие существа - часть этой причинной системы. Поэтому человеческая свобода не может быть понята как свобода от причинной необходимости. Напротив, Гоббс полагает, что человеческая свобода совместима с причинной необходимостью.

Сторонником принципа механического детерминизма был Спиноза, который полагает, что в мире не существует ничего случайного, каждая вещь имеет причину.

Методологический монизмквалификация естественнонаучного метода как единственно истинного – существенная особенность юридического мышления Нового времени.

Т. Гоббс полагал, что в политике можно вычислить отношения государств, если суммировать договоры между ними; в юриспруденции – определить права или правонарушения, если сложить закон и факт. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства, гражданский мир – здоровью, мятежи и гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

Гносеологический объективизм – принцип объективированного субъ­екта также находит выражение в исследованиях ученых-юристов Нового времени. Наиболее последовательным его выразителем был Дж. Локк, который утверждал, что ум человеческий представляет собой «tabula rasa» - «чистую доску». Единственный источник идей, по Локку, опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт, согласно Локку, это ощущения, которые заполняют «чистую доску» различными знаками и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт, в видении Локка, это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением.

Дисциплинарный синкретизм – нерасчлененное единство научного зна­ния, обусловленное натуроцентристской научной картиной мира, в рамках которой человек, общество, культура представали как части природы – в полной мере проявил себя в юридической науке.

Юридическая наука классического периода несет на себе ярко выраженные черты естественнонаучного знания. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах в XVII и XVIII веках. Подражая точным наукам, она стремиться видеть в праве логическую аксиоматизированную систему.

Школа естественного права может рассматриваться как первая научная школа. Теория естественного права, в рамках которой право стало выводиться из природы и разумных начал человека, утвердила отношение к праву как к незыблемому и общему для всех времен и народов требованию (права человека); ввела в понимание частного и публичного права понятие субъективных прав (С. Пуфендорф), заставила признать, что право должно распространяться и на область взаимоотношений властвующих и подвластных, взаимоотношения между властными учреждениями и частными лицами (в Средневековье право и власть осмысливались как явления достаточно независимые друг от друга).

В конце XVIII – начале XIX века в результате социальных изменений, накопления значительной информации натуроцентрическая парадигма в юриспруденции отходит на второй план, начинается процесс осмысления дисциплинарной специфики юридической науки, т.е. специфики ее предмета, метода и т.д.



2019-12-29 1553 Обсуждений (0)
Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)