Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Оформление дисциплинарной организации юридической науки




Юридическаянаука– это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.                                   К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации – дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку – в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.                        Для дисциплинарного образа науки характерно: трактовка зна­ния как объективно-мыслительной структуры, ориентация препо­давания на унифицированное расчленение и упорядочивание все­го знания и изложение его в различных компендиумах, энцикло­педиях и учебниках.                                                                                                 В конце XVIII — начале XIX в. дисциплинарно организован­ная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социаль­но-гуманитарные науки — завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.                                               На сегодняшний день научное знание представляет сложно-организованную систему научных дисциплин. Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом. Все те исследования, которые проводятся в настоящее время предста­вителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последо­вательность научных публикаций. Сначала идут статьи. Этот жанр возник для обеспечения наиболее оперативной научной коммуни­кации между представителями данного научного сообщества. По­скольку на прохождение статьи требуется значительное время, то для обеспечения более оперативной информации используется форма научных сообщений в материалах конференций, симпози­умов, конгрессов, съездов, препринты и т. п. Следующий уро­вень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения проводимых на переднем крае исследова­ний. Завершающий уровень — создание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебни­ках и транслируются последующим поколениям.                Правовая наука как социокультурный институт оказывает ре­шающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:                       1) является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечи­вать эффективное регулирование общественных отношений. Мудрый законодатель, желающий принять качественно совер­шенные законы как по содержанию, так и по форме, неизбежно ориентируется на современные исследования правоведов, их предложения о путях совершенствования действующего законода­тельства с учетом имеющихся процессов развития экономики, со­стояния культуры и других социальных факторов;                                                        2) определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы обще­ства и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает пред­ложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных дости­жений научно-технического прогресса; 3) содержит рекомендации о формах и методах совершенство­вания демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных за­дач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита;                                                                 4) выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права, а также пути по­вышения интереса управомоченных субъектов к соответствующим материальным и духовным благам и соответственно повышения их активности в реализации субъективных прав и свобод, закреп­ленных действующим законодательством.                                                                  Как неотъемлемая часть культуры общества правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Частью общего и профессионального образования неизменно вы­ступает определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно исполнять каждый инди­вид как член общества и гражданин государства. При этом образо­вание непременно сочетается с воспитанием, каждый обучаю­щийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, ак­тивную жизненную позицию непримиримого отношения к право­нарушениям, совершаемым другими.                             Все наиболее значимые достижения юридической науки нахо­дят отражение в учебных программах высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция». Выпускники юридических факультетов вузов получают возможность усвоить новейшие достижения науки, чтобы реализовать их в своей прак­тической или научной деятельности. Таким образом, высокий уровень развития правовой науки, ее научно обоснованные реше­ния актуальных проблем политико-правовой практики являются гарантом высокой культуры деятельности судов, правоохрани­тельных органов и учреждений юстиции, равно как и высокой по­литико-правовой культуры населения. Наибольших успехов в раз­витии политико-правовой культуры общества и государства пра­вовая наука добивается там, где пропагандируемые ею ценности органически дополняются и подкрепляются позитивными про­цессами в сфере экономики, материального обеспечения мало­имущих и нуждающихся членов общества. Особую значимость имеет демократический режим общества, сочетающий реальное обеспечение прав и свобод граждан с их ответственностью за лю­бые посягательства на действующие законы, режим законности. Как показывает печальный опыт правового воспитания в Совет­ском государстве, рассуждения о правах и свободах граждан, не подкрепленные конкретными делами, ничего позитивного дать не могут.                            Правовая наука как социокультурный институт достигает своей наивысшей формы в деятельности по формированию контингента научных кадров, а также в организации научных юридических уч­реждений и обеспечении возможности публиковать результаты научной деятельности. От того, насколько велики будут успехи правовой науки на уровне собственной организации и в решении актуальных проблем развития политико-правовой практики граж­данского общества и правового государства, зависит плодотвор­ность ее влияния на процессы развития государства и права и формирования высокой политико-правовой культуры населения и должностных лиц.                                                 Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-пра- воведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, фор­мирования правовой культуры населения и подготовки профес­сиональных юридических кадров.           В качестве базовых принципов научного познания выступают следующие: верификации (подтверждаемости), наблюдаемости, соответствия, системности, симметрии. Юридическая наука помимо указанных базовых принципов научного познания обогащает арсенал своей методологии и другими.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7