Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методология и программа юридического научного исследования. Выбор исследовательской методики.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа социального правового исследования представляет собой письменный документ, который подготавливается исследовательским коллективом и включает перечень методологических, теоретических и организационных процедур, проведение которых признается необходимым для познания предмета и достижения целей исследования. Составление программы образует непосредственную задачу и содержание первой процедуры социального правового исследования. На этой же стадии подготавливаются формы исследования, разного рода опросные листы, иные формы документов, призванные обеспечить унифицированный сбор информации всеми участвующими в исследовании исполнителями. В целях проверки годности анкет, иной исследовательской документации, используемой для получения первичной информации, могут проводиться предварительные, так называемые пилотажные, обследования. В ходе этих процедур осуществляется сбор информации, но небольшой совокупности обследуемых, а затем доработка форм исследования.

Вторая процедура социального правового исследования сводится к сбору первичной информации, или, на языке социологов, - полевому обследованию.Современная социология располагает достаточно широким набором методов сбора и изучения единичных фактов. Это могут быть методы анализа письменных документов, непосредственного наблюдения, опроса, социального правового эксперимента и др. Сбор осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной программой, и с использованием разработанных форм исследования. На этой стадии требуется решить две главные задачи: 1) обеспечить сбор информации в количестве, предусмотренном программой, иначе исследование будет нерепрезентативным; 2) собрать качественный материал, т. е. получить информацию, которая бы верно и полно отражала исследуемый объект, соответствовала его действительному состоянию. Данная задача достигается специальной подготовкой интервьюеров, строгим выполнением ими инструкций, опросов компетентных ЛИЦ и другими способами.



Третья процедура социального правового исследования подразумевает обработку и обобщение данных, статистический анализ первичной информации, полученной в процессе полевого обследования. Поскольку массив такой информации может быть довольно объемным, то процедура статистического анализа, как правило, осуществляется с применением современной вычислительной техники, позволяющей успешно проводить многофакторный анализ и устанавливать регрессионные (корреляционные) показатели.

Важнейшей стадией социального правового исследования выступает четвертая процедуранаучный анализ и объяснение данных. Объяснить статистическую закономерность или иной научный факт - значит установить его место в системе науки, раскрыть его сущность, определить связи факта с другими компонентами научного знания, истинность которых уже доказана. С логической стороны объяснение выступает как дедукция, т. е. подведение особенного под общее и всеобщее. Поэтому необходимыми компонентами объяснения выступают статистический закон или факт, подлежащий объяснению, и система теоретических положений, выводов науки, способная объяснить эту закономерность или данный факт.

При проведении пятой процедуры результаты теоретического анализа данных социального правового исследования и полученные на их основе выводы излагаются в форме научного отчета, статьи, иной научной работы в целях доведения полученных результатов до научной общественности и вовлечения их в научный оборот, использования в других исследованиях и работах.

С учетом специфики объекта и предмета в социальных правовых исследованиях находят применение следующие методы:

1) сбор и изучение единичной информации ведутся с помощью методов толкования норм права, непосредственного наблюдения, опроса, анализа (критики) письменных источников, социального правового эксперимента; 2) для обобщения собранной информации используются статистические и математические методы; 3) во всех исследовательских процедурах применяются законы, требования и методы логики.

Использование методов толкования права в социальных правовых исследованиях обусловливается тем, что при изучении эффективности норм права, процессов реализации норм права в конкретных отношениях, причин правонарушений и т.д. нормы права выступают важнейшей частью их предмета. Раскрыть содержание исследуемых норм можно только с помощью традиционных методов толкования норм права: грамматического, логического, системного, исторического и функционального. Других методов для этих целей правовая наука не имеет.

Специфическими методами социальных правовых исследований выступают методы непосредственного наблюдения, опроса, анализа письменных источников, социального правового эксперимента.

Опрос населения, иных лиц проводится в целях выявления общественного мнения, состояния правового сознания и правовой культуры и имеет различные формы. Однако наиболее широко практикуются опросы в форме ответов респондентов на вопросы стандартной анкеты. Ответы могут даваться в письменном виде, когда респондент самостоятельно формулирует ответы, либо устно, если опрос проводится в форме интервью. Социологами разработана и успешно применяется сложная методика получения достоверной информации от опрашиваемых, вопреки их желанию не говорить всей правды.

Благодаря анкетированию представляется возможным получить ценную и достоверную информацию по важнейшим вопросам действия права, правовой политики государства, иным событиям, явлениям и процессам в сфере предметно-практической деятельности общества и государства. Без учета состояния правосознания населения, его правовых установок и разделяемых им ценностей весьма трудно давать научно обоснованные и полезные рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. Поэтому опрос с применением стандартных анкет правомерно признается ведущим методом социальных правовых исследований.

Общественное мнение, выявленное посредством анкетирования, представляет отношение лишь одной части общества - населения, его отдельных социальных слоев к существующей политико-правовой практике, отдельным мероприятиям правительства. Понятно, что юрист-социолог, желающий оперировать достоверной информацией, вынужден искать источники, свидетельствующие об официальной оценке исследуемых правовых явлений, процессов. Одним из таких надежных источников выступают правоприменительные акты и иные письменные документы, принимаемые государственными органами, органами местного самоуправления. Значительным предстает массив правовых актов органов управления организациями, предприятиями, учреждениями (разного рода приказы о приеме на работу, о предоставлении работникам отпуска, начислении премий и др.).

Многообразная информация, содержащаяся в правоприменительных актах, в научное исследование не может вводиться напрямую, без серьезного ее анализа и оценки. Чтобы согласовать теоретические положения и эмпирическую информацию, их нужно вначале выявить в системе правоприменительных актов. Кроме того, полученная при этом информация должна пройти основательную проверку на достоверность, истинность, а также на соответствие требованиям закона. Исследователю предстоит решить две познавательные задачи: удостовериться в подлинности правоприменительного акта и дать всестороннюю характеристику степени соответствия как принятого решения, так и положенных в его основу фактических обстоятельств действующему законодательству. Успешному решению этих задач способствует применение методов анализа (критики) письменных источников, документов, которые по составу не отличаются от методов толкования норм права и состоят из пяти методов: грамматического, логического, системного, исторического и функционального. Их различие видится лишь в конкретных правилах, обусловленных спецификой исследуемых явлений.

Достоверные факты, выявленные в процессе критики правоприменительных и иных правовых актов, создают добротный фундамент для дальнейшего теоретического анализа политико-правовой практики. Одновременно они могут быть дополнены и уточнены посредством экспертного опроса должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, а также изучения материалов прессы, иных источников, содержащих сведения по предмету социальных правовых исследований.

Особым методом сбора эмпирической информации выступает непосредственное наблюдение. Благодаря наблюдению исследователь имеет возможность непосредственно видеть, каким образом функционирует то или иное явление в реальной жизни, насколько оно соответствует имеющимся в прессе, иных письменных источниках описаниям и оценкам. В социологии используется два вида наблюдения: простое и включенное. Простое наблюдение характеризуется тем, что исследователь не входит в наблюдаемую им группу людей, является сторонним наблюдателем. Включенное наблюдение предполагает вхождение исследователя в наблюдаемую группу в качестве ее члена, нередко анонимное. Так, исследователь, изучающий проблему правового статуса таксистов, может устроиться на работу таксистом. Социологи, изучающие жизнь и быт так называемых бомжей, на некоторое время становятся бомжами и проживают в компании этой социальной категории населения. Знания, полученные в ходе непосредственного наблюдения, могут дать исследователю много полезной, невосполнимой другими источниками информации. Недаром русская народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Однако наблюдение имеет и недостатки, связанные с возможностью неточного восприятия исследователем наблюдаемой действительности и неточным пониманием и объяснением полученных в процессе наблюдения данных.

При проведении социальных правовых исследований в целях проверки эффективности действия принципиально важных, прогрессивных нормативных предписаний и решения вопроса о возможности и целесообразности их распространения на всю генеральную совокупность участников правоотношений может быть использован социальный правовой эксперимент. Экспериментальные нормы действуют на ограниченной территории страны или относительного небольшого круга субъектов права. Решение о проведении социального правового эксперимента может приниматься только компетентным правотворческим органом.

Полученные в ходе непосредственного наблюдения, опроса, анализа письменных источников и социального правового эксперимента единичные факты подлежат статистическому обобщению. В правоведении для этого чаще всего применяются наиболее простые способы измерений по ординарным и номинальным шкалам, а разработка средств измерения осуществляется преимущественно методами группировки. Группировка понимается как распределение единиц изучаемого объекта на однородные группы по существенным для этого объекта признакам. Типичным примером группировки выступает статистическое наблюдение за деятельностью судебных органов, основанное на учете и анализе статистических карточек на обвиняемого, рассмотренных судами уголовных или гражданских дел. Благодаря данному методу осуществляется ранжирование наблюдаемых явлений по признаку больше-меньше, после чего каждому рангу присваивается определенный балл, индекс, который в несколько упрощенном виде передает количественные отношения между различными формами проявления количества.

Еще одним и весьма перспективным направлением применения статистических методов в правоведении является математическое моделирование структур правовых и иных явлений, их функций, связей с другими социальными явлениями. Математическая модель понимается как математический образ исследуемого явления, который в символической форме выражает его внутренние либо внешние структурные и количественные связи. С точки зрения своей формы математическая модель представляет собой уравнение или их систему, математическую функцию, логико-математическую формулу либо иное математическое средство моделирования исследуемых явлений.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7