Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы государственного регулирования



2019-12-29 334 Обсуждений (0)
Принципы государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

Стандарты туристского обслуживания составляют часть государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма, гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.

Цели стандартизации в сфере туристского бизнеса заключаются в обеспечении заявленного уровня качества и безопасности потребления турпродукта или отдельной туристской услуги, защиты интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.

Стандарт как нормативный документ представляет собой один из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов и потребителей туристских услуг.

Стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т. п.

Объект стандартизации — услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К последним относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие предприятия, услуги которых относятся к сфере материальных услуг (транспортные компании, предприятия питания и др.).

При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), региональные стандарты, национальные стандарты других стран, а также правила Европейской законодательной комиссии и других международных организаций.

Базу стандартизации в сфере туризма и гостиничного хозяйства Российской Федерации в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:

ГОСТ Р 50690—2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;

ГОСТ Р 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

ГОСТ Р 50644—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

ГОСТ Р 50646—94 «Услуги населению. Термины и определения»;

ГОСТ Р 50691—94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный текст ИСО 9002-87)»,

ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

В соответствии со стандартом ГОСТР 50681—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (см. приложение 2) проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

• установление нормируемых характеристик услуги;

• разработка технологической документации;

• определение методов контроля качества;

• анализ проекта, утверждение проекта.

Непосредственно проектирование услуги «Туристское путешествие» включает в себя такие пункты, как:

• описание маршрута путешествия;

• перечень туристских предприятий — исполнителей услуги;

• период предоставления туров каждым предприятием-исполнителем;

• состав экскурсий и достопримечательных объектов;

• перечень туристских походов, прогулок;

• комплекс досуговых мероприятий;

• продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

• число туристов, участвующих в путешествии;

• вид транспортного обслуживания для внутримаршрутных перевозок;

• потребность в кадрах для данного путешествия;

• характеристику рекламной кампании и др.

При определении объектов стандартизации в сфере туризма исходят из того, что качество и надежность турпродукта в значительной степени определяются технологиями, используемыми туристскими предприятиями.

Туристские организации (подразделяющиеся на туроператоров и турагентов), являющиеся субъектами туристской индустрии, занимаются туроператорской и турагентской деятельностью на основании лицензии.

Выдача лицензий осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.

1. Статья Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ — «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии».

В соответствии с настоящим законом лицензированию, в частности, подлежат:

• туроператорская деятельность;

• турагентская деятельность;

•деятельность по продаже прав на клубный отдых.

2. Статья Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» (утвержден Госдумой РФ в январе 2007 г.) — «Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере туристской индустрии»:

Для получения лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган наряду с документами, предусмотренными Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», также следующие:

а) документ, подтверждающий наличие договора страхования или иного финансового обеспечения ответственности соискателя лицензии, предусмотренного статьей 23 настоящего Закона;

б) документ, подтверждающий отсутствие у руководителя — соискателя лицензии судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) документ, подтверждающий наличие у руководителей и работников соискателя лицензии стажа работы в области туризма, а также профессионального образования — в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положениями о лицензировании соответствующих видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95).

1) Настоящее Положение определяет порядок лицензирования туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2) Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

3) Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности (далее именуется — лицензия) — 5 лет.

4) Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

а) наличие в штате туроператора — юридического лица не менее 7 сотрудников, осуществляющих туроператорскую деятельность;

б) наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30% (по штатному расписанию) работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 5 лет;

в) наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора — индивидуального предпринимателя;

д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

е) оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

5) Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

• наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица;

• фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, —для индивидуального предпринимателя;

•лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица;

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на право собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для туроператорской деятельности, с указанием наименований и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариально, они представляются с предъявлением оригинала.

4. Положение о лицензировании турагентской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95).

1) Настоящее Положение определяет порядок лицензирования турагентской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2) Лицензирование турагентской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

Срок действия лицензии на осуществление турагентской деятельности (далее именуется — лицензия) — 5 лет.

3) Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:

а) наличие у турагента (структурного подразделения, которое осуществляет турагентскую деятельность) не менее 20% (по штатному расписанию) работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагента (руководителя структурного подразделения, осуществляющего тур-агентскую деятельность) высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 3 лет;

б) наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;

в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;

г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

д) оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на международную туристскую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения туристской фирмой условий лицензионной деятельности.

Существующая система лицензирования, наличие лицензии у турфирмы в силу ряда причин не гарантируют предоставления туристу оплаченных им услуг. Порядок лицензирования должен предусматривать различные условия выдачи лицензий турагентам, туроператорам, гостиницам, экскурсионным организациям и т.д., а также получения комплексных лицензий на все указанные виды деятельности.

Условия приостановки или отзыва лицензии должны предусматривать и досудебную процедуру улаживания конфликтов и жалоб потребителей на основе результатов сертификации услуг.

Сертификация туристской фирмы — обязательное условие деятельности туристской фирмы, направленное на обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов и экскурсантов, на предотвращение нанесения вреда их имуществу и окружающей среде, на повышение качества оказываемых услуг.

Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц представляет собой один из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, позволяющих объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. Индустрия туризма, введя стандарты на туристское обслуживание, применяя сертификацию услуг, определяет способы и критерии оценки качества своей деятельности и создает у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются ему в рамках четко определенных норм и правил.

Правовые основы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, права, обязанности и ответственность участников сертификации определяются Законом Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, а также рядом других нормативных документов.

Под добровольной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение по инициативе изготовителя, исполнителя или продавца органом по сертификации соответствия уровня качества предоставляемых услуг требованиям стандартов (нормативных документов) обслуживания. Участниками сертификации являются Госстандарт России, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Центральный орган по сертификации туристских услуг (ЦОС), а также региональные органы по сертификации, которые и определяют в совокупности систему сертификации туристских услуг.

Функции органов по сертификации выполняют организации, имеющие в штате профессионально подготовленных государственных экспертов и аккредитованные по правилам Госстандарта России, т.е. прошедшие государственную регистрацию.

Исполнители туристских услуг в системе обязаны применять знак соответствия путем простановки его на сопроводительной документации (путевки, квитанции), выдаваемой потребителю, и имеют право использовать его на вывеске, в рекламных проспектах и других материалах.

Таким образом, лицензирование деятельности туристских фирм, стандартизация и сертификация оказываемых ими услуг играют огромную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией, которая наносит ущерб всей отрасли, делая ее менее привлекательной для российских и зарубежных потребителей.

В целях защиты прав и законных интересов потребителей, обеспечения безопасности туризма, охраны природных и культурных ценностей в Российской Федерации введен реестр субъектов туристской индустрии, утвержденный статьей 31 Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» «Реестры субъектов туристской индустрии».

В этот реестр включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии на осуществление туропе раторской и турагентской деятельности, сертифицированные средства размещения, а также лица, прошедшие аттестацию на право оказания услуг экскурсовода (гида, гида-переводчика), инструктора по туризму и предоставляющие такие услуги.

Ведение реестров субъектов туристской индустрии осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 февраля, направляют копию регионального реестра субъектов туристской индустрии в адрес федерального органа исполнительной власти в сфере туризма.

Порядок ведения реестров субъектов туристской индустрии, в том числе условия и порядок профессиональной аттестации экскурсоводов, гидов (гидов-переводчиков), инструкторов по туризму, утверждается Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.




2019-12-29 334 Обсуждений (0)
Принципы государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы государственного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)