Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия




 

Открытое Акционерное общества «Промтовары» Стерлитамак является коммерческим предприятием, осуществляющим розничную торговую деятельность, удовлетворяя потребности конечного потребителя, оперируя потребительскими товарами (товарами народного потребления).

Основными функциями ОАО «Промтовары» как торгового предприятия являются:

- распределение товарно-материальных ценностей;

- организация товарного обмена;

- регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли и удовлетворение платежеспособного спроса..

Уставный капитал Общества составляет 71538 руб., в том числе:- физических лиц – 66138 руб.;

-Государственного Комитета по имуществу (г.Стерлитамак) – 5400 руб.

На текущий момент Общество имеет 4 магазина:

-Универмаг «Лидер»

-магазин № 9

-магазин «Дом одежды»

-магазин «Стройматериалы».

Организационную структуру предприятия схематично можно представить следующим образом:


Рис. 2.1. Организационная структуры ОАО «Промтовары»

 

Среднесписочная численность работников предприятия:



в 2005 году составляла 43 человека;

в 2006 году – 42 человека;

в 2007 году – 37 человек.

Товарооборот:

в 2005 г. составил 3017 тыс.руб.,

в 2006 г. – 2590 тыс.руб..

Балансовая прибыль в 2006 г. составила 200,6 тыс.руб.с ростом 149,2%

к соответствующему периоду 2005 года.

Рентабельность – 7,72%.

Доход от аренды, услуг и реализации соответственно в 2005 г.и в 2006 г. составил – 6585 тыс.руб. и 6868 тыс.руб..

Таким образом, для определения динамики хозяйственной деятельности можно проанализировать соотношение основных показателей, представив их в виде следующей таблицы:

 

Таблица 2.1.

Динамика основных показателей финансовой деятельности ОАО «Промтовары» за 2005 – 2006 гг.

Показатель 2005 2006 Отклонение Проценты
Товарооборот (тыс.руб.) 3017 2590 - 427 85,8
Издержки обращения (тыс.руб.) 6417,0 7064,0 547,0 110,1
Доход от аренды, услуг, реализации (тыс.руб.) 6585 6868 283 104,3
Балансовая прибыль (тыс.руб.) 134,0. 200,0 66,6 149,3
Численность персонала (чел.) 43 42 -1 97,7

 

Показатели хозяйственной деятельности предприятия за 9 месяцев 2007 года составили:

-Товарооборот 765.5 тыс.руб.;

- доход от реализации – 133,0 тыс.руб.;

- доход от аренды, услуг – 2068,0 тыс.руб.

- Всего доход – 2201,0 тыс.руб.

- Издержки обращения – 1936,0

 

Таблица 2.2.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2007 года

Показатель 2007г.
Товарооборот (тыс.руб.) 2389,6
Доход от реализации, аренды, услуг (тыс.руб.) 5817,0
Прочие доходы (тыс.руб.) 2066,0
Прочие расходы (тыс.руб.) 1293,0
Издержки обращения (тыс.руб.) 6729,0
Прибыль до налогообложения (тыс.руб.) -139,0

 

Рис. 2.2. Динамика основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия ОАО «Промтовары» за 2005 - 2007 (9 месяцев) года

 

Представленные в диаграмме изменения основных показателей показывают, что в течении исследуемого периода наблюдается постоянное снижение прибыли предприятия и увеличение издержек обращения.

Для выявления соотношения плановых и фактических показателей проведем анализ планирования издержек и результатов в деятельности предприятия.

 

2.2 Анализ планирования издержек и результатов в деятельности предприятия

 

Основой методики планирования являются проведение аналитического исследования, подготовка базы данных, изучение и соединение информации в единое целое. Методы планирования выражаются в способах и приемах разработки плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям для целей управления. Кроме того, методы планирования включают в себя методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта.

Планирование может основываться на традиционных методах (нормативном, балансовом, расчетно-аналитическом) и усовершенствованных современных методах, использующих компьютерные технологии. Усовершенствованные методы планирования как правило, используются крупными предприятиями, а большинство предприятий (средних и малых) осуществляют планирование на основе балансового и расчентно-аналитического.

Балансовый метод планирования – это один из основных методов, который имеет универсальное значение как способ, увязывающий потребности с ресурсами, т.е., способствующий решению одной из важнейших проблем на предприятии. Балансы подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные. При разработке финансовых планов, частью которых является планирование издержек, используются стоимостные балансы. Балансовый метод реализуется в финансовом планировании при разработке прогнозного баланса. Но для разработки реальных прогнозных показателей при планировании опираются на информацию, полученную в результате проведения анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базовый, и индексов его изменения в плановом периоде.

Для анализа планирования издержек на данном предприятии исследуем динамику прогнозных, плановых и фактических издержек предприятия за период 2005- 2006 гг.

Плановые показатели издержек на 2005-2006 гг. представлены в таблице 2.3.

 


Таблица 2.3.

Плановые показатели издержек на 2005-2006гг.

Показатели

2005

2006

Отклонение

%
1

2

3

4

5
Издержки обращения (тыс.руб.)

6630

7200

570

108,6
В том числе:

 

 

 

 
Транспорт сторонний (тыс.руб.)

55

35

-20

63,7
Транспорт собственный (тыс.руб.)

130

155

25

119,2
Амортизация (тыс.руб.)

200

195

-5

97,5
Фонд оплаты труда (тыс.руб.)

3500

3400

-100

97,1
ЕСН (тыс.руб.)

910

884

-26

97,1
Земельный налог (тыс.руб.)

430

480

50

111,7

Электроэнергия (тыс.руб.)

290

335

45

115,5

Телефон (тыс.руб.)

250

290

40

116

Охрана имущества (тыс.руб.)

115

136

21

118,2

Подготовка кадров (тыс.руб.)

260

135

-125

52

Налог на имущество (тыс.руб.)

20

20

0

100

Реклама (тыс.руб.)

70

30

-40

42,9

Другие расходы (тыс.руб.)

400

960

560

240

                 

 

Для проведения анализа издержек обращения определим размер и темп изменения их уровня по формуле:

 

ΔУИО = УИО1-УИО2 (13)

 

где,

ΔУИО – размер изменения уровня издержек обращения, %;

УИО1 и УИО2 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.

 

Тио = УИО1: УИО0 ×100% (14)

 

где,

Тио - темп изменения уровня издержек обращения, %.

Данные полученные по расчетам представлены в таблице 2.4. в сопоставлении с фактическими издержками обращения 2005 года..

 

Таблица 2.4.

Фактические показатели издержек на 2005-2006гг.

Показатели 2005 2006 Отклонение %
1 2 3 4 5
Издержки обращения (тыс.руб.) 6417,0 7064,0 647 110,1
В том числе:        
Транспорт сторонний (тыс.руб.) 51,6 31,4 -20,2 60,9
Транспорт собственный (тыс.руб.) 126,8 151,7 24,8 119,7
Амортизация (тыс.руб.) 195,0 194,0 -1 99,4
Фонд оплаты труда (тыс.руб.) 2440,4 2384,6 -55,8 97,8
ЕСН (тыс.руб.) 857,1 843,5 -13,6 98,4
Земельный налог (тыс.руб.) 429,0 477,7 48,7 111,3
Электроэнергия (тыс.руб.) 284,1 329,8 45,7 116,1
Телефон (тыс.руб.) 106,4 127,3 20,9 119,7
Охрана имущества (тыс.руб.) 244,0 133,7 - 110,3 57,8
Подготовка кадров (тыс.руб.) 19,8 18,4 -1,4 93.0
Налог на имущество (тыс.руб.)  - 143,7 143,7 100
Реклама (тыс.руб.) 61,1 24,8 -36,3 40,5
Другие расходы (тыс.руб.) 14,2 21,2 7 149,3

 

Анализируя плановые и фактические издержки предприятия можно сделать следующие выводы:

- плановые издержки в 2005 году составили 6630 тыс.руб.,

- фактические – 6417,0 тыс.руб.

- экономия издержек обращения составила 213 тыс. руб. или 96,7%

- плановые издержки в 2006 году составили 7200 тыс. руб.,

- фактические -7064,0 тыс. руб.

- экономия издержек обращения составила 136 тыс. руб. или 98,1%.

Однако, запланированные издержки 2006 года превышают плановые издержки 2005 года и составляют 92,1 %, фактические издержки соответственно – 6417,9 и 7064,0 или 110,1%.

Сопоставим полученные результаты по издержкам обращения с основным показателем хозяйственной (торговой) деятельности предприятия в 2005-06 гг. и построим график.

Товарооборот 2005 г. (3017 тыс.руб.) выше объема товарооборота в 2006 г. (2590 тыс.руб.) на 427 тыс.руб. Темп изменения товарооборота составляет 85%.

 

Рис. 2.3. Динамика соотношения издержек обращения и товарооборота предприятия в 2005-2006гг.

 

На графике, (рис.2.3.,) наглядно представлены темпы снижения товарооборота в 2006 г. относительно показателя товарооборота в 2005 г. Как известно, объем товарооборота является одним из основных факторов, влияющих на уровень и сумму издержек обращения.С ростом объема товарооборота, как правило, увеличивается общая сумма издержек обращения, однако, на исследуемом предприятии объем товарооборота снизился на 85,8%, а издержки обращения возросли на 110%.Следовательно, на темп изменения уровня издержек обращения влияют иные факторы, выявление которых является необходимым условием при планировании издержек обращения на последующие периоды. Для этого необходимо провести анализ издержек обращения по статьям расходов.

На рис. 2.4. представлен график динамики прибыли и дохода в 2005 – 2006гг.


Рис. 2.4. Динамика прибыли и дохода в 2005-2006гг.

 

Сумма дохода от аренды, услуг и реализации в 2005 г. ниже аналогичного показателя 2006 г. на 283 тыс.руб. и составляет 104,3 %.

По показателю прибыли ситуация аналогичная. Прибыль, полученная в 2005 г. ниже суммы прибыли, полученной предприятием в 2006г. на 66,6 тыс.руб. (149,3 %).

Увеличение прибыли в 2006 г.относительно 2005г (149,3%) не привело к значительному увеличению дохода предприятия, поскольку при общем снижении объема товарооборота снизился доход от реализации. Значительную часть дохода предприятия составляет доход от аренды и услуг. Доход от реализации товаров:

в 2005 г. составляет 830,5 тыс.руб.,

доход от аренды и услуг – 5754,5,

в 2006 г. доход от реализации составил всего 496,0 тыс.руб.,

доход от аренды и услуг – 6372,0. тыс.руб.

Рост совокупного дохода составил 110,7 %.

Таким образом, учитывая полученные данные можно сделать следующие выводы:

- планирование издержек обращения на 2006 г. произведено с учетом того условия, когда совокупность всех затрат предприятия будет покрыта валовым доходом и предприятие получит прибыль, следовательно, коммерческую деятельность в целом можно считать эффективной.

Диаграмма наглядно иллюстрирует темпы увеличения дохода и прибыли в 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Долее проанализируем планирование издержек на 2007 гг.

В основу планирования издержек обращения на 2007 г. положены фактические показатели размера и темпа изменения уровня издержек обращения в 2006 г. Анализ планирования издержек обращения на 2007 г.начнем с рассмотрения прогнозных (ожидаемых) показателей, которые рассматриваются как плановые..

 

Таблица 2.5.

Ожидаемые показатели издержек обращения на год и на месяц (2007 г.)

Показатель (наименование статей) Фактические 2006 Ожидаемые 2007 Среднемесячные показатели издержек
1 2 3 4
Транспорт собственный 147334 176800 14,73
Транспорт сторонний 41893 42000 3,5
Водоснабжение 20500 26650 2,22
Электроэнергия 284070 285000 23,75
Отопление 295777 369721 30,81
Вывоз бытовых отходов 5470 5500 0,46
Налог на имущество 146123 150000 12,5
Оплата труда 2413999 2414000 201,2
ЕСН 811318 628000 52,3
Премия 706455 - -
Хранение 286 500 0,04
Амортизация 194580 233436 19,5
Транспортный налог 15140 15140 1,26
Земельный налог 480844 577013 48,1
Охрана имущества 132565 133000 11,1
Обслуживание касс 10856 10856 0,90
Услуги связи 115127 132396 11,0
Реклама 27263 30000 2,5
Командировочные - - -
Расходы на канцтовары 24924 25000 2,08
Почтовые расходы 832 1000 0,08
Информационные услуги 18473 19000 1,58
Подготовка кадров 9200 9200 0,77
Другие расходы 8310 10000 0,83
Списание О.С. 12989 - -
Ремонт О.С. 277874 - -
Ремонт транспорта 31092 35000 2,92
Итого 6347782 5445372 453,8

 

Таблица 2.6.

Ожидаемые доходы: (в месяц), год

Показатель В месяц В год
Доход от аренды с НДС (тыс.руб.) 736,9 8842,8
Доход от услуг (тыс.руб.) 30,0 360
Доход от реализации товара (тыс.руб.) 75,0 900
Всего ожидаемый доход (тыс.руб.) 841,9 10102,8
Товарооборот: данных нет данных нет
Прибыль до налогообложения данных нет данных нет
Чистая прибыль данных нет данных нет

 

Если сопоставить итоговые показатели ожидаемых издержек в 2007 году и фактических в 2006 году, то получим следующий показатель отклонения:

 

Таблица 2.7.

Планирование издержек обращения в 2007 году

Ожидаемые издержки2007 г 5445372 тыс.руб.
Фактические издержки 2006 года 6347782 тыс.руб.
Отклонение - 902410 тыс. руб.
Экономия издержек 2007 116,6 %.

 

Сопоставляя полученные показатели можно сделать вывод о том, что на 2007 г. запланировано значительное снижение суммы издержек обращения – на 902410 тыс. руб. В 2007 г. не запланированы затраты на выплату премии, ремонт основных средств и ремонт транспорта. По остальным статьям плановые или ожидаемые издержки 2007 г. превышают фактические издержки обращения в 2006 г. (Данные табл. 2.5.).

Рассмотрим соотношение фактических издержек за 9 месяцев 2007 года и показателей товарооборота и дохода.

 

Таблица 2.8.

Соотношение фактических издержек обращения и показателей товарооборота и дохода (за 9 мес.2007г.)

Показатель Сумма
Издержки обращения за 9 месяцев 2007 6729,0 тыс.руб.
Товарооборот за 9 месяцев 2007 2389,6
Доход от реализации 420,2
Доход от аренды и услуг 5396,8
Общая сумма дохода составила 5817,0 тыс.руб.

 

Исходя из планового показателя товарооборота (3762 тыс.руб.) на год можно рассчитать план товарооборота на один квартал. Для этого плановый показатель товарооборота на год разделим на количество кварталов. Получим плановый показатель товарооборота на один квартал, который составит:

 

3762 \ 4 = 940,5 тыс.руб.

 

следовательно, плановый показатель товарооборота за три квартала или 9 месяцев 2007 г. составит:

 

940,5 × 3 = 2821,5 тыс.руб.

 

Сопоставив фактическое выполнение товарооборота за 9 месяцев с плановым получим 2821,5 – 2389,6 = 432, тыс.руб. или 84,7 %.т.е. план товарооборота не выполнен в полном объеме.

Таким образом, 15,3 % товарооборота переносится на четвертый квартал. Объем товарооборота на четвертый квартал составит:


3762 тыс.руб. – 2389,6 тыс.руб. = 1372,4 тыс.руб.

 

Для того, чтобы выполнить годовой план товарооборота необходимо повысить скорость товарооборота в последнем квартале года.

Проанализируем показатели прибыли.

Плановый показатель прибыли составляет 150 тыс.руб., за 9 месяцев прибыль составила 120 тыс.руб., соответственно прибыль за четвертый квартал должна составлять 30 тыс.руб. Плановый показатель прибыли выполнен на 80%.

Плановый доход на 2007 г. составляет –10102,8 тыс.руб.,

Если доход за один месяц составляет 841,9, то за 9 месяцев этот показатель можно рассчитать следующим образом:

 

841,9 × 9 =7577,1 тыс.руб.

 

Выполнение плана – 10102,8 -7577,1 =2525,7 тыс.руб.

Рассчитаем уровень выполнения планового показателя дохода:

 

7577,1 / 10102,8 ×100 =75 %

 

Фактический доход за 9 месяцев составил- 5817,0. тыс.руб.

 

7577,1 – 5817,0 = 1760,1 тыс.руб. (0,8%)

 

Издержки обращения за 9 месяцев 2007 г., как уже указывалось выше составили 6729,0 тыс.руб., в то время как среднемесячный показатель издержек обращения составляет 453,8. За девять месяцев ожидаемые издержки должны составлять 4084,2 тыс.руб. Следовательно, темп роста издержек обращения за 9 месяцев составил:


4084,2 \ 6789 × 100 = 60,7 %.

 

Этот показатель показывает, что фактические издержки за 9 месяцев текущего года значительно превышают ожидаемые показатели. Рост издержек обращения в месяц составляет 6,7 %.

Полученные показатели обобщим в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7.

Степень выполнения плановых показателей 2007 года.

Показатель Год месяц план 9 мес. факт.9 мес.   % от плана 9 мес.
Товарооборот (тыс.руб.) 3762 313,5 2821 2389,6 0,8
Издержки обращения (тыс.руб.) 5445372 453,8 4084,2 6729,0 1,6
Доход (тыс.руб.) 10102,8 841,9 7577,1 5817,0 0,8
Прибыль (тыс.руб.) 150,0 12,5 112,5 120,0 1,1

 

Из таблицы 2.7 видно, что по показателям товарооборота, издержек обращения и дохода предприятие имеет отрицательный результат, но тем не менее, предприятие получило более высокую прибыль, чем это было предусмотрено планом..

Анализ планирования издержек обращения и результатов деятельности предприятия позволяет сделать следующие выводы:

Как и многие другие предприятия розничной торговли, которые могут быть отнесены к малым или средним, руководство ОАО «Промтовары» полагает, что его коммерческая деятельность является эффективной, если все совокупные и не разделенные по источникам издержки, который несет предприятие за определенный период, покрываются валовым доходом, да еще и остается прибылью. С одной стороны такой подход обоснован. Так как предприятие в принципе «в плюсе». Однако, такой подход не дает ответа на вопросы:

- может ли предприятие заработать больше денег?,

- как работают отдельные категории и виды товара и насколько они прибыльны?

При таком подходе затруднительно говорить о том, как долго и стабильно предприятие будет приносить прибыль.

Преимуществом такого подхода, основанного на суммовом способе учета издержек является его простота для применения и дешевизна, поскольку не требуются дорогостоящие специалисты и компьютерные программы.

Недостатком суммового способа учета издержек является невозможность получения максимальной прибыли, невозможность эффективного управления ассортиментом, планирования и оптимизации издержек.

При планировании издержек обращения не проводится анализ издержек, не выявляются факторы, вызывающие рост издержек обращения, не выявляются источники оптимизации издержек.

Анализируя плановые документы невозможно определить по каким причинам снижен объем товарооборота, отсутствует обоснование отказа от планирования затрат на премирование и поощрение персонала. Планирование издержек обращения согласовано с планированием дохода и прибыли, но при этом, получение дохода планируется не от реализации товаров, а от аренды и услуг. Соответственно можно сделать вывод о том, что предприятие при планировании не проводит анализ торговой деятельности и не планирует ее оживление и оптимизацию.

Подтверждением данного вывода служат результаты, полученные при анализе планирования издержек обращения и фактических результатов деятельности предприятия. За 2005-2006г. и 9 месяцев 2007 г.

На диаграмме представлена динамика изменения плановых и фактических издержек обращения предприятия за 2005-2006 гг. и 9 месяцев 2007 гг.


Рис. 2.5. Соотношение фактических и плановых издержек за 2005-2006гг. и 9 мес.2007 г.

 

Из диаграммы видно, что только в 2005 г. фактические издержки обращения не превышают плановые, а в 2006 г. и в течение 9 месяцев 2007 г. фактические издержки обращения выше, чем плановые.

Основным источников дохода предприятия является доход от аренды и услуг, а не доход, получаемый от реализации товара (торговой деятельности, как основного вида деятельности).

Издержки обращения, как правило, возрастают при увеличении товарооборота, но товарооборот на предприятии сокращается, следовательно, увеличение издержек связано с иными факторами. Тем не менее, в 2007 г. запланированные издержки обращения значительно ниже, чем плановые.

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию планирования издержек обращения

 

Процесс планирования базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать при его осуществлении Принципы эти во многом зависит от условий, в которых происходит планирование и поэтому со временем могут меняться.

Ведущим принципом планирования в современных условиях является участие максимального числа сотрудников в работе над планом или в подготовке необходимой для планирования информации.

Другой принцип планирования – непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, стратегий, распределения ресурсов, создания проектов перестройки организаций в соответствии с изменившимися условиями.

Важный принцип планирования – экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта

В зависимости от содержания и качества используемой при планировании информации достижение запланированной цели на предприятии возможно различными путями и, соответственно, при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Повышение качества планирования на основе совершенствования информационной базы нередко становится более важным фактором развития производственной деятельности, чем вовлечение в него дополнительных объемов труда, сырья и энергии. Учитывая выше приведенные требования к процессу планирования и на основании выявленных недостатков в планировании издержек обращения, а также результаты хозяйственной деятельности предприятия предлагаются следующие направления совершенствования:

На основании проведенного анализа планирования издержек обращения предприятию рекомендуется:

- прежде, чем планировать издержки обращения на последующий период необходимо систематизировать информацию для анализа. Источниками информации служат:

- оперативные данные бухгалтерского учета;

- статистическая отчетность;

- материалы документальных ревизий;

- инвентаризаций;

- проверок;

- докладные записки;

- результаты наблюдений.

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности торговой (и иной) деятельности предприятия за счет более рационального использования всех ресурсов. Борьба предприятий за максимальную прибыль ведется не только на стадии оценки фактических издержек, а уже в процессе использования имеющихся ресурсов путем создания условий для недопущения случаев их неэффективного использования. Полный анализ издержек обращения необходимо проводить не реже одного раза в квартал, а неполный – ежемесячно. При этом рекомендуется еженедельно сравнивать произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объема продаж, валовых доходов, прибылью.

Анализ ежемесячных отклонений занимает первое место среди срочных работ, выполняемых в конце месяца. Анализ должен производится в три этапа:

Обнаружение отклонений и их денежную оценку;

Установление причин, вызвавших эти отклонения;

Распределение ответственности.

Изучение издержек обращения позволит дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, текущих и стратегических целей.

Помимо анализа общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года, следует изучать факторы, под воздействием которых находится величина издержек обращения. При этом нужно учитывать, что некоторые факторы способствуют росту издержек, другие – снижению. Особенно важно определить факторы, которые вызвали рост издержек. Для исследуемого предприятия это могут быть следующие: снижение объемов продаж, увеличение в структуре товарооборота удельного веса товаров со сравнительно высоким уровнем издержек обращения., замедление товарооборачиваемости, повышение цен, окладов; увеличение количества услуг, оказываемых покупателям.

Источником информации для анализа издержек и последующего планирования является также:

- исследование товарной структуры,

- ассортимента товаров,

- степень удовлетворения спроса теми или иными видами товаров,

- выявление товаров, от реализации которых предприятие получает максимальную (минимальную) прибыль или убытки.

На предприятии только одно подразделение осуществляет торговую деятельности - это универмаг «Лидер». Торговые площади остальных подразделений сдаются в аренду. В результате анализа планирования издержек обращения предприятия выявлено, что доход, получаемый от аренды и услуг значительно выше дохода от реализации товаров. Но поскольку предприятие поставило себе цель удовлетворение потребностей населения в промтоварах, особое внимание следует уделить планированию деятельности этого подразделения. Для этого необходимо определить условия, при которых деятельность предприятия будет безубыточной. Как уже отмечалось, спланировать безубыточную работу подразделения можно при условии обеспечения равенства доходов и расходов. Следовательно, необходимо произвести расчет основных показателей:

 


Таблица 2.8.

Расчет издержек обращения, дохода и прибыли по Универмагу «Лидер» (подразделение ОАО «Промтовары»)

Товарооборот Доход от реализации Прочие доходы (доход от аренды) Всего доход Издержки обращения Прибыль до налогообложения Налог на добавленную стоимость Прибыль после уплаты налога
250 тыс.руб. 102 тыс.руб. 236,8 338,8 164 тыс.руб. 112, 1 17 % 95,0 тыс.руб.

 

Таким образом, при условии выполнения плановых показателей работа предприятия будет не только безубыточной, но и прибыльной. При проведении расчета учитывалось, что часть торговой площади сдается в аренду. Но если провести анализ доходности различных групп товаров, то можно скорректировать не только ассортимент предлагаемых к реализации товаров, но изменить структуру товарооборота, обеспечив при этом максимизацию дохода от продаж.

В целом, для оптимизации процесса планирования должны быть созданы определенные предпосылки, а именно: издержки должны стать объектом управления, если удается уменьшить их путем эффективного управления без снижения объема реализации, валовых доходов, качества торгового обслуживания, то создается возможность увеличения прибыли. Эффективное управление издержками обращения ведет к уменьшению и устранению таких расходов, которые не являются целесообразными для торгового предприятия (не содействуют росту оборота), то есть сокращение затрат не дающих соответствующей отдаче.

При формировании затрат торгового предприятия и его подразделений целесообразно обеспечить выполнение следующих условий:

- прирост общей суммы затрат не должен превышать прирост доходов;

- снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества торгового обслуживания и, как следствие, снижению спроса товарооборота роста издержек на организацию процесса реализации товаров;

- размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами, прогнозные значения издержек обращения должны быть определены с учетом ограничения по ресурсам, расчет должны обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов использования ресурсов;

- изменение затрат должно соответствовать изменениям объемов и особенностям деятельности торгового предприятия, его целевым ориентиром, требованиям покупателей к качеству обслуживания.

Во всех издержках следует выделять:

- постоянный элемент (торговая площадь и т.д.);

- переменный элемент (фактическое их использование и т.п.).

Основными резервами экономии издержек обращения являются

- равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде

- эффективное использование материально-технической базы;

- внедрение прогрессивных форм обслуживания;

- прогрессивную доставку товаров;

- ускорение оборачиваемости товаров;

- усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат не работающих на отдачу, разукрупнение статей и др.

Такие возможности экономии издержек имеются по всем статьям расходов. Важно умело оценить и обосновать размер неэффективно потраченных средств или последствиям не рациональных действий.

В целом, планирование издержек обращения предприятия является частью системы управления издержками, поэтому необходимо построить модель, основными элементы которой представлены в приложении.


Заключение

 

В заключении темы выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованного производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворение спроса потребителей.

Существуют различные подходы к классификации издержек обращения торгового предприятия: по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам; по участию в образовании стоимости

План издержек обращения отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли.

В соответствии с действующим порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения. зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий.

Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.

В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.

В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям.

Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100.

Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (117)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.086 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7