Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие иммунитета и привилегий. Штат дипломатического представительства.



2019-12-29 4010 Обсуждений (0)
Понятие иммунитета и привилегий. Штат дипломатического представительства. 4.75 из 5.00 4 оценки




Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же при­вилегии и иммунитеты.

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии, т. е. льготы, преимущества, которые обычным иностранцам не предоставляются.

В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипло­матическими в точном значении этого слова.

Венская конвенция, включая в круг лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, такую категорию, как частные домашние работники, проводит в то же время четкое различие между ними и сотрудниками представительства. Если сотрудники, в том числе и обслуживающий персонал, - это лица, состоящие на государственной службе и получающие зарплату от аккредитующего государства, то частные домашние работники, как определяет Конвенция в ст. 1, - это лица, выполняющие обязанности домашних работников у сотрудников представительства и не являющиеся служащими аккредитующего государства. Заработную плату они получают, соответственно, не от государства, а от членов персонала представительства, у которых непосредственно они служат[2].

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административ­но-технического и обслуживающего персонала. Члены дипло­матического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с су­ществующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Ди­пломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопро­изводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: вра­чи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Вен­ской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, ак­кредитуемых также при главах государств; в) класс поверен­ных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства опреде­ляется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с об­щепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к сле­дующим стадиям: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства; 2) издание после получе­ния агремана акта, оформляющего назначение главы предста­вительства; 3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатическо­го представительства и аккредитующего в этом качестве в го­сударстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе госу­дарства, принимающего дипломатического представителя.

Аккредитующее государство может назначить главу пред­ставительства в одно или несколько государств, если не заяв­лено возражений со стороны любого из этих государств.

Члены дипломатического персонала назначаются аккреди­тующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Вен­ской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена -военных, морских или авиационных атташе зара­нее сообщались на его одобрение. Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

 

Содержание определенных иммунитетов и привилегий работников дипломатического представительства.

 Работники дипломатического представитель­ства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипло­матическими в точном значении этого слова.

Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных вы­год, а с целью создания максимально благоприятных условий для осуществления функций дипломатического представительства. Кро­ме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государст­во. В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипло­матического представительства и личные иммунитеты и привиле­гии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помеще­ний дипломатического представительства (п. 1 и 2 ст. 22), иммуни­теты имущества и средств передвижения (п. 3 ст. 22), неприкосно­венность корреспонденции и архивов (ст. 24); налоговый (фискаль­ный) иммунитет (ст. 23); право на беспрепятственные сношения представительства со своим государством и другими представитель­ствами своего государства за рубежом (ст. 27); таможенные приви­легии (ст. 36); протокольные привилегии (ст. 20 и др.).

Ко второй категории относятся: личная неприкосновенность (ст. 29), неприкосновенность жилища; полный иммунитет от уго­ловной юрисдикции государства пребывания, а также (с изъятия­ми) от гражданской и административной юрисдикции в отноше­нии исполнительных действий (ст. 31); налоговый (фискальный) иммунитет (ст. 34); таможенные привилегии (ст. 36); освобождение от личных повинностей (ст. 35).

В отношении гражданской и ад­министративной юрисдикции допускаются четыре изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, ко­торым дипломат или член его семьи владеют лично; иск по на­следственному делу, в котором эти лица выступают в качестве на­следников или наследодателей и т. п.; иск по поводу профессио­нальной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды (хотя это и запрещено ст. 42), а также встречный иск. Дипломатический персонал имеет право свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены (ст. 26).

Неприкосновенность помещений дипломатического предста­вительства обеспечивается двумя обязанностями государства пре­бывания: обеспечить надлежащую (эффективную) внешнюю охра­ну этих помещений (зданий и земельных участков) и не допус­кать доступа властей в эти помещения без согласия главы представительства. Под властями имеются в виду должностные лица, которым по законодательству государства пребывания пре­доставлены полномочия совершать принудительные действия (следователи, контролеры, пожарная охрана, судебные исполните­ли и т. д.).

Эффективность внешней охраны определяется по результатам: если, например, несмотря на большое количество постов, зданию представительства был нанесен ущерб, этого достаточно для при­несения протеста по поводу неэффективности охраны и предъяв­ления претензии о возмещении ущерба.

Гражданско-правовой статус (аренда, приобретение в собст­венность) здания и (или) земельного участка, занимаемых пред­ставительством, не влияет на иммунитеты и привилегии послед­него. Аналогичный иммунитет распространяется также на жили­ще (частную резиденцию) иностранного дипломата (ст. 30 Венской конвенции 1961 года), причем иногда эти два иммуните­та оказываются довольно тесно связанными.

Средства передвижения дипломатического представительства пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и испол­нительных действий. Однако если в них находится преступник, он может быть задержан. Принудительные действия в этом случае будут направлены не против средства передвижения, а против со­ответствующего лица.

Одним из наиболее распространенных видов связи диплома­тического представительства со своим центром и другими пред­ставительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция 1961 года предусматривает доставку ди­пломатической почты дипломатическими курьерами и бескурьерную (с помощью командира воздушного суд­на, который правами дипломатического курьера не пользуется). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помо­щью капитана морского судна и на основании соглашений между заинтересованными государствами через обычные каналы связи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дипло­матическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть за­держана и даже вскрыта.

Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность государства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Ге­неральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвраще­нии и наказании преступлений против лиц, пользующихся меж­дународной зашитой, в том числе дипломатических агентов (Рос­сия в этой Конвенции участвует). В ней подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лип, пользующихся дипломатической неприкос­новенностью, несет ответственность посылающее государство.

В этой связи ст. 360 Уголовного кодекса РФ 1996 года (с изм. и доп.) предусматривает следующее:

«1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося между­народной зашитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений — наказывается лишени­ем свободы на срок от трех до семи лет».

При подготовке Проекта статей Конвенции, комментируя принцип личной неприкосновенности, КМП отметила, что он "не исключает в отношении дипломатического агента ни мер законной самообороны, ни, в исключительных обстоятельствах, мер, предназначенных воспрепятствовать ему совершить преступления или проступки"[3]. Эти исключения, не встретившие возражений со стороны членов КМП, не были включены в Конвенцию лишь потому, что это привело бы на практике к перечеркиванию самого правила.

Кроме того, неприкосновенность личности дипломата не исключает законной самообороны против дипломата, если он совершает противоправные действия в отношении других лиц. В книге "Дипломатическое и консульское право" приводится следующий пример из судебной практики: "в 1947 г. кассационный суд Коста-Рики в деле об оскорблении действием перуанского поверенного в делах со стороны гражданина Коста-Рики Арайи вынес постановление, где говорилось, что поступок Арайи является естественным и логическим последствием действий самого пострадавшего, который оскорбил обвиняемого и угрожал ему избиением, и поэтому не может считаться нарушением дипломатической неприкосновенности[4].

Таможенные привилегии в отношении дипломатического бага­жа заключаются, прежде всего, в том, что он не облагается тамо­женными сборами, пошлинами и т. д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатиче­скому представительству, дипломату или члену его семьи, пропус­кается на общих основаниях, с досмотром. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвен­ция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, ес­ли есть серьезные основания полагать, что он содержит предме­ты, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это по­ложение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещен­ного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производив­шие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серь­езные основания.

В теоретическом отношении вопросы таможенного иммунитета достаточно ясны и каких-либо дискуссий не вызывают. Договорным путем таможенный иммунитет дипломатов впервые был закреплен в Конвенции. На наш взгляд, таможенный иммунитет состоит из трех основных компонентов: свобода ввоза и вывоза предметов, предназначенных для личного пользования; освобождение указанных предметов от таможенных пошлин; освобождение в виде общего правила личного багажа дипломатов от таможенного досмотра.

Свобода ввоза или вывоза предметов, предназначенных для личного пользования, сформулирована в п. 1 ст. 36 Конвенции следующим образом: "Государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи...".

Таким образом, обязательным условием реализации рассматриваемой в этом смысле свободы является соблюдение "законов и правил" государства пребывания. Оно вправе вводить необходимые ограничения и регулировать порядок ввоза или вывоза тех или иных предметов.

Ст. 35 Венской конвенции освобождает дипломатического агента также от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей (реквизиции, контрибуции и военного постоя)[5].

В настоящее время в аэропортах большинства стран со ссыл­кой на мероприятия по борьбе с терроризмом и необходимость обеспечения безопасности гражданской авиации производится досмотр багажа дипломатов и членов их семей, и даже их личный досмотр, что выпадает из сферы регулирования Венской конвен­ции 1961 года и фактически представляет собой пробел в данной области права внешних сношений. Необходимо отметить, что член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, дипломатическими иммунитетами и привилегиями не пользуется.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются наряду с членами семей, прожи­вающими вместе с ними, личной неприкосновенностью, непри­косновенностью жилища, фискальным (налоговым) иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и ад­министративной — иммунитетом только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не обла­гаются таможенными пошлинами предметы первоначального об­заведения, адресованные указанным лицам.

Таким образом, что же касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемых ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им в том случае, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение вышеизложенного хотелось бы отметить, что так же как и в вопросе о привилегиях и иммунитетах представительства в целом, среди личных привилегий и иммунитетов дипломатов имеются и такие их виды, которые международным правом не предусмотрены, но предоставляются на основе норм международной вежливости или в силу существующих в международной практике обычаев (обыкновений). Это, например, право дипломатов на получение приглашений на различного рода мероприятия, связанные с торжествами, юбилеями в стране пребывания, проводимые там военные парады, демонстрации и манифестации. Для глав иностранных дипломатических представительств нередко отводятся лучшие и почетные места - ложи в театре, в парламенте и т. п. Многое связано здесь с церемониальными почестями, оказываемыми дипломатам в соответствии с существующими требованиями протокольной практики.

Вместе с тем, надо сказать, что в ряде случаев грань между нормами права и нормами вежливости или простыми обыкновениями достаточно условна, подвижна и не всегда может быть четко определена. На этот момент обращали внимание в дореволюционной русской литературе некоторые юристы старой школы. Поэтому не без основания и в отечественной международно-правовой литературе отмечается, в частности М.И.Лазаревым, что "нормы церемониала и протокола являются как бы реализацией и конкретизацией основополагающих начал современного международного права"[6]. И далее он пишет: "...сложность церемониала и протокола заключается и в том, что не всегда ясно, где кончается международная вежливость и начинается юридическая обязанность соблюдения определенных правил. Будучи инструментом превращения правоспособности государства в области дипломатических отношений в его дееспособность, нормы церемониала и протокола в ряде случаев сами не имеют юридически обязательного характера и являются лишь данью вежливости или обыкновению (форма одежды, время прибытия на прием и ухода с него и т. д.)"[7].

При всем том, что вопрос об основаниях обязательной силы норм международной вежливости и правил протокольного характера является сложным в теории и на практике, несомненно, одно - между этими установлениями и нормами международного права существует тесная связь. Вместе взятые они и представляют собой тот фундамент, на котором строится вся система дипломатических привилегий и иммунитетов, в том числе и рассмотренных только, что личных привилегий дипломатов.

 

Список литературы:

 

1. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юрист, 1999. – 416 с.

2. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.

3. Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. - М., 1972, с. 355.

4. Венская Конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вена 18.04.1961г.)

5. Венская Конвенция о консульских сношениях ( заключена в г.Вена 24.04.1963г.)

6. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

7. Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.

8. Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. - М., 1986,.

9. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2010.

10. Лазарев М.И. Вступительная статья к кн.:Вуд Дж.,Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол, с.13. Цит. по: Сандровский К.К. Дипломатическое право. - Киев, 1981, с. 215.

11. Международное публичное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М: Норма, 2004.-624 с.

12. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев.- 5-е изд. М.: Проспект, 2009.-1008 с.

13. Мовчан А.П., Ушаков Н.А. Венская конвенция по вопросу о дипломатических сношений и иммунитете. //Советское государство и право. - 1962. - № 2. С.61


[1] Лазарев М.И. Вступительная статья к кн.: Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. 2-е изд. М., Прогресс, 1976, с. 12

[2] Мовчан А.П., Ушаков Н.А. Венская конвенция по вопросу о дипломатических сношений и иммунитете. //Советское государство и право. - 1962. - № 2. С.61

[3] Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990, с. 78-79.

[4] Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. - М., 1972, с. 355.

[5] Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. - М., 1986, с. 18-19.

[6] Лазарев М.И. Вступительная статья к кн.:Вуд Дж.,Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол, с.13. Цит. по: Сандровский К.К. Дипломатическое право. - Киев, 1981, с. 215.

[7] Сандровский К.К. Указ. соч., с. 216



2019-12-29 4010 Обсуждений (0)
Понятие иммунитета и привилегий. Штат дипломатического представительства. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Понятие иммунитета и привилегий. Штат дипломатического представительства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4010)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)