Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы обеспечения социальной защиты населения



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Формы обеспечения социальной защиты населения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Система социальной защиты нашей страны долгое время складывалась в условиях административно-командной экономики, где не было места рыночным механизмам и частному сектору (советский период). В целом, она успешно функционировала и охватывала все население страны, обеспечивая предоставление высокого уровня государственных социальных гарантий.

В конце XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов [2, с.3].

Принципы социальной зашиты населения. Национальные системы социальной защиты сформировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов (рис.1.1.).

Рис.1.1. Принципы и основные формы покрытия рисков в системе социальной защиты.

Примечание. Источник: [2, с.12].

Принцип социального страхования. Согласно этому принципу финансирование предоставляемых услуг осуществляется за счет взносов членов страхового объединения, которые при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Внося в качестве взноса определенную часть заработной платы в фонд социального страхования, застрахованные в случае потери дохода имеют право на получение финансового возмещения (при условии выплаты страховых взносов), объем которых соотносится с размером прежней заработной платы.

Помимо правила эквивалентности, т.е. обусловленности объема страховой компенсации объемом индивидуальных взносов, принцип социального страхования включает также элементы перераспределения. Существующие различия между добровольным личным и социальным страхованием вносят определенные коррективы в действие принципа страхования. В случае добровольного личного страхования страховые взносы рассчитываются для каждого застрахованного в соответствии с вероятностью наступления риска, а страховые выплаты ориентированы на размер взносов согласно принципу индивидуальной эквивалентности. В основе же социального страхования лежит модифицированный принцип индивидуального страхования: взносы в социальном страховании не рассчитываются исходя из вероятности риска для каждого застрахованного (например, они не зависят от возраста или семейного положения, кроме того, в некоторых случаях неработающие члены семьи, не уплачивающие страховых взносов, могут иметь право на страховые выплаты). Следовательно, в отличие от добровольного личного страхования предоставляемые в рамках социального страхования выплаты не находятся в прямой зависимости от предыдущих взносов. Возможность социальной модификации принципа эквивалентности основывается на том, что данный принцип сочетается с принципом объединения рисков и общественной солидарности. Общественно значимый характер фондов социального страхования предполагает обязательный характер участия в системе социальной защиты.

Особенностью социального страхования в отличие от добровольного личного является также перераспределение доходов через систему солидарного поручительства в пользу менее финансово обеспеченных членов. Социальная защита и социальное выравнивание достигается в результате того, что люди с большей вероятностью социального риска не исключаются, а, наоборот, в отличие от добровольного личного страхования страхуются вне зависимости от уровня их дохода. Следует также отметить, что финансирование социального страхования может частично осуществляться не только за счет взносов работников и работодателей, но и за счет дотаций или кредитов государства. Таким образом, принцип социального страхования предусматривает тесную взаимозависимость обеспечения и предварительного вклада, что в значительной мере исключает пользование неположенным. По сути это приводит к тому, что построенные таким образом системы социальной защиты одобряются участниками.

Принцип социального обеспечения. В отличие от принципа страхования в рамках принципа социального обеспечения социальные услуги и выплаты предоставляются по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируются за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе данного принципа происходит финансирование программ государственной социальной политики, системы среднего и высшего образования. Например, в многих европейских странах этот принцип является в большей степени принципом солидарного участия всех членов общества, а не только государства по отношению к определенным группам лиц. Получатели социальных услуг и выплат, на которых распространяется данный принцип, как правило, не платили ранее никаких взносов однако обеспечили себе на это право вследствие особых заслуг, оказанных ими государству (например, государственные служащие).

Разумеется, финансирование за счет бюджетных средств напрямую зависит от эффективности экономики и от состояния бюджета и может приводить к перегрузке государственных финансов и другим негативным последствиям, однако применение этого принципа необходимо в случаях невозможности предоставления гарантий по отношению к таким рискам, где нельзя использовать принцип страхования. Принцип социального обеспечения является определяющим в системах социальной защиты с унифицированными базовыми социальными услугами, где они предоставляются всем гражданам государства. Такие системы функционируют в Скандинавских странах (Дании, Швеции, Финляндии), а также в Великобритании. Принцип страхования играет в таких экономиках меньшее значение, поскольку для них свойственны высокие объемы перераспределения национального дохода и финансирование социальных услуг через государственный бюджет для уменьшения имущественного неравенства. Характерной чертой подобных экономик является также преимущественно бюджетное финансирование социальных программ (особенно в Дании, Великобритании и Швеции), а также государственная организация социальных учреждений (например, Национальная служба здравоохранения Великобритании) [2, с.13].

Принцип вспомоществования. Согласно этому принципу социальные выплаты и услуги может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из бедственного положения. Так же, как и принцип социального обеспечения, данный принцип предусматривает финансирование социальных нужд из средств налогообложения. Особенностью основанных на принципе вспомоществования социальных программ (таких, как социальная помощь) является необходимость проверки нуждаемости. Элементы социального вспомоществования являются непременной частью системы социальной защиты в рыночной экономике; поскольку только лишь с помощью принципов социального страхования и социального обеспечения невозможно учесть все возможные страховые риски и построить многоплановую и всеохватывающую систему социальной защиты населения. Несовершенство организации социальной защиты на основе этого принципа связано с необходимостью проверки нуждаемости и, как следствие, отсутствием определенности в объеме нужных социальных услуг.

Принцип социальной солидарности предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения. Можно выделить три составляющие данного принципа. Первая предполагает рассмотрение социальной солидарности как объединения различных рисков при одинаковых страховых взносах. Второй компонент социальной солидарности связан с рассмотрением его как модели межвременного перераспределения. Иначе говоря, речь идет о так называемом договоре поколений, необходимом для перераспределения доходов от трудоспособных молодых к нетрудоспособным старым участникам системы социальной защиты. Третий элемент принципа предполагает понимание его в качестве основы межличностного перераспределения. В данном случае перераспределение доходов осуществляется:

- между наиболее богатыми и наиболее бедными группами участников системы социальной защиты;

- непосредственно между застрахованными субъектами;

- между застрахованными и незастрахованными участниками [2, с.14].

Процесс социальной защиты представляет собой социальное обеспечение.

По своей сути социальное обеспечение есть система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования государственных целевых социальных фондов и использования их для социальной защиты граждан страны. Существование социального обеспечения продиктовано необходимостью содержания нетрудоспособных граждан, их поддержки и выравнивания жизненного уровня различных групп населения [23, с.96].

Современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения.

В сферу государственного социального обеспечения входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.

Социальная помощь - это форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

В понятие социальной помощи включаются разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны все законодательные, договорные и нравственные возможности.

Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В Республике Беларусь социальное обслуживание основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности [8, с.89].

Государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование - это система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания государственного целевого фонда социальной защиты населения.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. В Республике Беларусь специальным фондом взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих выступает Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Фонд решает возложенные на него задачи в тесном взаимодействии с министерствами, другими центральными органами управления, общественными объединениями республики, деятельность которых связана с защитой интересов работающих граждан, пенсионеров, инвалидов и детей, а также во взаимодействии с местными органами управления [24, с.82].

Средства фонда социальной защиты населения формируются за счет трех основных источников:

1. Обязательные взносы юридических лиц, работающих на хозяйственном (коммерческом) расчете. По своей сущности это - социальный налог. Сумма взносов в фонд социальной защиты населения зависит от размера (суммы) фонда заработной платы работников предприятия, организации и размера страхового тарифа, который устанавливается в процентах от фонда заработной платы. Размер страхового тарифа может быть дифференцирован в зависимости от рода хозрасчетной (коммерческой) деятельности. В Республике Беларусь данный тариф колеблется от 10% до 35%.

Произведенные взносы социального налога включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а значит, являются ценообразующим фактором. Таким образом, фактическими плательщиками социальных платежей предприятий всех форм собственности являются покупатели.

2. Обязательные социальные взносы государственных некоммерческих учреждений и организаций, финансируемых из бюджета. Для этих целей при составлении сметы расходов предусматриваются ассигнования из бюджета по специальной статье «Взносы на социальное страхование». В связи с тем, что в современных условиях в отдельных бюджетных учреждениях фонд заработной платы состоит не только из бюджетных средств, но и тех, которые получены от разрешенной коммерческой деятельности, сумма социальных взносов в подобных случаях оказывается больше суммы бюджетных ассигнований на эти цели.

3. Обязательных индивидуальных взносов граждан, работающих по найму. Размер страховых взносов составляет 1 % фактической заработной платы, облагаемой социальным налогом [23, с.97].

В одних странах страхование носит накопительный, в других - солидарный, в третьих - смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных.

В современных условиях для установления принципа более жесткой эквивалентности выплат по социальному страхованию и страховых социальных взносов в Республике Беларусь введен индивидуальный учет сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного социального страхования. Органы ФСЗН каждому застрахованному лицу выдают свидетельство, присваивают номер и открывают индивидуальный счет. Индивидуальный лицевой счет содержит подробные сведения о застрахованном лице, необходимые для назначения и выплаты пенсий и пособий. Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной.

Ведение персонифицированного учета имеет следующие цели:

- обеспечение достоверности сведений о стаже застрахованного, до ходах, на которые начислены страховые взносы, и страховых взносах;

- создание информационной базы для назначения пенсий и пособий;

- информационное обеспечение процесса прогнозирования расходов на выплату пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, определения размеров страховых взносов, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного социального страхования;

- повышение заинтересованности застрахованных лиц в уплате взносов;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий застрахованным лицам.

Государственное социальное страхование существенно отличается от государственного личного. Во-первых, оно обязательное, а не договорное; во-вторых, фактически носит налоговый характер; в-третьих, осуществляется в основном за счет социального налога. В этом случае отсутствует индивидуальный учет средств, поступивших в фонд социальной защиты населения [8, с.91].

Использование средств, поступивших по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения представляет собой государственное социальное обеспечение

Использование средств, поступивших по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения, а также средств фонда содействия занятости населения представляет собой государственное социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение - система финансовых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

В сферу государственного социального обеспечения входит также и социальная помощь. Социальная помощь - форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

В расширенном понимании в понятие социальной помощи включаются разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны все законодательные, договорные и нравственные возможности. Таким образом, посредством института социальной помощи реализуется государственная концепция обеспечения минимального гарантированного дохода [23, с.96].

В заключение вопроса следует повторить, что современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения. В сферу государственного социального обеспечения входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.

 



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Формы обеспечения социальной защиты населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы обеспечения социальной защиты населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)