Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из актуальных проблем обеспечения социальной защищенности в Республике Беларусь на сегодняшний день является обеспечение населения жильем. Это вызвано в первую очередь значительным разрывом между высоким уровнем стоимости жилищного строительства и уровнем доходов населения.

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищные отношения.

Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются:

- обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов;

- формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;

- создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;

- правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.

Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.

Субъектами жилищных отношений являются:

- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане);

- юридические лица независимо от форм собственности;

- государственные органы.

Жилищный фонд в Республике Беларусь состоит из государственного и частного жилищных фондов.

Государственный жилищный фонд включает:

- республиканский жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности; 

- коммунальный жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности административно-территориальных единиц.

Частный жилищный фонд включает:

- жилищный фонд граждан – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности граждан;

- жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности –часть жилищного фонда, находящуюся в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности [11].

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право:

- получать жилое помещение в пользование на условиях и в порядке, установленных Жилищным Кодексом;

- получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства;

- осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство;

- получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;

- получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке субсидии на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;

- приобретать жилое помещение в собственность по основаниям, установленным законами Республики Беларусь;

- пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма) и на иных основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Беларусь;

- самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих жилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения;

- требовать устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению жилищных и связанных с ними прав, а также создающих угрозу здоровью, отдыху и свободному развитию личности, содержанию жилого помещения;

- на судебную защиту своих жилищных и связанных с ними прав и интересов и совершение иных действий, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений обязаны:

- соблюдать требования законодательства Республики Беларусь и договорных обязательств, связанных с реализацией жилищных прав;

- не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других субъектов жилищных отношений;

- возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи с пользованием этими жилыми помещениями;

- обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, при проведении необходимых ремонтных работ;

- соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта жилых помещений.

Согласно законодательству Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правами и исполняют обязанности в области жилищных отношений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь [11].

В период существования СССР решение жилищной проблемы в нашей стране целиком лежало на государстве, и оно на своем уровне изымало часть заработной платы всех работающих, строило и распределяло жилье по очереди, решая, какое количество метров жилья необходимо семье для жизни, труда и отдыха. Зная это, каждый из граждан добивался постановки на очередь, чтобы по истечении 10-15 лет получить так называемое бесплатное жилье.

Однако в настоящее время в нашем обществе все больше людей начинают понимать, что получить квартиру за счет государства с каждым годом становится все проблематичнее.

Национальной жилищной программой, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 года № 640, предусмотрено, что до 2015 г. жилищное строительство будет одним из главных приоритетных направлений экономической политики государства, определяющим социальное и экономическое положение граждан. Улучшение жилищных условий граждан планируется на основе всемерной поддержки активности в сфере строительства жилых домов, обеспечения доступности всех слоев населения к качественному жилью. Это будет реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования [5, с.21].

Формирование и развитие рынка жилья является одним из основных концептуальных положений жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике. Имея собственное жилье, будь оно приватизированное (принадлежавшее ранее государству) или построенное за счет собственных средств, любой гражданин может свободно им распоряжаться, переезжать из одного места в другое с целью приложения своих сил, знаний и таланта с максимальной пользой для себя, а значит, и для общества.

Тенденция увеличения частного жилищного фонда в последние годы приобрела устойчивый характер и сохранится в ближайшей перспективе. Это является достаточно ярким свидетельством того, что в республике на деле реализуется гарантированное ст. 48 Конституции Республики Беларусь право граждан на жилище, которое, в частности, обеспечивается содействием в приобретении жилья. Важное место в становлении и развитии жилищного рынка занимает так называемый первичный рынок жилья. В республике он представлен как непосредственно куплей-продажей вновь построенных и незаселенных квартир, так и долевым участием граждан в жилищном строительстве, а также приобретением новых жилых помещений в составе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ) и молодежных жилищных кооперативов (МЖК), то есть организаций граждан-застройщиков [5, с.24].

В настоящее время жилищная политика в Республике Беларусь реализуется по следующим основным направлениям:

- предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимся предусмотренными законодательством льготами;

- государственная поддержка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех граждан за счет собственных средств.

При регулировании отношений стоимости жилья и доходов населения планируется исходить из положения, соответствующего международным стандартам: стоимость жилого помещения не должна превышать 4-5 годовых доходов среднеобеспеченной семьи при развитой системе кредитования жилищного строительства.

В целях реализации государственной жилищной политики и прав граждан на жилище, в Республике Беларусь принят ряд нормативных актов. В рамках проводимой государственной молодежной политики Указом Президента Республики Беларусь от 17.06.1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» была поручена разработка порядка предоставления льгот при выдаче молодым гражданам и молодым семьям долгосрочных кредитов на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаведение домашним имуществом, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, а также компенсации ОАО «АСБ «Беларусбанк» за счет средств бюджета потерь при выдаче им кредитов на льготных условиях [37].

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» определено, что льготные кредиты предоставляются ОАО «АСБ «Беларусбанк» гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений. При этом кредитуемая жилая площадь составляет:

- для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

- для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра);

- для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи.

Максимальный размер кредита не должен превышать 90 % (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей - до 95 %) стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств [42].

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 10.09.1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» определены категории граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих соответствующие льготы, которым предоставлено право на пользование жильем по договорам найма, построенным за счет средств государственного бюджета:

- инвалидам;

- семьям погибших или пропавших без вести воинов;

- воинам-интернационалистам;

- лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

- многодетным семьям, имеющим троих и более детей;

- семьям при рождении близнецов;

- одиноким матерям;

- участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указом также определено, что при этом должен соблюдаться принцип одноразовости использования указанными гражданами права на внеочередное или первоочередное получение жилых помещений по договорам найма [39].

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.12.1996 г. № 428 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 10.09.1996 г. № 358» местным исполнительным и распорядительным органам, предприятиям, учреждениям и организациям поручено принимать на отдельный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодые семьи, молодых граждан из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие (проживающих) совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного и общественного жилищных фондов или по договору найма в домах, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам либо гражданам на праве собственности, а также в качестве временных жильцов (независимо от длительности проживания), если они изъявляют желание осуществить строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений за счет собственных средств, одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов [41].

В заключение вопроса следует повторить, что жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищные отношения.




2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)