Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №75 города Ангарска




 

Поддержка и развитие дошкольного образования должно быть одним из приоритетных направлений социальной политики правительства любой области. Действующим законодательством организация дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления.

Современное состояние муниципальной системы образования характеризуется разнообразием типов и видов образовательных учреждений, формированием демократических основ их деятельности, развитием вариативных образовательных услуг, совершенствованием механизмов финансовой деятельности учреждений.

За последние 3 года в городе Ангарске преодолена опасность потери качества образования, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся.

Образовательная деятельность направлена на формирование единого, открытого, личностного ориентированного образовательного пространства, которое включает в себя 127 муниципальных учреждений различных типов и видов. В муниципальную систему образования входят 43 общеобразовательных учреждения, 4 учреждения дополнительного образования, 78 дошкольных образовательных учреждений.



Управление муниципальной системой образования приобретает государственно-общественный характер. Идет работа по формированию в учреждениях образования фондов развития и попечительских советов.

Разрабатываются современные модели и методы управления муниципальной системой образования. Меняются целевые ориентиры, которые связаны с обеспечением социальной функции образования.

Интересен факт разработки программы развития дошкольного образования в Ангарском муниципальном образовании на 2007-2010 г.г. Целью, которой является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования на территории ангарского муниципального образования всем слоям населения, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка.

Были выделены следующие задачи:

· Максимальное удовлетворение потребностей населения города Ангарска в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения, снижение социальной напряженности в связи с неудовлетворенным спросом на их услуги.

· Улучшение условий пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

· Повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.

Важнейшими целевыми показателями стали:

· Количество введенных мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе за счет:

· Открытия дополнительных групп на базе действующих дошкольных образовательных учреждений;

· Количество капитально отремонтированных дошкольных образовательных учреждений;

· Численность детей, дополнительно привлеченных в систему дошкольного образования.

Ожидаемыми результатами реализации Программы и показателями ее социально-экономической эффективности к концу 2010г. станут:

· Введение 685 мест в дошкольных учреждениях;

· Открытие 40 дополнительных групп дошкольного образования;

· Обеспечение максимального охвата детей в возрасте от 1,5 года до 7 лет ДОУ до 90%;

· Сокращение очередности на устройство детей в ДОУ;

· Проведение ремонта 3 зданий дошкольных образовательных учреждений.

Решение одной из проблем, с которой столкнулось ДОУ №75, нашло отражение в данной программе, то есть необходимо открыть дополнительную группу на 18 человек в связи с перебором детей, на базе данного дошкольного учреждения. Кроме того, стоит заметить, что для урегулирования проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях на территории Ангарского муниципального образования вводятся в эксплуатацию бывшие здания ДОУ, в других также открываются дополнительные группы. Так в 2007 г. по плану должно добавиться 275 мест для дошкольников.

Инновационный потенциал дошкольного учреждения

Термин «инновационный потенциал» чаще используется в отношении к промышленным и коммерческим предприятиям. Однако при глубоком толковании понятие становится ясно его употребление и для дошкольного образовательного учреждения.

В современном мире с учетом изменений традиционной системы образования стоит пересмотреть существующие стереотипы.

Под экспериментальными разработками понимается систематическая деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или практическим путем. Она включает в себя получение новых материалов, введение современных технологий и дальнейшее их усовершенствование в процессе применения. В детском саду такая работа должна быть направлена на обеспечение жизни и здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что педагоги ДОУ №75 в своей работе должны опираться на следующие определения инновационного образования, данные учеными:

· Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

· Инновационное образование – это развивающееся и развивающее образование.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как радикальные, т.е базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. Говоря о детских садах, нужно употреблять понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

· Квалификационным составом коллектива педагогов;

· Наличием и прогрессивностью учебного оборудования;

· Наличием современной информационной базы;

· Наличием собственных методических разработок.

Как отмечают ученые, инновационный потенциал организации представляет собой совокупность характеристик, определяющих способность к инновационной деятельности.

Основными элементами инновационного потенциала для ДОУ №75 будут:

· Материально технические ресурсы;

· Финансовые ресурсы;

· Интеллектуальны е ресурсы;

· Социально-психологические факторы.

Показатели инновационного потенциала ДОУ №75 могут быть: научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника); инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:

· Налаживание тесных связей с научными учреждениями, консультациями со специалистами по различным вопросам;

· Использование педагогических приемов, позволяющих результативно управлять образовательным процессом;

· Организация кооперативных связей с другими ДОУ по внедрению и апробированию новых моделей образовательных программ;

· Развитие координационного и демократического стиля управления, для которого характерны формы и методы, помогающие раскрытию способностей подчиненных, стимулирующие творчество, побудительные мотивы к новаторству, поиск новых решений, ориентированных на существенное повышение эффективности работы;

· Оплата подготовки и переподготовки специалистов.

Для грамотного и эффективного управления людьми необходимо использовать такие инструменты как мониторинг социально-психологических процессов в педагогическом коллективе, моделирование и реализация их в практической деятельности. Либо же моральное стимулирование повышения качества и эффективности работы сотрудников.

Правильность направления инновационного процесса определяется качеством образования в ДОУ. Его показателем является непосредственный результат образовательного процесса в целом, который зависит от уровня квалификации педагогических кадров, состояния материально-технической базы.

Подчеркнем, что инновационный потенциал любого ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Современные исследователи утверждают, что будущее образования – в субъективности, диалогичности, интегрированности и развивающей направленности образовательного процесса, а также в фундаментальности подготовки педагогических кадров. По их мнению, эти составные части приведут к конкурентной способности учреждения, развитию духовно-нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.

Где же при одинаковом дефиците кадрового и материально-технического обеспечения ДОУ изыскать инновационный потенциал?

Рассмотрим интеллектуальные ресурсы:

За 2004-2006 гг. 15 сотрудников обучились в высших учебных заведениях города Иркутска, причем это не только институт по повышению квалификации педагогов, но могут быть и другие специальности и другие учебные заведения, например педагогический институт. Потребность в профессиональном росте продиктована не рекомендациями руководителя, а восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организованная деятельность, направленная на формирование высокой коммуникативной компетентности, и дает возможность коллективу заниматься инновационной деятельностью. Атмосфера поиска, творчества, доброжелательность, благоприятные условия для саморазвития отличают коллектив МДОУ №75.

Финансовые ресурсы помогают правильно оценить качества сотрудников, распределять материальные поощрения среди коллектива. Одним из стимулирующих факторов является надбавка за отличное выполнение работы, возможность оплаты самоокупаемых курсов повышения квалификации, повышения разрядности. Участие в общих мероприятиях, выполнение дополнительных обязанностей, расширение сферы деятельности рассматриваются на совете учреждения и выражаются в денежном эквиваленте. Рациональное распределение нагрузки среди сотрудников позволяет повышать уровень заработной платы в коллективе в рамках установленного фонда оплаты труда.

Говоря о материально-технических ресурсах, важно отметить понимание и поддержку учредителей – Департамента образования и социально-правовой защиты детства и управление дошкольного образования города. Несомненно, администрацией детского сада тоже немало делается для привлечения внебюджетных средств. При распределении же средств, предусмотренных бюджетом, необходимо соблюдать точность: выделять их на первоочередные приобретения, и те позиции, где можно сэкономить. Например, сейчас существует большое разнообразие оборудования для спортивных игр и развития двигательной активности. Но одни из них недоступны по цене, другие – не соответствуют возрастным особенностям раннего и младшего дошкольного возраста. На основании этого педагогами и родителями сформировано уникальное оснащение для физического развития, изготовленного своими руками, не только развивает физические способности детей, но и учит их бережному, уважительному отношению к данным пособиям. Ненужные предметы быта превращаются совершенно в фантастические коррекционные коврики, массажеры, гантели.

О социально-психологических факторах мы упоминали выше, но необходимо дополнить, что данный вопрос – один из важнейших составляющих успешной деятельности коллектива. Единство, взаимопонимание, поддержка друг друга ощущается не только в ежедневной работе, но и в проведении совместного досуга: «Красота спасет мир» – встреча с людьми творческих профессий, «Женщина – это любовь» – поэтический клуб, традиционные встречи молодых специалистов детского сада с педагогами-ветеранами. Коллективные посещения театров, подготовка конкурсных программ («Педагог года»), концертов с участием детей и взрослых, совместный отдых на речных просторах, активное участие во всех спортивных мероприятиях.

Качество образовательного процесса в ДОУ напрямую зависит от уровня педагогической компетентности членов коллектива. Современные требования к уровню дошкольного образования определяют необходимость непрерывного совершенствования и обновления знаний педагогов рассматриваемого ДОУ. С этой целью руководитель должен направлять педагогов на курсы и семинары по повышению квалификации, организованные органами управления образования, а также самостоятельно проводить учебные мероприятия, привлекая для этого опытных педагогов-новаторов и психологов. Деятельность аттестационной комиссии, руководство которой также осуществляет заведующая ДОУ, способствует повышению уровня профессионального мастерства и творческой заинтересованности всех педагогов.

Появление педагогических инноваций обусловлено необходимостью привести цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания детей в соответствие с постоянно изменяющимися запросами общества и личности. Следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане: что ново в одно время и для одного педагога, может быть давно известным другому педагогу или в иное время. Поэтому руководителю для осуществления инновационной деятельности требуется знать, как эти новшества, нововведения и инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

При правильном раскладе технология нововведений должна включать в себя четыре уровня:

1. Поиск новых идей:

· создание информационного фонда путем анализа информации, полученной педагогами на семинарах, конференциях;

· выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.

2. Формирование нововведения:

· формирование идей и возможностей ДОУ, планирование этапов работ;

· апробирование инновационных идей с участием «опережающей» группы педагогов;

· подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

3. Реализация нововведения:

· Расширение управленческих ресурсов (принятие дополнительных обязанностей или введение новой должности);

· Обучение инновационным технологиям всего коллектива.

4. Закрепление новшества:

· адаптация новшества к ДОУ;

· адаптация ДОУ к новшеству (для создания благоприятного психологического климата потребуется, с одной стороны, психо-коррекционная работа с педагогами и детьми, с другой стороны – закрепление обновленного образа ДОУ в сознании педагогического коллектива, родителей, воспитанников).

Система повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Управлением образования должно быть рассмотрено в качестве приоритетного направления создание собственной сети методической службы, направленной на повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. В разработанном Комплексном плане развития системы образования должны быть представлены концептуальные основы организации системы дополнительного образования работников ДОУ на базе современных технологий. Они направлены на преодоление педагогических стереотипов, развитие способности к педагогической рефлексии, на овладение коммунальными навыками и умениями.

Для улучшения качественных показателей подготовки педагогических кадров стоит разработать трехуровневую систему непрерывного образования:

Первый уровень – в дошкольном образовательном учреждении;

Второй уровень – в научно-методическом центре Управления образования;

Третий уровень – в научно-методическом центре и Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

На первом уровне диагностируется деятельность педагогических работников, выявляются личностные и профессиональные трудности. Для их разрешения нужно сформировать творческую группу, состоящую из заместителей заведующего по воспитательной работе, музыкального руководителя, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Взаимодействие этой группы с руководителями методических объединений и методистами научно-методического центра позволит эффективнее решить проблему самостоятельного повышения образовательного уровня педагогических сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.

На втором уровне для дополнительного образования педагогических работников должна проводиться следующая работа.

1. Создание школ передового опыта работы и участие в них руководителей и педагогов дошкольных учреждений.

2. Консультативная поддержка в реализации программ самообразования, освоения современных образовательных технологий.

3. Подготовка специальных проектов (могут быть творческие проекты, посвященные дню победы, 8 марта, дню города…..)

4. Разработка методических рекомендаций по их выполнению.

5. Формирование банка данных о достижении науки и передовой практики, информационных каналов, информационных потоков.

6. Организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по актуальным проблемам современного образования.

7. Обучение педагогических работников дошкольного образования на авторских курсах.

8. Обобщение и распространения творческого опыта.

На третьем уровне непрерывного образования работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Это позволит своевременно учитывать социальную ситуацию и активно сотрудничать с образовательными учреждениями и вузами страны.

Основной задачей дополнительного профессионального образования педагогических кадров является непрерывное повышение квалификации специалистов в связи с постоянным повышением образовательных стандартов. Для этого систему непрерывного образования необходимо развивать и совершенствовать.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (129)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7