Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Гражданско-правовая ответственность за нарушение       




  законодательства недропользовании

 

По общему правилу, не допустимо, применения двух и более видов юридической ответственности заодно и то же правонарушение.

Институты ответственности и восстановления прав, существующие в гражданском праве, имеют различную природу и назначение. Они могут действовать параллельно, одновременно, если правонарушением ущерб, который возможно возместить за счет причинителя. Взаимодействие осуществляется, если причинитель ущерба добровольно не возмещает его. "Между тем необходимо различать меры гражданско-правовой ответственности и иные предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, которые целесообразно именовать мерами защиты гражданских прав. Под мерами защиты следует понимать такие санкции, которые направлены не предупреждение или пресечение правонарушении, а если оно последовало- то на восстановление положения, существовавшего до право нарушении".

К мерам защиты относятся: признание права, присуждение к исполнению обязательства в натуре, восстановление положения существовавшего до нарушение права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, взыскание убытков, неустойки, признание сделок недействительной, компенсация морального вреда,  прекращение или изменение правоотношений: признание недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного или исполнительного органа, взыскание штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, и также иными способами, предусмотренными законодательными актами.



Гражданское законодательство применяется по отношению к охране и использованию природных ресурсов, если это отношение не регулируется специальным законодательством. Указе "О недрах и недропользовании" (утратил силу). "Гражданско-правовые отношения, связанные с правом недропользования, регулируется нормами гражданского законодательство, если они не урегулированы нормами настоящего указа". Это связано с тем, что указ "О недрах и недропользований", "О нефте" и законодательство об отдельных видах полезных ископаемых построены на тождественных отношениях связанные с заключением контрактов, их расторжением, возмещением причиненного вреда, последствиями не соблюдения обязательств.

Среди всех форм гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков. Обусловлено оно тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав является убытки. Данное форма ответственности имеет общее значение и применение во всех случаях нарушения гражданских прав, если в законодательствах и в договорах не предусмотрено иное. Другие формы гражданско-правовой ответственности применяются лишь в случаях прямо предусмотренных законом или договором, для данного конкретного правонарушения. Она по своей пути является общей мерой гражданско-правовой ответственности, иные меры называются специальными, так как они применяются в случаях, специально предусмотренных законом или оговоренных договором для соответствующего вида гражданского правонарушения, имея свои особенности. Правонарушитель уплачивает деньги либо предоставляют имущество потерпевшему. Возмещение убытков направлено не восстановление имущественной сферы потерпевшего за счет имущества правонарушителя. В отношении охраны недр возмещение убытков будет иметь компенсационный характер, в силу невозобновляемости и невосполнимости недр. Причинение убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством, в некоторых случаях в соответствии с инвестиционным законодательством.

Гражданское законодательство закрепляет принцип полного возмещения убытков, в отношений недр существует сложность расчета нанесенного ущерба, не возможно точно подсчитать ущерб нанесенный данному природному объекту в силу его взаимосвязанности с другими объектами. Полного возмещения экологического ущерба может и не быть, в силу необратимости последствии. Остро стоит вопрос о создании такого механизма, который бы с учетом накопленного опыта имел бы не только компенсационную функцию, но и превентивную. Выходом из этого положения будет ведение штрафных санкции за правонарушения в области охраны недр.

Дисциплинарная ответственность в силу своей специфики наименее пригодна в области охраны недр. В первую очередь это связано с субъективным фактором. Дисциплинарную ответственность можно применить в отношении лица подчиненного вертикальной системе управления. В частных предприятиях, а их большинство, руководители сами решают вопрос о положении дисциплинарного взыскания на работника, учитывая только свои внутрикорпоративные интересы.

Более эффективно о трудовых правоотношениях будет материальное ответственность, но и она имеет свои недостатки. Виновное не всегда сможет возместить ущерб нанесений окружающей среде привлечь судебном порядке возмещение (ст. 120 ЗоТ РК) учитывая низкую среднемесячную зарплату работника.

Дисциплинарная и материальное ответственность применяется при трудовых отношениях, при привлечении к ответственности необходимо помнить, что она будет возложена ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей. Наложение ответственности зависит от руководителей предприятии. Виновное лицо не только наносит вред, но и нарушает трудовую дисциплину. Действующее законодательство не исключает положение сразу дисциплинарной и материальной ответственности, но отсутствует в нем четко сформулированные правонарушения по пользованию и охране недр, что может привести к их сокрытию.

Административная ответственность, наиболее часто применяемая государственными органами власти и управления в области охраны недр в Республике Казахстан - это, прежде всего, связано с многочисленностью правовых норм, направленных на охрану недр. Кодекс об административных правонарушениях в КазССР" имеет ряд норм, направленных на обеспечение охраны недр.

Ряд авторов в области административной ответственности, в частности, Н. Бахрах, что административные и дисциплинарные правонарушения сходны в том, что они являются не общественно опасными, расследование по ним, применение санкции за их совершение осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

"Юридическая ответственность эффективно только притом условий, если ее носитель персонально определен. С точки зрения права каждый лично ответственен за собственную вину, здесь не может быть "Круговой поруки". Вместе с тем в имущественные горизонтальные правоотношения вступают не руководители хозяйственных организаций, а сами эти организации юридические лица.

Уголовная ответственность в области охраны недр отличается наиболее карательными санкциями. В новом уголовном кодексе Республики Казахстан вопросам охраны недр посвящен ряд статей. Это, прежде всего статья 286 нарушения правил охраны и использования недр; статья 284 нарушения законодательства о континентальном шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан; статья 294 непринятие мер по ликвидации экологического загрязнения; статья 277 нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; статья 278 нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ. В обеспечении комплексного и рационального использования недр немаловажное значение имеет именно уголовная ответственность. Практически данные статей уголовного кодекса на практике не применялись, но эффективность применения уголовной ответственности можно объяснить широким выбором наказания от штрафа до лишения свободы.

Решение этих и других вопросов в нефтегазовом секторе и в сфере инвестиционной деятельности позволит Республике Казахстан обеспечить надлежащий правопорядок в этих отраслях полезной деятельности в широком смысле этого слова и реализовать принцип партнёрства государства, бизнеса и гражданского обществ.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что Казахстан стоит на пороге экономических преобразований, одним из факторов, позволяющих пройти этот процесс безболезненно, являются использование и охрана недр.

На сегодняшний день сырье - добывающая и перерабатывающая промышленность занимают лидирующее положение в экономике нашей страны. Однако нужно учитывать, что недрам характерна невозобновляемостъ и невосполняемость, исчерпаемость – тем самым полезные ископаемые и отличаются от иных объектов. Чтобы использовать длительное время природные ресурсы их надо комплексно и рационально использовать. Правовое же регулирование недропользования тем или иным образом, направлено на комплексное и рациональное использование недр. Охранять недра, не значит не допускать их использования, наоборот, действующие законодательства направлены на стимулирование инвестиций в недропользование, а также на унификацию законодательства.

Анализируя действующее законодательство и изучив теоретическую литературу, для дальнейшего развития и совершенства отношений по использованию и охране недр необходимо:

- при разработке контрактов на недропользование более четко определить круг прав и обязанностей сторон, учитывать приоритет экологических интересов государства над экономическими;

- контракты на недропользование должны проходить экологическую, правовую и экономическую экспертизу со стороны государства.

С целью упрощения процедуры государственного регулирования в области недропользования законодательство постоянно развивается на основе учета интересов государства и недропользователей, а также создания прозрачных схем взаимоотношений между ними. В первую очередь, хотелось бы отметить, что Новым Законом о недрах существенно изменены полномочия государственных органов в сфере недропользования. В частности, множество полномочий по утверждению тех или иных подзаконных актов перенесены в компетенцию Правительства. Это связано с недавними изменениями и дополнениями в Закон «О частном предпринимательстве», в соответствии с которыми государственный контроль за субъектами частного предпринимательства может проводиться лишь на предмет выполнения Законов и Постановлений Правительства. Кроме того, в Новом Законе о недрах были закреплены многие фактически существующие полномочия государственных органов.

Также необходимо отметить, что Новый Закон о недрах учитывает изменения в системе государственных органов, возникшие в связи с Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2010 года «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан», в соответствии с которым возникли Министерства Индустрии и Новых Технологий Республики Казахстан, а также Министерство Нефти и Газа Республики Казахстан.

С целью эффективного управления информационными потоками, долговременного сохранения информации о недрах и автоматизации процессов Комитетом геологии и недропользования создан и формируется Государственный банк данных о недрах (ГБДН) на основе специализированных баз данных и современного компьютерного оборудования. ГБДН обеспечивает автоматизированный сбор, учет, накопление, обработку, анализ и использование информации о недрах Казахстана. Использование государственными потребителями информации ГБДН будет осуществляться посредством системы единой транспортной среды электронного правительства.

Кроме того, создан Национальный банк нефтегазовых данных (НБД), который является автоматизированным банком геолого-геофизических данных, основанным на современных аппаратных средствах архивирования компании IBM и программном продукте Landmark - Halliburton. Основное достоинство системы – расширение возможностей интерпретации за счет оперативного доступа ко всем данным сейсморазведки и скважинных исследований нефтегазоносных районов республики.

В результате анализа моей дипломной работы считаю возможным  внести в новый Закон «О недрах и недропользованиях» № 291-IV от 24 июня 2010 года следующие изменения и дополнения:

1. В п.3 статьи 29 предусмотреть уменьшение доли национальной компании при реализации проектов в сфере недропользования следующие долевые участия:

а) Общераспространенные полезные ископаемые, подземные воды, лечебные грязи во время разведки – 9%, а во время добычи – 20% доли национальной компании.

б) Твердые полезные ископаемые во время разведки 15%, во время добычи – 50%

2. Возобновить контракт на совмещенную разведку и добычу в виду того, что сроки выполнения геологоразведочных работ по общераспространенным полезным ископаемым может проводиться быстрее, чем на твердые полезные ископаемые и другие полезные ископаемые. Тем самым необходимо отметить, что  сократится срок окупаемости данных работ и будет идти доход государству.

3. Создать структурное подразделение при Комитете геологии и недропользования с полномочиями местных исполнительных органов, т.е. предоставить создаваемому структурному подразделению право на заключение контрактов на недропользование на прямую с недропользователями без участия местных исполнительных органов, в целях предотвращения имеющихся ошибок. Т.е. если недроплоьзователь получил контракт на недропользование с помощью конкурса это регион, например, по Южно – Казахстанской области, специальное структурное подразделение, которое ведет мониторинг  по общераспространенным полезным ископаемым знает, сколько недропользователей, выполняют или не выполняют свои работы, по сути, он занимается конкретно недропользованием и дает отчет, сколько и где именно добывается, он знает, что тот или иное контракт правильный или нет. За все это отвечает специалист в сфере недропользования, а акимат занимается предоставлением земельных отводов на основании права на недропользование.

Таким образом, предлагаемые изменения и дополнения в новое законодательство могут быть направлены на рациональное и комплексное использование недр. Кроме этого, государство сможет более эффективно вести контроль за недропользователями, способствовать созданию предприятий и производств (недропользователей), а также обеспечить рост налоговых поступлений (доходов).

 

Список использованной литературы

 

1. Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан и практика его применения. - Алматы, 1996.

2. Ахмеджанова Г.Б. Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. "Правовые основы охраны недр в Республике Казахстан на этапе перехода к рынку". - Алматы, 1997.

3. Ахмеджанова Г.Б. Право и охрана недр в Республике Казахстан. -Алматы, 1996.

4. Байдельдинов Д.Л. Некоторые вопросы гражданско-правовой от-вественности за нарушение экологического законодательства. // Вестник КазГНУ (серия юридическая).- Алматы, 1996.

5. Байдельдинов Д. Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан: проблемы теории кодификации. - Алматы, 1996.

6. Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в области экологии. - Алматы, 1998.

7. Байдельдинов Д.Л. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. - Алматы, 1993.

8. Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

9. Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. Законодательство об охране природы в Казахской ССР. - Алматы, 1973.

10. Байсалов С.Б. Понятие и характер природоохранительного права. - Алматы, 1997.

11. Байсалов С.Б. Органы охраны природы. Правовая охрана вод. - Алматы, 1977.

12. Байсалов С.Б., Еркинбаева Л.Г., Тюлеубекова С.Ш. Проблема возмещения вреда, причиненного природой среде.

13. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. - Красноярск, 1985.

14. Бринчук М.М. Экологическое право. - М., 1998.

15. Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. 200 вопросов и ответов по охране природы. - Алматы, 1987.

16. Басин Ю.Г. Некоторые существенные особенности аренды государственного имущества // Советское государство и право, 1990, №5.

17. Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР. - М., 1974.

18. Боголюбов С.А. Земельное право. - М., 1998.

19. Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы. // Государство и право, 1996. №9.

20. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б., Ильяшенко П.В. Предмет и система советского земельного права. - Алма-Ата, 1981.

21. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б., Ильяшенко П.В. Правовое обеспечение рационального природопользования. - Алма-Ата, 1985.

22. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б. Эффективность природоохранительного законодательства. - Алма-Ата, 1988.

23. Ерофеев Б.В. Соотношение земельного, горного, лесного и водного права. // Советское государство и право, 1971.

24. Ерофеев Б.В. Основы земельного права. - М., 1971.

25. Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранного законодательства. - Львов, 1979.

26. Мороз С.П. Право недропользования иностранных инвесторов. -Алматы, 1996.

27. Мухитдинов Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. - Алма-Ата, 1972.

28. Мухитдинов Н.Б. Правовая охрана недр. Право государственной собственности на природные ресурсы. - Алма-Ата, 1977.

29. Мухитдинов Н.Б. Основы горного права. - Алма-Ата, 1983.

30. Мухитдинов Н.Б. Закон об охране окружающей природной среды Республики Казахстан: проблемы и особенности их решения. // Советское государство и право, 1992.

31. Мухитдинов Н.Б., Тукеев А.Ж., Мороз С.П. Горное право Республики Казахстан (учебное пособие). - Алма-Ата, 1992.

32. Мухитдинов Н.Б., Мороз С.П. О правовой природе института консессии недр.- Алматы, 1993.

33. Мухитдинов Н.Б., Мороз С.П., Косдавлетов К. Экологическая безопасность. Чья это забота. // Фемида, №5, 1996.

34. Петров В.В. Экология и право. - М., 1982.

35. Петров В.В. Новый земельный строй России: формы собственности на землю и ее приватизация. // Вестник МГУ, 1991. №1.

36. Петров В.В. Экологическое право России. - М., 1995.

37. Правовая охрана природы в Казахской ССР. - Алма-Ата, 1977.

38. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем разница. // Государства и права, №3. 1996.

39. Наришева Н.Г. Понятие и сущность таксовой ответственности за нарушение законодательства о природных ресурсах. // Государство и право, 1998.

40. Певзнер М.Е. основные направления совершенствования законодательства о недрах. // Государство и право, 1997.

41. Стамкулов А.С. Правовая охрана природы в Казахской ССР. - Алма-Ата, 1982.

42. Стамкулов А.С. Некоторые вопросы права исключительной собственности на землю Республики Казахстан. // Вестник КазГУ (серия юридическая), Алматы, 1993.

43. Сулейменов М.К. Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. - Алматы, 1997.

44. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение. – Алматы, 1998.

45. Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право. - М., 1996.

46. Суханова Е.А. Гражданское право. - М., 1998.

47. Михалкова В.А. Земельное и лесное право. - СПб, 1998.

48. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М., 1998.

49. Проблема рационального использования недр. - Л., 1971.

50. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. - М., 1985.

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7